Законодатель продолжает удивлять всё больше и больше

dudnikova2

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».
В журнале ЭВР № 8, 2012 была опубликована статья «Незнание закона не освобождает от ответственности», а в № 2 за 2013 год - статья «Новогодняя шутка законодателя». И снова как в сказке - чем дальше, тем страшнее, потому что законодатель продолжает печально удивлять всё больше и больше. В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с извлечением из последнего выпуска ЭКОЗАКОНа.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Видимо, нет предела пренебрежения юридической техникой и человеческой порядочностью. Что демонстрирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в природоохранной его части.
Самая первая статья закона говорит о том, что «настоящий Федеральный закон устанавливает особенности правового регулирования отношений, возникающих при подготовке, согласовании и утверждении документации по планировке территории для размещения объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами...».
Логично предположить, что все остальные статьи закона распространяются только на правоотношения, географически очерченные Таманским и Керченским полуостровами.
Вряд ли кому из экологов, чья деятельность, к тому же, не связана с Крымом, пришло в голову внимательно изучать этот закон.
Однако, в этом Федеральном законе, принятом в разгар летнего отдыха и всеобщей расслабленности, есть природоохранные нормы, распространяющиеся на всю территорию России.
О первой норме хотя бы Минприроды России предупредило (выпуск ЭКОЗАКОНа® август 2015 г., документ № 11). Действительно, данным законом произведен очередной перенос срока вступления в силу норм Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». На сей раз сразу на 3,5 года, т. е. до 1 января 2019 года.
Вторая норма, о которой уже не предупреждали, была проведена без особой огласки и незаметно. Ощущение, что российский законодатель и российский народ находятся по разные стороны баррикад. А законодатель - нашкодивший ребенок, который должен во что бы то ни стало обхитрить родителя. Была «спрятана» следующая норма:
Статью 17 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» изложить в следующей редакции:
«Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков.
1. Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
2. В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
3. Особенности подготовки договоров аренды, указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.».
Спрятаны данные нормы совершенно правильно, т. к. против них резко возражали здравомыслящие экологи. Эти нормы не только крайне коррупциогенны, но и криминогенны.
Также внесены изменения в ряд ключевых федеральных законов, в том числе, в целях ослабления природоохранного бремени при строительстве транспортной инфраструктуры, которой посвящен закон. Закон в целом действует до 31 декабря 2018 года. Вероятно, законодатель предполагает временные послабления, необходимые в данной острой политической и экономической ситуации в Крыму, после чего в штатном режиме на этой территории также должно будет соблюдаться природоохранное законодательство России в полном объеме. Послабление же в законодательстве об ООПТ сроком действия не ограничено.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора
по правовым вопросам, ООО «ЭКОТИМ»