Когда изготовитель продукции может принять на себя обязанности по исполнению расширенной ответственности на изготовляемую им продукцию

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

 Письмо Росприроднадзора от 28.06.2017 № АС-10-02-36/13739 «О направлении поручения»

Обязанность по исполнению расширенной ответственности производителя, а также по предоставлению декларации производителями, импортерами товаров о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, равно как и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, возложена на обладателя торговой марки. При этом изготовитель продукции (товара) по договору может принять на себя обязанности по исполнению расширенной ответственности на изготовляемую им продукцию.

Обоснование:

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р.

При этом в настоящее время широкий спектр производителей (текстильная промышленность, отрасль по переработке углеводородного сырья, шинная отрасль и т.д.) работает по системе «off-take» и давальческого сырья, при которых используются понятия «изготовитель» и «заказчик».

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено понятие «изготовитель», согласно которому изготовителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

В настоящее время ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации не закреплено понятие «производитель» (не является тождественным понятию «изготовитель»).

Кроме того, необходимо учитывать, что изготовитель для предоставления услуги по производству товара (продукции) может использовать оборудование и сырье (в том числе давальческое сырье), принадлежащее обладателю торговой марки, на основании соответствующего договора.

При этом стороны самостоятельно с учетом требований природоохранного законодательства определяют предмет и содержание договора, в том числе обязанности сторон и положение о лице, имеющем право распоряжения готовой продукцией.

В случае, если в договоре между изготовителем и обладателем торговой марки не определено лицо, обязанное осуществлять утилизацию отходов, Росприроднадзор считает целесообразным руководствоваться следующим.

При предоставлении изготовителем услуги по производству товара (продукции) изготовитель получает фиксированную плату за выполнение определенных услуг, исходя из стоимости сырья и материалов, а также иных затрат на ее изготовление и не имеет прав распоряжения произведенными товарами (продукцией). Кроме того, данная плата не является прибылью в смысле, определенном ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

В свою очередь, обладатель торговой марки после предоставления изготовителем произведенного товара (продукции) сам и по своему усмотрению реализует товары (продукцию), изготовленные изготовителем. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса, товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем в силу ст. 39 Налогового кодекса является передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В свою очередь, требования к возмездному и безвозмездному договорам определяются ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, права на произведенный товар (продукцию) в полном объеме принадлежат обладателю торговой марки. Только обладатель торговой марки имеет право на реализацию такого товара (продукции), а следовательно, и обязанности по изъятию его из хозяйственного оборота после утраты товаром потребительских свойств для последующей утилизации.

Письмо Росприроднадзора от 29.08.2017 № АС-06-02-36/19116 «О применении коэффициентов»

Вроде бы это очевидно, но раз у кого-то возник вопрос:

В силу ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

С 01.01.2020 согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты, стимулирующие хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий: 0, 1, 25, 100.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчетный год будет осуществляться в срок не позднее 01.03.2021.

Таким образом, указанные коэффициенты применяются к ставкам платы за 2020 отчетный год.

А.Г. Дудникова,

заместитель генерального директора

по правовым вопросам,

ООО «ЭКОТИМ»