Font Size

Cpanel

Об оценке фактического воздействия нормативных правовых актов РФ и внесение в них некоторых изменений

DudnikovaС июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с комментарием в очередном выпуске ЭКОЗАКОНа к Постановлению Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативно-правовых актов, проводимая Минэкономразвития России, наверное, единственная реально действующая и имеющая рычаги для реализации процедура по приведению ведомственных нормативно-правовых актов к здравому смыслу и в соответствие с заявленными, а не скрытыми целями регулирования.

Об этой процедуре мы писали, в частности, в статье «Об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», опубликованной в журнале «Экологический вестник России» № 3, 2013 г.

Рычагом, обеспечивающим практическую реализацию экспертных выводов, был п. 4(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», предусматривающий конкретные меры, обязывающие ведомство убрать необоснованные нормы из своего акта. Если ведомство не исполняло данное требование в установленный срок, Минюст России был вправе внести в Правительство Российской Федерации предложение об отмене этого акта или его отдельных положений.

Этот пункт утратил силу.

Сама ОРВ заменяется на оценку фактического воздействия, которая первый год будет проводиться Минэкономразвития России, а потом — ведомствами, издавшими акт. Полагаем, что во второй год существования ОФВ успешность актов резко возрастет.

Рычагов, подобно утраченному, которые будут обязывать ведомства совершенствовать свои акты по результатам ОФВ, не выявлено.

Правда, добавлены полезные нормы, которые вступят в силу с 1 октября 2015 года, как только будет собран экологический сбор. Эти нормы касаются проектов актов, регулирующих отношения, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260 и пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, т. е. проекты актов, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства.

В случае если проекты данных актов имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

Другими словами - если введен новый способ дополнительного финансового обременения предприятий, то необходимо убрать старый способ так, чтобы общие финансовые затраты предприятия не увеличились.

В случае если проекты данных актов затрагивают общественные отношения, возникшие до вступления их в силу, а также предусматривающих необходимость проведения мероприятий, связанных с реализацией вступивших в силу нормативных правовых актов, такие проекты актов должны содержать соответствующие переходные положения и (или) соответствующие нормы временного действия.

В отношении проектов данных актов может быть принято решение о проведении эксперимента, представляющего собой их временное применение на территории отдельных субъектов Российской Федерации, имеющее целью определить возможные положительные и (или) отрицательные последствия введения нового правового регулирования в отношении проектов актов с трудно прогнозируемыми последствиями их принятия для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое ощущение, что приведенный выше абзац был написан специально для Минприроды России, потрясающего своими экспериментами.

А.Г. Дудникова,
заместитель ген. директора по правовым вопросам,
ООО «ЭКОТИМ»