Font Size

Cpanel

Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду

lisovviМногие страны мира завидуют территории и природным богатствам России. Высокоразвитые Германия, Южная Корея и Япония весьма заинтересованы в импорте российских руд, металлов и иных природных материалов из России. Однако ситуация с геологоразведкой твердых полезных ископаемых далеко не благополучная, что повседневно ощущается и в МГРИ-РГГРУ. Поставки различного сырья и продукции первичной промышленной обработки России на внутренний и внешний рынок в последние годы прямо определялись территориями и объемами геологоразведки. С 2014 г. в условиях обострения международных отношений России с США, странами Евросоюза из-за конфликта с Украиной процесс внешней торговли меняет свою структуру. Специфическая «экономическая война» особо затронула нефтегазовую отрасль, которая является основным загрязнителем и разрушителем нашей окружающей среды. В итоге под угрозой сохранение достигнутых объем добычи и экспорта нефти.

Рассмотренная Комитетом ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии тема «круглого стола» 12 ноября 2015 г. «Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду» особенно актуальна и значима для геологоразведочной отрасли в нынешней сложившейся экономической ситуации в стране. С одной стороны, есть известные частные проблемы, которые в России не решаются не столько в силу несовершенного законодательства в части промышленной политики для недропользования в России (цели технического прогресса, приоритеты, финансовые возможности, методы управления и др.) или в части соответствующей экологической политики (мониторинг, нормативы, региональные проблемы, прикладная наука, глобальные изменения окружающей среды и др.), сколько в силу экономических и финансовых причинам. Здесь чаще всего власти при решении оборонных и социальных проблем жертвуют экологией и здравоохранением.

Эта сложная тематика в поле зрения МГРИ-РГГРУ с его Факультетом геоэкологии и географии (ФГиГ), созданным в августе 2014 года на базе Экологического факультета (образован в 2009 г.). На факультете ведется подготовка студентов по направлениям подготовки:

05.03.06 «Экология и природопользование» (бакалавры);

05.04.06 «Экология и природопользование» (магистры);

20.03.01 «Техносферная безопасность» (бакалавры).

Общий контингент студентов – более 250 чел. Научная работа в униветситете, включая работы аспирантов, ведется по «Методологии определения экологического риска при различных видах освоения территории», «Разработке технологий очистки природных сред от загрязнения», «Совершенствованию системы объектных мониторингов окружающей среды» и другим направлениям.

Прежде чем давать рекомендации МГРИ-РГГРУ должен отметить низкий уровень финансирования геологических работ в годовых бюджетах России. При этом объемы корпоративных работ в этой области экономики страны не нацелены на поиск новых крупных и средних месторождениях России. Это особенно относиться к поиску ряда важных для мирового рынка твердых полезных ископаемых.

1. Издержки в низком уровне геологоразведки России оборачиваются крупными потерями в бизнесе и экологии

Можно только сожалеть, но 2015 г. снова стал годом заметного снижения бюджетного финансирования геологоразведки (табл.1). Как и прежде, оперативное управление экономикой и финансами жертвует более эффективной стратегией для России в перспективе 10-15 лет.

Таблица 1. Динамика бюджетных и корпоративных затрат на геологоразведку в России в 2009-2015 гг., млрд. руб.

Затраты на геологоразведку

                                       Годы

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Федеральный бюджет

18,9

20,6

20,0

27,1

32,1

35,7

31,6

Промышленные недропользователи

145,7

169,8

204,6

225,0

240,0

270,0

336,3

Всего

164,6

190,4

224,6

252,1

272,1

305,7

367,9

Как известно, основной объем геологоразведочных работ в России выполняется в корпоративном секторе, децентрализовано, при ведении промышленной разработки различных месторождений полезных ископаемых. В последние годы из всех национальных затрат на российскую геологоразведку 80% было направлено на поиск нефти и газ. С другой стороны, внебюджетные (корпоративные) затраты на геологию в России составляли около 90% от всех национальных затрат. Это говорит о том, что наши выпускники (геологи, геофизики и горные инженеры) в основном работают вне ОАО «Росгеология» и чистого государственного сектора с подчиненностью Минприроды РФ и Федеральному агентству по недропользованию. Отсюда жизненная необходимость усиления интеграционных связей МГРИ-РГГРУ с такими ВИНК как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Славнефть», «Башнефть» и другими добывающими нефтегазовыми компаниями.

Вновь созданная России госкорпорация ОАО «Росгеология» предпринимает усилия для рывка в российской геологоразведке, что относиться и к подготовке более квалифицированных кадров со средним и высшим профессиональным образованием. На мой взгляд, при нашем состоянии неадекватности объемов геологоразведки в России нужно бы иметь бюджетное финансирование для поиска новых крупных месторождений на уровне 100-150 млрд руб.

МГРИ-РГГРУ весьма озабочен неудовлетворительным состоянием геологического изучения недр России.

Добывающая промышленность несет громадные финансовые потери на завершающей стадии поисково-разведочных работ при бурении разведочных скважин. Как показывает российская практика, лишь 15-20% указанных геофизическими методами нефтегазовых структур содержат продуктивные залежи, и обычно 80-85% пробуренных скважин оказываются «сухими». Даже в хорошо изученных геофизическими методами регионах при глубинах свыше 3 км практически только одна из 3-5 пробуренных поисковых скважин оказывается продуктивной, а остальные являются или сухими или же мало дебитными, малорентабельными в эксплуатации.

Но проблематика прикладной геологии шире геофизических исследований недр Земли. Известно, крупные проекты для недропользования в мире возникают и оформляются в документацию поэтапно и постадийно.

Для современной России недостаточные объемы начального звена геологоразведочного процесса, формирующего основу геологических знаний, ведет к деформированию последующих этапов, нарушению принципы последовательных приближений, ликвидации системной методологии познания истории развития, состава, строения земной коры, закономерностей размещения полезных ископаемых2.

В этой связи работающие в российском недропользовании крупные и средние инвесторы отмечают неэффективность организации наших геопроектов.

В недавнем докладе крупной золотодобывающей канадской корпорации «KINROSS» «Стимулирование инвестиций в недропользование: предложения по развитию геологического изучения и добычи в России»3 приводится содержательная таблица (с. 29), показывающая большое структурное отличие проектов России и в целом мира (табл. 2).

Taблица 2. Распределение ГЕОпроектов на разных стадиях развития по странам (по количеству проектов в абсолютных единицах и в процентах)

Стадия развития проекта

В целом по

Канада

Чили

Бразилия

Австралия

Россия

Геологическое изучение площадей*

1 352/20,74%

284/23,07%

15/17,45

22/16,67

95/12,28

12/4,91

Выбор участков детализации*

1 654/25,40%

422/34,28%

27/31,40

40/30,30

148/19,15

19/7,78

Разведка

1 848/28,36%

389/31,60%

14/16,27

24/18,18

299/38,69

121/49,60

Стадия ТЭО

293/4,49%

26/2,12%

9/10,46

7/5,30

48/6,21

7/2,87

Подготовка к добыче

105/1,61%

9/0,73%

1/1,17

2/1,52

8/1,03

6/2,46

Добыча

1 265/19,40%

101/8,20%

20/23,25

37/28,03

175/22,64

79/32,38

Итого

6 517/100%

1 231/100%

86/100%

132/100%

773/100%

244/100%

 

* Геологическое изучение и выбор участков детализации относятся к проектам ранних стадий

Примечание. Структура в процентах рассчитана автором

О чём говорит приведенная таблица экспертов «KINROSS»?

Если развитых добывающих странах мира проекты по «Геологическому изучению недр» (начало этапов и стадий) составляют в натуре 20,74%, то в России – лишь 4,91%. Аналогична ситуация для России по проектам «Выбор участков детализации». Если в мире их 25,4%, то в России – 7,78%. В конечном итоге проектная работа в России пытается компенсировать такие риски и потери в производстве на стадии «Разведка»: в мире их 28,36%, а в России – 49,6% (!). В условиях информационной и геологической неопределенности в России «Стадия ТЭО» слишком экономичная – 2,46% (в Чили – 10,46% и Австралии – 6,21%).

Тенденция к непроработанности деталей проектов в России и их ТЭО на практике оборачивается превышением реальных капитальных затрат в 3 и более раз, по сравнению с проектными расчетами. В описанных условиях судьба нашего нового капиталоемкого бизнеса действительно «слишком рисковая», а удельный вес проектов «Добыча» в России – 32,28% (в высокоразвитой Канаде с качественными законами и эффективной практикой кредитования – таких проектов лишь 8,2%).

Организационные дефекты таких геологических проектов в России усугубляют неэкологичность нашего недропользования.

Если обобщить приведенные выше данные, то можно сделать вывод о нарастании геологических и экономических рисков в России именно в силу слабости ГГР на первых стадиях проектов по недропользованию.

По мнению наших экспертов, в связи с расширением функции и усложнением задач ОАО «Росгеология» этой производственной структуре можно рекомендовать разработку внутреннего корпоративного документа «О геологическом изучении недр России в ОАО «Росгеология» с участием крупного и среднего бизнеса, ведущих научных организаций и технических университетов России», в котором отразить основные проблемы геологоразведки и недропользования и пути их решения. Отчасти разработку корпоративного документа можно рассматривать как начальный этап подготовки полной версии проекта ФЗ «О геологическом изучении недр России».

2. Рекомендации МГРИ-РГГРУ, важные для добывающих компаний и чувствительные для Минфина России, в условиях резкого снижения его бюджетных доходов

2.1. В России возник крупный финансовый кризис, вызванный падением цен на нефть в мире в силу неэффективной политики конкурирующих нефтедобывающих стран и особенно стран-членов ОПЕК. Официально Россия не входит в этот нефтяной картель, хотя занимает 2-е место среди мировых экспортеров нефти в мире (на 1-м месте Саудовская Аравия). Стихийная нерегулируемая добыча нефти в мире в условиях глобализации, видимо, уже опасна, поскольку дестабилизирует экономику и ведет к росту терроризма в арабском мире (пример ситуации в Сирии). Добыча нефти, видимо, должна идти с учетом прогнозов ее потребления и регулироваться ОПЕК. Все это ставит перед руководством России проблему вхождения в этот картель. Если же России отказывают по политическим причинам, то нужна своя «информационная война» и ряд наступательных мер по линии МИД РФ. Будем считать это первой рекомендацией международного уровня.

2.2. Видится жизненная потребность в новых международных и внутрироссийских регламентах, особенно для защиты биосферы Земли. Угрозы для мира новы, необычны и катастрофичны. Уже началась дискуссия о необходимости снижения мирового ВВП (на 30% и более к 2050 г.). Есть и такой тревожный прогноз, что через 100 лет при сохранении тенденций производства и потребления содержание кислорода в атмосфере Земли может уменьшиться в 2 раза. Часть таких регламентов должна определять порядок безопасной добычи нефти на море или в Арктике. Потенциальные исполнители – Минэнерго и Минприроды РФ. Это – вторая рекомендация.

2.3. Россия не готова к добыче нефти на шельфе и в Арктике. В мире есть новые международные экологические требования (опыт США и Евросоюза), которые совершенно не годятся для нашей большой, но малонаселенной России. По плотности населения Ямал резко отличается, например, от Германии или Дании. Порой нефть добывается в регионах, где нет постоянного населения. В этой связи на Севере или в удаленной Сибири допустимы минимальными затратами крупного и среднего бизнеса на экологию это третья рекомендация МГРИ-РГГРУ. Конечно, такой вывод должен шокировать Минприроды и некие правозащитные НКО экологического профиля. Но нет в России больших средств в бюджете страны для экологии. Таких средств немного в крупном и среднем бизнесе. МГРИ-РГГРУ призывает подходить к проблеме экологичного недропользования дифференцировано и с учетом кризисного положения в экономике России. Через 5 лет вернемся в проблеме и учтем новые условия.

2.4. Осмыслим новейший пример последнего решения корпорации «Shell» отказаться от исследований аляскинского нефтяного шельфа. «Shell» свернула разведку не потому, что буровики не нашли рентабельных запасов нефти. Сразу после крупной аварии в Мексиканском заливе специалисты «British Petroleum» начали лихорадочно экспериментировать с непроверенными технологиями, создавая «купол сдерживания» и другое оборудование, которое должно было остановить аварийный выброс нефти из скважины. Ныне американский регулятор потребовал, чтобы «Shell» привезла на место работ в Чукотском море такой же купол сдерживания, а кроме того, имела на месте резервную буровую установку, чтобы пробурить вторую скважину для сброса давления в первой, если там произойдет прорыв нефти. Наш вопрос к «Роснефти» или «Газпрому»: есть ли в России такой защитный купол сдерживания? Нет!? Надо бы сконструировать и произвести в России! Отсюда четвертая «организационно-технологическая» рекомендация в связи с состоявшимся в Госдуме «круглым столом».

2.5. Полагаем, что нашей российской науке (Минобрнауки, РАН/ФАНО, Минэнерго, Минпромторг) надо задуматься о выигрышных стратегиях дальнейшего развития, учитывая и новые тревожные экологические проблемы. Только что опубликован прогноз «GOOGL»: «Будущее мира: прогноз до 2099 года» // fresher.ru›2015/04/28…mira-prognoz-do-2099-goda./. Есть важные новости для нефтяников мира. Так, к 2028 есть прогноз: Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять всей суммарно энергетической потребности человечества. Уже возникают совершенно новые прибыльные сектора промышленности. Таков, например, «графен», за открытие и исследование которые бывшим ученым из СССР А.К. Гейму и К.С. Новоселовым в 2010 г. была присуждена Нобелевская премия по физике. Графе́н (англ. Graphene) – двумерная аллотропная кристаллическая модификация углерода, образованная слоем атомов углерода толщиной в один атом. В скором времени графеновые аккумуляторы будут активно использоваться в автомобилестроении. В ходе исследований было точно определено, что автомобили с такими батареями на борту, смогут проезжать без подзарядки до тысячи километров, а на подзарядку будет уходить не более восьми минут. Для справки, современные электромобили с уже известными видами батарей проезжают в среднем до 400 километров, а время зарядки может длиться до нескольких часов. См.: http://avtolektron.ru/elektrosnabzhenie/akkumulyatornaya-batareya/grafenovyie-akkumulyatoryi. В этой связи следует рекомендовать крупным нефтегазовым компаниям уточнить свои планы инновационного развития, согласовав их и со Службой внешней разведки РФ. В России необходимо в разы повысить затраты недропользователей на корпоративную науку и новые технологии. Правовые нормы для этого имеются в мире и должны найти свое отражение нашими регуляторами. Такова существенная пятая рекомендация для выживания России в мире.

3. Частные экономико-правовые рекомендации МГРИ-РГГРУ

3.1. В настоящее время основным загрязнителем окружающей среды является недропользование в нефтегазовой отрасли в силу несовершенства используемых промышленных технологии, а также безответственных действий персонала крупного и среднего бизнеса. Россия вправе усилить свое присутствие в международном праве, начав активнее бороться со странами, которые особо сильно поражают биосферу Земли при недропользовании.

Наиболее яркий пример из практики США.

Добычу сланцевого газа в США (как и разработку газогидратов на шельфе) некоторые ученые преподносят как спасательный круг эпохи «нефтяного пика». Для обозначения соответствующей технологии добычи углеводородного сырья используется термин «hydraulic fracturing» (или «fracking»), означающий «гидравлический разрыв пласта» (сокращённо – ГРП). Скважин на нефть и газ с применением гидроразрыва пласта бурится примерно поровну (47% и 53%, соответственно). Одна скважина под ГРП стоит не менее 3-5 млн. долл. В среднем на одну скважину уходит от 7 до 34 тысяч тонн воды. Для её доставки к месту работ необходимо по 900-1300 «ходок» спецтехники. Почти половина скважин (47%) расположена в регионах США, страдающих от нехватки воды. На деле этот способ извлечения газа из недр приносит не прибыль, а огромные убытки: требует громадных и невосполнимых затрат пресной воды; вызывает проблемы со здоровьем у населения и домашнего скота, а также провоцирует сейсмическую нестабильность. К тому же в энергетическом отношении газ, полученный при ГРП, намного проигрывает обычному. Добывающие компании США не раскрывают 57% названий используемых составляющих. Но здесь используются: метанол, бензол, толуол, ксилол, этилбензол, дизтопливо, свинец, фтористоводородная кислота, нафталин, серная кислота, кристаллический кремнезём, формальдегид и ацетальдегид. Во время бурения и эксплуатации от 20 до 40% воды, закачанной в скважину, извергается назад, и токсины, различные соли, радий, барий оказываются на поверхности земли, откуда проникают в грунтовые воды и окрестные ручьи. Правительственные комиссии США еще не смогли обязать компании, осуществляющие бурение, раскрыть «рецепты» применяемых химикатов. Уже пробурено до 700 тыс. скважин для добычи газа и захоронения опасных веществ. Часть территории США под угрозой использования для проживания населения. Ожидается возвращение традиционного глубокого бурения для добычи газа и рост импорта в США природного газа (особенно сжиженного). Можно отметить нерешенность в США эффективных правовых, налоговых и иных механизмов защиты окружающей среды. В развитых странах Евросоюза такая добыча природного газа признана не допустимой. Однако Украина и ряд других бедных стран Европы уже готовы начать использовать технологии ГРП.

Очевидно, следует лучше изучить соответствующую зарубежную практику защиты окружающей среды при недропользовании и промышленном развитии территорий.

3.2. Недра определяются как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Представляется, что в целях лучшей защиты окружающей среды следует ввести регламентацию использования недр по глубине и горизонтам недр (100, 300, 500 или 1000 метров и более). Это предполагает разработку соответствующей шкалы. В зависимости от уровней промышленной деятельности далее ведется мониторинг, делается ТЭО проекта, применяются налоговые льготы и размеры штрафных санкций.

3.3. Для России важно развивать правовые основы недропользования с учетом растущих экологических угроз территориям, где проживает большое население, отселение которого представляется невозможным по финансовым и иным причинам. Возникают новые требования к Градостроительному кодексу РФ (ГрК РФ). Возможны новые или уточненные системные запретительные меры, расширение экологического мониторинга, использование специальных технологий обнаружения, сбора и захоронения вредных отравляющих веществ. Это в условиях, когда действующий федеральный закон «О недрах» мало касается форм и методов защиты окружающей среды в нефтегазовом и горном бизнесе.

Но в этом случае применяется другое законодательство.

Согласно действующей редакции ФЗ № 116 «О промышленной безопасности производственных объектов» Ростехнадзор не осуществляет экспертизу промышленной безопасности проектов на разработку месторождений полезных ископаемых. Следовательно, в случаях, не предусмотренных Градостроительным кодексом (ст. 49) в отношении необходимости прохождения Главгосэкспертизы, недропользователь не может представить заключение в части промышленной безопасности. Документы по проекту недропользования не могут быть приняты на рассмотрение в контролирующих организациях, так как они не соответствуют требованиям комплектности.

3.4. Это ведет к появлению в России недостаточно проработанных проектов крупного и среднего недропользования. К подобным проектам относится разработка месторождения никеля в Воронежской области.

Для справки: сульфидно-никелевые месторождения Воронежской области были открыты в 60-е годы прошлого века. Это - третья после таймырской и кольской в России никель-платиноносная провинция. Под Воронежем ценные руды залегают на глубине от 45 до 200 метров. Толщина рудного тела достигает 85 метров, протяженность - 150-2200 метров. Содержание меди и никеля в руде колеблется от 0,2 до 5%. Ресурсы Елкинского участка, по приблизительным оценкам, составляют 54,6 тыс. тонн меди, 393,8 тыс. тонн никеля и 14,4 тыс. тонн кобальта. Прогноз по Еланскому месторождению: 40,3 тыс. тонн меди, 351,6 тыс. тонн никеля и 10,3 тысячи тонн кобальта - http://www.minerjob.ru/viewnew.php?id=21242.

Проблема в том, что речь идет о территории уникального Хопёрского заповедника и богатейших черноземных почв Воронежской области. В целом, перед руководством Воронежской области возникла крупная «национальная проблема», далеко выходящая за областные экономические интересы и компетенции.

Конечно, в Воронежской области можно добывать ценную руду, получать на месте обогащенный концентрат и отправлять его на специализированные металлургические предприятия страны. Однако добывать сырье необходимо с минимальными рисками для природы и населения заповедного края. Скорее всего, для этого потребуется новейшая добывающая и обрабатывающая техника, а также новые формы организации горного бизнеса, включая привлечение иностранных инвестиций. Новый объект недропользования относим в число «стратегических предприятий». Полезно попытаться приумножить благосостояние страны и области, а не продавать никель на мировом рынке по пониженной цене под давлением наших иностранных конкурентов или соинвесторов.

С другой стороны, доля РФ в мировых запасах никеля составляет около 33% и потому пока «воронежский проект» носит преждевременный и отчасти сомнительный характер.

Пока право доразведки и разработки получила ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), пока не владеющая эффективными технологиями добычи и производства никеля в России (в отличие от корпорации «Норильский никель»).

В данном конкретном случае, видимо, нужна дополнительная федеральная комплексная экспертиза этого проекта.

3.5. Устранение подобных недостатков в процедурах управления, поддержки и контроля реализации отвечает Стратегии развития геологической отрасли до 2030 г. и возможно путем: 1) введения государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых; 2) создания специализированной государственной организации, осуществляющей государственную экспертизу проектной и технической документации на разработку месторождений в части проверки обоснованности технических и технологических решений, принятых в проектной документации на соответствие требованиям условий пользования участками недр, рационального комплексного использования и охраны недр, а также выполнения требований законодательства Российской Федерации. Также такой структуре необходимы полномочия по формированию и рассмотрению нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения по новым уникальным проектам.

Такая точка зрения имеется и приобретает своих сторонников - см. «Обращение участников семинара «Опыт и нововведения в согласовании на ЦКР-ТПИ Роснедр проектно-технической документации на разработку месторождений и нормативов потерь при добыче» от 21 декабря 2012 г. //

http://www.roninfo.ru/publ/seminar/obrashhenie-uchastnikov-seminara-k-s.-e.-donskomu1.

3.6. Россия нуждается в создании комплексной правовой системы в целях обеспечения промышленной безопасности.

В настоящее время недропользователь сначала должен подготовить проект строительства предприятия и пройти государственную экспертизу в рамках законодательства о градостроительной деятельности, промышленной безопасности опасного производственного объекта (карьера, разреза, шахты, хвостохранилища и т. д.), государственную экологическую экспертизу, а потом подготовить проект разработки месторождения и согласовать его в Федеральном агентстве по недропользованию на предмет соответствия законодательству о недропользовании. Однако имеется нечеткость относительно того, подготавливать их на базе разных законодательных норм: Градостроительного кодекса РФ, Закона РФ «О недрах»; ФЗ № 116 «О промышленной безопасности производственных объектов», требования которых не согласованы между собой в должной мере.

Как следует из «Обращения» к С.Е. Донскому, участники семинара считают, что целесообразно сначала подготовить проект разработки месторождения и провести его государственную экспертизу на предмет соответствия законодательству о недропользовании и условиям пользования недрами, закрепленными в лицензии (аналогично государственной экспертизе запасов полезных ископаемых), и только после этого подготавливать проект строительства предприятия и проводить все экспертизы, связанные именно со строительством объекта.

3.7. РФ необходимо создание специализированной организации по экспертизе проектов ТЭО для недропользования, мониторингу окружающей среды и оперативному устранению потерь при неэффективном недропользовании и в случаях неожиданных катастроф. Здесь необходим контроль всего комплекса государственных интересов на всех стадиях развития проекта – от разведки месторождения, разработки и до ликвидации горно-перерабатывающих предприятий. Здесь нужно разработать новые требования к освоению крупных и средних месторождений полезных ископаемых (и особенно при добыче нефти и газа).

В частности, следует в правовом отношении уточнить порядок проведения особых федеральных экспертиз стратегически важных проектов, в том числе с участием экспертов Федеральной службы безопасности РФ (фактор учета национальных интересов, криминогенности и др.).

3.8. Возможно, в этой сфере деятельности следует начать применять особые правовые, организационные и управленческие меры, используемые в атомной промышленности. Новый закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ ставит новые задачи не только перед атомной промышленностью, но и в целом перед экономикой страны и сферой геологии и экологии. Поэтому необходимость подготовки в РФ специалистов высшего образования по утилизации и захоронению твердых и жидких радиоактивных отходов (РАО) в приемлемых геологических структурах (пустотах, замкнутых горизонтах и др.) - это кадровая проблема для МГРИ-РГГРУ.

Поскольку экономика требует все новых опасных видов промышленных предприятий, куда входят, например, производства черной и цветной металлургии, некоторые обрабатывающие и химические производства, то полезно было бы ввести статус «территории для промышленной деятельности без постоянного проживания на них массового населения». Это – в части совершенствования норм «Градостроительного кодекса РФ». По существу, предлагается новая правовая норма.

Пример из зарубежной практики. Так, в ЕС собрано более миллиона подписей граждан по поводу объявления Европы «зоной свободной от выращивания и использования ГМ-организмов». В ближайшие месяцы Европейский Парламент поставит этот вопрос на голосование.

Есть ли смысл создавать в РФ различные параллельные ведомства по захоронению опасных отходов?

С экономических позиций видится необходимость формирования соответствующей единой общенациональной системы, а в её основе могла бы быть специализированная структура ГК «Росатома».

В этом отношении необходимо правильное решение финансовых вопросов по обеспечению экологической безопасности с введением нормативных отчислений специально создаваемых корпоративных или территориальных фондов.

Кстати, статья 21 ядерного ФЗ обязывает производить отчисления по обращению и захоронению РАО в соответствии с законодательством Российской Федерации. В подпункте 5 установлено: «Отчисления в специальный резерв могут осуществляться организациями, эксплуатирующими особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, которые формируются этими организациями, и предназначаются для обеспечения безопасности таких объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития». Очевидно, такие отчисления должны идти не из прибыли, а включаются в себестоимость продукции.

Послесловие

Руководство МГРИ-РГГРУ вновь считает важным приступить к разработке нового ФЗ «О геологическом изучении недр». Новые объекты для недропользования в России отличаются невысоким уровнем проведенных геологоразведочных работ, включая экологические аспекты. Экономия на прикладной геологии и экологии в хозяйственной практике оборачивается непредвиденными потерями для нашего дорогостоящего бизнеса. Об этом говорят не только российские, но и иностранные недропользователи. Речь идет о регламентации многих процедур, которые не вписываются в нормы действующего ФЗ «О недрах».

Ряд важных рекомендаций нашего «круглого стола» требуют своего последующего детального анализа. Ученые и аспиранты МГРИ-РГГРУ готовы к участию в данных новых исследовательских проектах. МГРИ-РГГРУ может выполнить небольшие контрактные договорные работы, в том числе по линии плановых НИР Минприроды и Минэнерго РФ. Считали бы полезным направить наши рекомендации также в адрес Минобрнауки РФ.

Текстовые сноски на индексы

http://www.vedomosti.ru/business/characters/2015/09/17/609064

2 Оганесян Л.В. Магистральные пути и узкие тропы геологической службы России // М.: ВНИИгеосистем, 2012, 264 с. – с.40

3 Стимулирование инвестиций в недропользование: предложения по развитию геологического изучения и добычи в России // KINROSS, 2014, 41 с.

В.И. Лисов,
д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ,
чл.-корр. Российской Академии Образования,
ректор, Российский государственный геологоразведочный университет
(МГРИ-РГГРУ) им. С. Орджоникидзе