Font Size

Cpanel

Чтобы любая дренажная канава в промзоне не была признана рыбохозяйственным водным объектом

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ № 416) дополнен следующими нормами:

Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).

Нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.

Внесенные далее в ФЗ № 416 многочисленные изменения главным образом связаны с переводом нормативов допустимых сбросов (НДС) для абонентов централизованных систем водоснабжения (ЦСВ) в нормативы состава сточных вод. Природоохранная глава 5 утратила силу, вместо нее введена новая глава 5.1. «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)». Поскольку заявленная дата вступления в силу данных изменений – 1 января 2019 года, а дата вступления в силу предыдущих изменений несколько раз передвигалась, но так и не наступила, то можно не торопиться с обдумыванием того, как можно соблюсти новые правила. Возможно, они также будут изменены.

Пока идея законодателя такова:

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – Правила), устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Вводится понятие «технологически нормируемые вещества». Это вещества, в отношении которых установлена наилучшая доступная технология (НДТ) и получено комплексное экологическое разрешение (КЭР). Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении этих веществ также устанавливаются Правилами.

Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае федерального надзора), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Иные абоненты также вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.

При неисполнении данной нормы, а также в случае неоднократного (два раза в течение одного года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств, организация, осуществляющая водоотведение, в течение пятнадцати календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом соответствующий орган государственного экологического надзора. Что является основанием для проверки абонента и привлечения его к ответственности.

В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в ЦСВ, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Сверхнормативный сброс оплачивается в порядке, установленном Правилами. Правилами устанавливаются и другие аспекты взимания платы.

Также внесены по несколько изменений в ряд других Федеральных законов. Отдельный спектр изменений связан с необходимостью учета новых форм в действующем законодательстве. В соответствующие нормы добавлена необходимость учета или включения в пакет документов программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.

Статья 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнена пунктом 6.1: При исчислении платы за НВОС за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды – в этот период коэффициент 1).

И пунктом 12.1: Из суммы платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за НВОС в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за НВОС, а также сумма, на которую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Указанные затраты организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, и сумма, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды, в том числе за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Еще не вступивший в силу п. 5 статьи 23 дан в новой редакции. Уже в более конкретном, а не в отсылочном варианте: Для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, КЭР устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений ЦСВ поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Также статья дополнена пунктом 5.1: Для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них КЭР в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

Пункт 7 статьи 23.1 также из отсылочного стал конкретным: При невозможности соблюдения технологических нормативов (нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).

В результате дополнения пункта 2 статьи 44 при планировке и застройке городских и сельских поселений теперь должны приниматься меры по обеспечению, в том числе с использованием ЦСВ, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений.

Статья 67.1 дополнена пунктом 13: Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.

Сведения об очистке сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в СМИ и размещаются на официальном сайте муниципального образования (в случае отсутствия такого сайта - на сайте субъекта Российской Федерации).

Закон дополнен статьей 78.1 Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, которая устанавливает, что вред возмещается в полном объеме, и, если причинитель вреда (абонент) не известен, платит организация, эксплуатирующая ЦСВ. Отсылка к порядку возмещения вреда, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, позволяет предполагать возмещение вреда организациями, эксплуатирующими ЦСВ, в особом порядке, а не как сейчас, по методике возмещения вреда водным объектам, по которой выставляются сотни миллионов рублей. Этот тезис подтверждается далее внесением изменений в Водный кодекс РФ. Иначе можно разорить любую организацию, эксплуатирующую ЦСВ.

Изменения, вносимые в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», направлены на исправление ныне существующей ситуации, когда любая дренажная канава в промзоне может быть признана рыбохозяйственным водным объектом. Формулировка «К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов» меняется на «Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации».

При этом утратила силу норма «Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства».

Из Водного кодекса Российской Федерации исключен запрет сброса сточных вод в границах рыбоохранных зон и включено требование о соблюдении технологических нормативов.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждаемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должна быть дополнена учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через ЦСВ поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Утратили силу ряд положений законов о внесении изменений в другие законы (как правило, те же нормы, что и в основных законах).

А.Г. Дудникова,

заместитель генерального директора

по правовым вопросам,

ООО «ЭКОТИМ»