Font Size

Cpanel

В каких случаях статус регионального оператора может быть присвоен без проведения конкурсного отбора региональному оператору

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Поручение Президента пр-2094 от 12.11.2018

Президент утвердил перечень поручений по итогам форума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», состоявшегося 23 октября 2018 года.

Перечень содержит в том числе, следующие поручения:

● обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих продление до 31 декабря 2020 г. запрета на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, исключив распространение такого запрета на виды деятельности и объекты контроля с высоким риском возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, лиц, в отношении которых было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, а также на лицензируемые виды деятельности и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

● провести инвентаризацию видов отчётности, представляемой субъектами малого предпринимательства, и по результатам такой инвентаризации обеспечить принятие нормативного правового акта, предусматривающего исчерпывающий перечень видов отчётности, представляемой субъектами малого предпринимательства, за исключением отчётности, представляемой в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

● исключить дублирования сведений в формах отчётности;

● обеспечить совершенствование порядка ведения Единого реестра проверок, предусмотрев обеспечение возможности внесения в Единый реестр проверок сведений из иных государственных информационных систем и унификацию ввода данных в Единый реестр проверок, в том числе на основе единых справочников и классификаторов;

● обеспечить формирование на Портале «Бизнес-навигатора МСП» механизма обратной связи для получения в онлайн-режиме информации от субъектов малого и среднего предпринимательства о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении, в целях их сопоставления с информацией, содержащейся в Едином реестре проверок.

Рекомендуем субъектам малого предпринимательства поучаствовать в работе над инвентаризацией отчетности в целях учета отчетности субъекта федерации, а также в целях исключения помимо дублирования информации также и предоставления избыточной информации. Так, для представления отчетности по отходам в Московской области требуется внести данные по всем актам транспортировки отходов мусоровывозящей организации, что занимает две недели рабочего времени одного сотрудника. В условиях же малого предпринимательства и особенно микропредприятий это, скорее всего, подразумевает использование услуг аутсорсинговых компаний и приводит к значимым финансовым затратам.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

В Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» добавлена статья 26.2, устанавливающая особенности организации и проведения с 01.01.2019 по 31.12.2020 плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства (далее - СМП).

Как и для предыдущих лет, установлено, что в отношении СМП плановые проверки не проводятся, за исключением отдельных случаев.

В отличие от перечня случаев, в которых в отношении СМП не проводились плановые проверки, установленного на 2016-2018 гг., перечень случаев на 2019-2020 года сужен.

Плановые проверки будут производиться в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.

Таким образом, плановые проверки СМП будут проводиться, в том числе в отношении всех категорируемых объектов НВОС (за исключением объектов IV категории, отсутствие проведения плановых проверок на которых исключено п.9 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), опасных производственных объектов (ОПО) всех классов опасности.

Также в число исключений попадают плановые проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности, в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Внесение такого дополнения обусловлено выполнением соответствующего поручения президента, направленного Правительству по итогам форума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», состоявшегося 23 октября 2018 года (см. предыдущий документ).

Также в части проведения проверок поправлен Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Внесены изменения в основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения плановые проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не проводятся. Данные организации включатся в план проведения проверок только при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

Включение органа регулирования тарифов в план проверок производится как при осуществлении федерального, так и при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

Федеральный закон от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

Установлены дополнительные положения для перехода к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с помощью региональных операторов.

Так, установлен порядок действий в случае признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности.

В этом случае статус регионального оператора может быть присвоен без проведения конкурсного отбора региональному оператору, зона деятельности которого расположена на территории данного или соседнего субъекта РФ, либо государственному предприятию, имеющему лицензию по обращению с отходами. Если это не может быть реализовано, субъект РФ вправе не применять требования законодательства в части региональных операторов. Таким правом можно пользоваться вплоть до 1 января 2020 года. Этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами в этом случае устанавливаются утвержденным и согласованным планом мероприятий, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Могут не иметь региональных операторов по обращению с ТКО до 1 января 2022 года города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В этих субъектах РФ для перехода к системе обращения с ТКО с помощью региональных операторов установлены аналогичные нормы о наличии плана мероприятий и о порядке платы за ТКО.

Также установлено, что до 1 января 2023 года запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Надеемся, что эта норма порождена случаями, достаточно многочисленными по всей России, когда основной объект размещения ТКО в муниципальном образовании не может быть внесен в ГРОРО потому, что, например, не сохранилась проектная документация о его строительстве. Также не всем удалось сохранить заключение государственной экологической экспертизы. То есть речь идет именно об отсутствии документации, а не о разрешении функционировать тем объектам, которые работают с нарушением природоохранных требований, оказывая значительное фактическое негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Судя по тому, что данные объекты не освободили от обязанности представить документацию, а просто дали отсрочку, похоже, что разрабатывать новый проект строительства для объекта, который существует многие десятилетия и скоро должен быть ликвидирован, придется. Или придется досрочно его ликвидировать.

Эти объекты могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ при наличии заключения о возможности их использования для размещения ТКО. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Данные о месте нахождения объектов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта РФ. Не позднее 1 января 2023 года такие объекты подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исключению из территориальной схемы обращения с отходами.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Путем нагромождения современной юридической техники введены рассматриваемые изменения в объектах государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и сроках её проведения. Срок уменьшен с трех до двух месяцев. В ещё не успевшей вступить в силу норме о новом объекте ГЭЭ - проектной документации объектов I категории, оговорка о материалах обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области использования атомной энергии заменена на отсутствие необходимости прохождения ГЭЭ проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Также из данных объектов ГЭЭ исключаются объекты I категории, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа. Также уточнено, что в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) информация о положительном заключении ГЭЭ на такие объекты не включается, если получение такого заключения в соответствии с законодательством об экологической экспертизе до 1 января 2019 года не требовалось.

Также поправили Градостроительный кодекс РФ в части проведения государственной экспертизы. Правда, поправки в основном направлены на «приведение в соответствие», т.к. при внесении правок в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ, забыли поправить Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ в части внесения изменений в те же нормы, вступающие в силу с 01.01.2019 года. И опять же добавление про буровые скважины, сделанное в Федеральном законе «Об экологической экспертизе», прописали в Градостроительном кодексе. Получается, что в отношении таких объектов требуется только проведение государственной экспертизы, а другие виды экспертиз не допускаются.

Немаловажные правки внесены в Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Переходное положение о действительности действующих разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на выбросы, сбросы, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение скорректировано так, чтобы всем стало понятно, что никакой «индульгенции» не предполагалось. До тех пор, пока правоприменитель не поймет, как он будет исполнять волю законодателя, будем жить, как жили, а когда поймет и издаст все требуемые подзаконные акты, КЭР нужно будет получить (а не подать заявление на КЭР!) до истечения действия одного из указанных документов. В эти же сроки надо подать декларацию объектам II категории.

Также теперь не получится трактовать нормы закона таким образом, чтобы обязать все объекты II категории подавать декларации с 1 января 2019 года.

На наш взгляд, в этот раз законодатель пытался высказаться настолько ясно, чтобы даже тем, кто полностью отрицает наличие духа закона и исходит исключительно из буквального его трактования и использования всяческого недосмотра законодателя в свою пользу, не удалось привести ситуацию к абсурду. Однако не зря в теории права существует понятие главенства духа закона. Возможно, в принципе нельзя создать адекватное законодательство, опираясь только на букву. Пример тому - как теперь эту ситуацию развернул Росприроднадзор в своем письме от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629 «О направлении информации».

Письмо Федеральной службы по надзору сфере природопользования от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629 «О направлении информации»

Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отменена обязанность по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Так что с 29.09.2009 по 01.01.2019 данные хозяйствующие субъекты не могли разработать и утвердить ПНООЛР.

Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также учитывая переходные положения, установленные Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ, Росприроднадзор указывает на наличие у субъектов, являющихся объектами I категории и подлежащих федеральному экологическому надзору, возможности обратиться в Росприроднадзор за утверждением нормативов и лимитов с 01.01.2019 и до получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Тем не менее, в этом году отчетность Росприроднадзор по факту принимает, следовательно, на 2019 год лимиты для СМСП будут установлены, но в течение 2019 года им действительно необходимо будет разработать и согласовать ПНООЛР, получить документ об установлении нормативов образования и лимитов размещения отходов, т. к. получение КЭР - дело долгое, а «индульгенцию» в виде действительности разрешительной документации до получения КЭР отменили.

Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В связи с чем в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, введены следующие понятия:

● погрузка твердых коммунальных отходов - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;

● уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Тариф регионального оператора будет включать также его расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, однако суммы указанных расходов лимитированы.

Приведены в соответствие с этими изменениями и другие нормативно-правовые акты. В том числе признан утратившим силу раздел «Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов» типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»