Font Size

Cpanel

Лесопарковые «зеленые пояса» вокруг городов нуждаются в защите от лобби застройщиков

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Федеральный закон от 03.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов»

Похоже, инициатива принятия данного закона исходила от общественности. Введена (или реанимирована) категория охраняемых природных территорий под названием «лесопарковые зеленые пояса». Данные пояса предполагалось создавать вокруг городов в целях смягчения тягот проживания людей в городах. Ценность данных поясов, как и наибольшая их уязвимость как прилегающего к городу природного объекта, очевидны. Почему предполагается, что они должны быть наиболее сильно защищены от лобби застройщиков. Именно это рассматриваемый закон и не делает. Традиционно участки не изымаются у собственников, собственникам не компенсируется обременение их земельного участка, предусмотрена возможность изъятия территории из зеленого пояса и другие мягкие механизмы, снижающие степень защищенности природного участка, находящегося под наибольшим прессингом цивилизации.

Да и сами пояса не так просто создать. Предусмотрен перечень территорий, которые не могут быть в них включены. Помимо прочего впечатляет норма, запрещающая включение в пояса территории в случаи наличия на них отходов производства и потребления. Трудно представить себе пригородные леса, которые не загрязнены отходами от отдыха населения.

Законом предусмотрен четкий перечень запретов. На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;

2) размещение отходов производства и потребления I-III классов опасности;

3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам I категории;

4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;

5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов;

6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);

7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

8) размещение скотомогильников;

9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.

Поскольку законом предусмотрен запрет включения в пояса территорий, на которых данная деятельность уже ведется или запланирована (участок отведен), неожиданностей для субъектов, уже осуществляющих данную деятельность не ожидается. А вот те, кто имеет участок якобы под рекреационную деятельность, но на самом деле планирует построить, например, коттеджный поселок, могут столкнуться с некоторыми трудностями.

Промежуточное звено между лицами, желающими создать зеленые пояса, и уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принимающим решение о создание пояса - общественные палаты соответствующих субъектов Российской Федерации.

Также рассматриваемый Федеральный закон закрепляет легитимность общественных инспекторов:

Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Если уполномоченный федеральный орган исполнительной власти захочет иметь таких помощников, как общественные инспекторы, он издаст указанные правовые акты, если нет - сможет отговориться тем, что акты в процессе подготовки, как только будут готовы, милости просим в общественные инспекторы.

Наиболее проработанная часть закона - поправки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушения, произведенные на территории зеленых поясов. Помимо добавления специальной статьи 8.45.1 «Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе», в ряд других статей КоАП РФ сделано добавление, усиливающее ответственность за совершение противоправного деяния на территории зеленого пояса.

Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе

Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора
по правовым вопросам,
ООО «ЭКОТИМ»