Font Size

Cpanel

Индивидуальный предприниматель, принимая на свои очистные сооружения чужие стоки, попадет под определение «организация ВКХ»

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Федеральный закон от 03.07.2018 № 177-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

Внесены изменения в понятийный аппарат Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ-416). Поправлено понятие организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Теперь это не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Таким образом, если индивидуальный предприниматель будет принимать на свои очистные сооружения чужие стоки, он попадет под определение «организация ВКХ» со всеми вытекающими обязанностями.

Справедливости ради следует отметить, что ФЗ-416 не учел подобных ситуаций, когда один хозяйствующий субъект принимает стоки другого хозяйствующего субъекта, не являясь при этом специализированной организацией, в связи с чем, по умолчанию, обычные предприятия (не водоканалы) данную деятельность повсеместно не организуют, и на практике пока какие-либо претензии к ним не известны. Вопрос возникает тогда, когда есть спор между абонентом и принимающей стороной (высокая цена или грязные стоки).

Такая же поправка внесена и в понятие «организация, осуществляющая горячее водоснабжение». Стоит отметить, что понятийный аппарат Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», такого пробела не содержит, термин «теплоснабжающая организация» в нем распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Таким образом, это изменение направлено на устранение данной пробельности в ФЗ-416.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг»

Установлен запрет на повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе.

Исключение составляют следующие случаи:

а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении услуги;

б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов и не включенных в представленный ранее комплект документов;

в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для услуги;

г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего услугу, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, о чем в письменном виде уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.

Предусмотрено, что данное нарушение является предметом досудебного обжалования, по этой причине заявитель может подать жалобу в орган, предоставляющий получаемую услугу.

Полагаем, что доставленные неудобства стоят не только извинений, но и материальной компенсации дополнительных расходов, для чего можно обращаться в суд. Особенно, если госорган будет извиняться на регулярной основе.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 868 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1417»

Положение о декларировании товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, приведено в соответствие с действующим законодательством.

Изменено название положения, уточнен предмет регулирования положения. Сделан акцент на то, что в отношении упаковки также предоставляется декларация. Установлено, что многооборотная упаковка товаров декларируется как товар.

Информация о количестве товаров для целей подготовки декларации может быть взята также из товарно-сопроводительных документов на товары (упаковку).

Уточнено, что в случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Также установлен конкретный срок предоставления документов, на основании которых была заполнена декларация по требованию госоргана, производящего контроль правильности заполнения декларации. Он составляет 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса. Возможно предоставление этих документов в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Также по тексту положения в отношении товаров убрана фраза «выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за отчетный период», видимо такая формулировка вводила в заблуждение импортеров товаров.

Изменена и форма самой декларации. Основные изменения пришлись на таблицы, они стали содержать более детальное описание количества товаров (упаковки), также более подробными стали указания к заполнению таблиц.

Письмо Управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 15.06.2018 № 02/3234

Интересный нюанс увидел природопользователь г. Ярославля в недавно утвержденном приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (см. документ № 9 выпуска ЭКОЗАКОНа® за апрель 2018 года).

Пунктом 9.1 приказа установлено, что подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

При этом в приказе дана оговорка, что это требование распространяется на объекты, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в котором установлено, что такой перечень устанавливают территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Однако ни те, ни другие органы в Ярославской области к разработке такого перечня не привлекались. Управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской области тоже не нашло, что ответить природопользователю по существу, и послало запрос в Центральный аппарат Росприроднадзора.

С юридической точки зрения, пока данные перечни не установлены, программа ПЭК не может включать план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Стоит следить за созданием подобных списков в субъектах федерации и по возможности регулировать их содержание.

В тоже время стоит отметить, что при установлении санитарно-защитной зоны предприятия, контроль содержания загрязняющих веществ и уровней шума на ее границе должен производиться в рамках производственного контроля. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха как раз и будет включать требуемые измерения в соответствии с программой наблюдений, разработанной в составе проекта СЗЗ.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»

Постановлением утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях. Проект консервации земель подготавливается в виде отдельного документа.

Разработка проекта рекультивации земель и сама рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, либо отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений.

В случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимаются меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определено содержание проектов. Установлен срок, в который необходимо обеспечить разработку проектов и приступить к рекультивации (либо консервации) земель. Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

В отдельных случаях проект рекультивации (консервации) земель подвергается дополнительным согласованиям до его утверждения. Перечень таких случаев установлен Правилами.

На обновление порядка рекультивации и консервации земель отреагировал Росприроднадзор, напомнив на своем сайте о привлечении к административной ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, которая предусмотрена статьей 8.7 КоАП РФ, а также о том, что Росприроднадзор уполномочен рассчитывать сумму ущерба, причиненного почвам, принимать меры по их взысканию в добровольном или судебном порядке.

А.А. Самохина,

ведущий специалист, отдел ОВОС,

ООО «ЭКОТИМ»