Font Size

Cpanel

О внесении изменений в порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

divovichmsС июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с комментарием в очередном выпуске ЭКОЗАКОНа к Приказу Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50»

Приказ Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50»

Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2014 № 35513

Практически одновременно с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349, утвердившего новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вступил в силу с 10 февраля 2015 г.), вступили в силу и изменения, внесенные в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (изменения в Порядок вступили в силу с 3 февраля 2015 года).

Действие Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и медицинскими отходами.

В случае наличия у юридического лица филиалов и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может по усмотрению хозяйствующего субъекта разрабатываться отдельно для филиалов и обособленного подразделения. Если филиалы и обособленные подразделения расположены на территории двух и более субъектов РФ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются для них отдельно.

В части разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) отмечено, что в лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для использования и/или обезвреживания. Переименована графа Примерного образца документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приложения к Порядку «Годовой норматив образования отходов, тонн» в «Норматив образования отходов, осредненный за год, тонн».

Внесены изменения в порядок рассмотрения и утверждения ПНООЛР.

Для согласования в территориальные органы Росприроднадзора предоставляются только заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные документы могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте, а также некомплектности проекта, территориальные органы Росприроднадзора уведомляют в течение 5 рабочих дней о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов.

Если природопользователь не устраняет нарушения в 10-дневный срок, Росприроднадзор возвращает ему пакет сданных документов.

Территориальные органы Росприроднадзора принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и ПНООЛР или с момента устранения неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте.

Установлен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такими основаниями могут являться только:

● наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка (Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349);

● отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

● превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

На наш взгляд такой перечень оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оставляет меньше возможностей для расширительного их толкования, которое зачастую свойственно сотрудникам Росприроднадзора при рассмотрении ПНООЛР.

Технический отчет теперь — это отчет по обращению с отходами, а не отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Конкретизированы случаи, в которых Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению. Один из случаев - изменение данных об объектах размещения отходов. Также важно отметить, что ранее переоформление также могло происходить только при неизменности производственного процесса и используемого сырья, сейчас — при неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов.

Напомним, что Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, был подвергнут экспертизе Минэкономразвития России в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Цель была достигнута, положения были выявлены. Заодно отмечена неэффективность существующего подхода к нормированию в сфере обращения с отходами в целом, прозвучали предложения об отмене ПНООЛР и переходе на декларирование планируемых объемов и мест размещения отходов. Столь смелые решения требуют изменения федеральных законов, и Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ подобные изменения внес, но вступление их в силу сильно отсрочено по времени. Минприроды России внесло те изменения, на которые имело полномочия. Мы отмечаем в целом прогрессивность внесенных изменений и будем смотреть, чем ответит на эти изменения правоприменитель — Росприроднадзор.

М.С. Дивович,
к.т.н., с.н.с., генеральный директор, ООО «ЭКОТИМ»,
заместитель председателя
Комитета по охране труда, здоровья, окружающей среды и безопасности,
руководитель подкомитета по охране окружающей среды
Ассоциации европейского бизнеса в России