Font Size

Cpanel

Стоит ли ждать требуемых для перехода на новую систему подзаконных актов или вступление соответствующих норм в силу опять передвинут

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с комментарием в очередном выпуске ЭКОЗАКОНа к письмам Минприроды России в сфере обращения с отходами производства и потребления и загрязнения атмосферного воздуха.

Письмо Минприроды России от 12.02.2015 № 12-50/1025-ОГ «О рассмотрении обращения»

По мнению Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, в отношении таких отходов возможно применение норм Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Минприроды России подготовило и направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163.

После вступления в силу указанных изменений Минприроды России будут приведены в соответствие ведомственные акты с целью их распространения на определенный вид медицинских отходов.

Вместе с тем в настоящее время федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, содержит подтип 7 47 000 00 00 0 «Отходы при обезвреживании отходов» с группой 7 47 800 00 00 0 «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов».

Данная группа не заполнена в соответствии с требованиями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, и будет наполнена информацией о конкретных видах отходов после внесения изменений в законодательство Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

А пока действие норм Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.

Письмо Минприроды России от 01.10.2014 № 05-12-44/22301 «О разъяснениях по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами»

Минприроды России сообщает, что обращение с медицинскими отходами регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а не природоохранным законодательством. Вследствие чего, выдача разрешительной природоохранной документации на медицинские отходы и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении неправомерны.

Письмо Росприроднадзора от 20.02.2015 № ОД-06-01-31/2606 «О плате за сбросы сточных вод»

Письмо отражает колебания правоприменителя в отношении нормируемых абонентов и желание Минприроды оставить плату за НВОС организациям ВКХ. Пока можно дальше ждать требуемых для перехода на новую систему подзаконных актов и полагать, что и 1 июля революции не произойдет - либо вступление соответствующих норм в силу опять передвинут, либо скорректируют так, чтобы платежи за НВОС остались за организациями ВКХ.

Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации

В целях реализации пункта 4 плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 № 504-р утверждены методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации.

Рекомендации представляют собой, в том числе информационный интерес для преподавателей природоохранных дисциплин и иных лиц, интересующихся проблемой.

Письмо Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Согласно разъяснению Минприроды России, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В такой обтекаемой форме Минприроды России стесняется сообщить, что с 1 января 2015 года за передвижные источники можно не платить.

Обтекаемая форма, возможно, вызвана наличием коллизии, получившейся в результате несогласованности сроков вступления в силу поправленных норм различных законов (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ принимался крайне спешно).

Суть коллизии:

С вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 28 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Статья же 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до 1 января 2016 года остается в старой редакции, в которой говорится о платежах за выбросы без конкретизации видов источников (стационарные или передвижные). Сама статья отсылает к порядку, установленному Правительством. Порядок еще не скорректирован в соответствии с нововведениями. О чем и указывает Минприроды России, сообщая о подготовке соответствующих нормативных актов. А пока в Порядке, установленном Правительством, продолжает существовать норма о платежах за передвижные источники.

С 1 января 2016 года вступит в силу аналогичная норме Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» норма Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и коллизия исчезнет. В связи с чем ряд предприятий предпочитает на всякий случай платить - вдруг госорган передумает. Всё может быть.

По нашему мнению, настоящее письмо перевешивает чашу весов в сторону невнесения платежей за передвижные источники. К тому же новая норма отменяет старую, а специальная - общую. Все это подходит для того, чтобы признать данную норму Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обладающей более высокой юридической силой в части платежей за передвижные источники, чем соответствующая норма Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора
по правовым вопросам, ООО «ЭКОТИМ»