Font Size

Cpanel

Об утверждении федерального классификационного каталога отходов

DudnikovaС июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с комментарием в очередном выпуске ЭКОЗАКОНа к одному из разъясняющих писем Минприроды России приказа Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», который зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 2014 года № 33393.

Письмо Минприроды России от 30 июля 2014 года № 05-12-44/16059 «О направлении разъяснений»

Письмо вышло до 1 августа 2014 года с целью разъяснить новые правоотношения, в которые вступают природопользователи по наступлению этой даты. В частности, с 1 августа 2014 года вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее – ФККО-2014).

Основная мысль письма, полезная для природопользователя, заключается в том, что новый ФККО-2014 сохранил преемственность с предыдущим, в результате чего переделывать документы до истечения указанного в них срока действия требуется только в двух случаях:

1. При наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации.

2. При выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя.

Первый пункт, полагаем, имеет в виду основания переоформления документа, указанные в соответствующих административных регламентах, например, реорганизация юридического лица или изменение его наименования или адреса и т. п.

Второй пункт вызывает большее опасение. С одной стороны, сказано, что новый ФККО-2014 сохранил преемственность с предыдущим ФККО-2003, с другой стороны второй критерий предполагает возможность несоответствия установленного класса опасности по старому ФККО-2003 новому ФККО-2014, что будет являться основанием для переоформления документов.

Вместе с тем, письмом предлагается при направлении в территориальный орган Росприроднадзора копии паспорта, оформленного по новым правилам, при желании, к копиям документов подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, прилагать документы, свидетельствующие о классе опасности отхода, согласованные по старым правилам.

Видимо, предоставление обоснования, оформленного по старым правилам, позволит принять обоснованное решение в части обязательности пересмотра установленного по устаревшим нормативно-правовым актам класса опасности. Следовательно, если на предприятии есть согласованные с Росприроднадзором (Ростехнадзором) документы по установлению класса опасности, то лучше их приложить к паспорту, направляемому в Росприроднадзор.

Письмом сообщается, что структура ФККО-2014 базируется на основном классификационном признаке - происхождении отхода, его принадлежности к определенному производству, технологии, и сформирована на основе утвержденных приказом Госстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. При этом при формировании ФККО-2014 учитывались материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности, разработанные хозяйствующими субъектами и согласованные в установленном порядке Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее - Ростехнадзором и его территориальными органами).

В письме также отмечено, что Минприроды России разработан ведомственный проект приказа «Об утверждении порядка отнесения отходов к классам опасности», по которому завершаются процедуры оценки регулирующего воздействия, после чего он будет в установленном порядке утвержден и направлен на государственную регистрацию в Минюст России. Данный порядок будет предусматривать установление процедуры подготовки хозяйствующими субъектами документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, а также содержать дополнительные разъяснения по проведению паспортизации отходов I - IV классов опасности.

На момент подготовки настоящей аннотации заключение по оценке регулирующего воздействия (ОРВ) опубликовано на сайте Минэкономразвития России

http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ria/result/2014082113, оно отрицательное и достойно того, чтобы с ним ознакомиться.

В результате на период существования пробелов в правовом регулирования, который, похоже, затягивается, вопреки оптимистичным прогнозам Минприроды России, министерство просит Росприроднадзор при осуществлении разрешительной и контрольно-надзорной деятельности руководствоваться следующим:

В связи с тем, что ФККО-2014 сохранил преемственность с данными ФККО-2003 в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором (ранее - Ростехнадзором) разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть ПНООЛР; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуют переоформления.

На официальных сайтах Минприроды России и Росприроднадзора в сети «Интернет» до 1 августа 2014 года будет опубликован переходный конвертор из ФККО-2003 в ФККО-2014 (опубликован - http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1605).

По известной практике, территориальные органы Росприроднадзора в связи с отсутствием ранее установленного Правительством Российской Федерации порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности руководствовались приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Минприроды России отмечает, что с 1 августа 2014 года необходимо руководствоваться только положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.

Тем более, что с 1 августа 2014 года вступает в силу приказ Ростехнадзора от 27 марта 2014 года № 125 «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

В случаях наличия в территориальном органе Росприроднадзора на 1 августа 2014 года материалов хозяйствующих субъектов, поданных на получение разрешительных документов до вступления в силу ФККО-2014, материалы подлежат рассмотрению с учетом вышеуказанных разъяснений.

Таким образом, если хозяйствующим субъектом оформлены материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности до вступления в силу ФККО-2014 и установленный в этих материалах класс отходов не противоречит данным, утвержденным ФККО-2014, такие материалы могут быть использованы для оформления разрешительной документации после 1 августа 2014 года.

С 1 августа 2014 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.

Итак, согласно данному письму, можно предположить существенную схожесть нового и старого ФККО. Однако на самом деле это не так и есть примеры наличия существенных изменений в новом ФККО-2014 по сравнению со старым ФККО-2003.

А.Г. Дудникова
заместитель генерального директора 
по правовым вопросам, 
ООО «ЭКОТИМ»