Font Size

Cpanel

Нечеткая формулировка соответствия расчетов нормативов допустимых выбросов, сбросов позволит Росприроднадзору отказывать в выдаче КЭР

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

 

«Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию» (утв. Президентом РФ 27.02.2019 № Пр-294)

Президентом утвержден перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года.

Кроме прочего, Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поручено обеспечить принятие в весеннюю сессию 2019 года федерального закона, предусматривающего применение системы квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, в первую очередь в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

Разработанный Минприроды России законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» уже внесен на рассмотрение в Правительство РФ.

Планируется, что инвентаризация выбросов будет использоваться государственными органами для организации проведения сводных расчетов загрязнения. Инвентаризация будет предоставляться владельцами источников по запросам государственных органов. Сводные расчеты будут проводиться государственными органами субъектов Федерации.

На основании сводных расчетов будет производиться квотирование выбросов. Полномочия в области квотирования выбросов делятся между федеральными и региональными органами власти. Утверждение квот на выбросы – полномочие Федерации, а субъектом Федерации будет определяться перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), для которых устанавливаются квоты, правила квотирования и др. Перечень объектов, которым будут определяться квоты, составляется на основании сводных расчетов выбросов. Предполагается, что это будут объекты, которые вносят вклад в загрязнение по тем веществам, по которым превышены гигиенические нормативы качества воздуха на территории жилой застройки.

Квотирование намечено Проектом для вступления в силу с 2020 года, и для проведения эксперимента по квотированию пока выбрана Челябинская область. В первую очередь предполагается снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, поэтому после проведения эксперимента в Челябинской области можно ожидать квотирования и в других городах из этого списка.

Проект будет распространяться не только на объекты I категории. Если предприятию квоты соблюсти не удается, то придется прибегнуть к установлению временно разрешенных выбросов (разработать план мероприятий по охране окружающей среды – для объектов II категории или программу экологической эффективности – для объектов I категории, которые обеспечат поэтапное достижение квот).

Помимо квотирования выбросов, федеральный закон на стадии проекта содержит нормы, затрагивающие другие требования в области охраны окружающей среды: это введение разрешений на выбросы веществ I и II классов опасности для объектов II и III категории НВОС, изменения в части инвентаризации выбросов, в части НМУ, которые могут вступить в силу со дня опубликования закона.

Поэтому отслеживать выход данного Федерального закона и его содержание следует не только владельцам предприятий в указанных городах.

 

Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва»

Утвержден Порядок выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР), их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва (далее – Порядок).

КЭР выдается на отдельный объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

Заявка на получение КЭР подается лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта НВОС. Электронная подача заявки не предусмотрена.

Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ представляются и в бумажном виде, и на электронном носителе. Отдельно отмечено, что эти сведения должны быть одинаковыми.

В пятидневный срок со дня получения заявки заявитель информируется о ее принятии к рассмотрению или об отказе в ее приеме.

Далее Росприроднадзор размещает принятую заявку на своем сайте для свободного доступа к ней заинтересованных лиц и одновременно производит запрос у Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологических заключений на расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов веществ I, II класса опасности, если они не представлены заявителем по собственной инициативе.

Интересная формулировка условия выдачи КЭР, помимо оснований, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: при условии подтверждения соответствия расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности. Соответствие чему подтверждается – не указывается. Полагаем, такая формулировка позволит Росприроднадзору выдавать отказы по причине неподтверждения исходных данных для расчетов, сюда же попадет недостаточное, на взгляд Росприрднадзора, подтверждение.

Согласно Порядку, по инициативе лица, получившего КЭР, это разрешение может быть продлено, пересмотрено, переоформлено, также в него могут быть внесены изменения. Стоит иметь в виду, что в случае нарушения в течение шести месяцев и более обязательных требований, установленных КЭР, необходим пересмотр КЭР. Если заявка на пересмотр КЭР не подается – Росприроднадзор вправе отозвать выданное им разрешение через суд.

Заявка на продление срока действия КЭР оформляется в произвольной форме, единственное условие к ней, установленное Порядком, - указание даты выдачи и номера продляемого КЭР. Такая заявка подается лично, почтой или электронно, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее чем за 4 месяца до истечения срока действия КЭР. Срок рассмотрения заявки и выдачи уведомления о продлении срока действия КЭР на 7 лет составляет 30 календарных дней.

КЭР будет подлежать пересмотру частично или полностью в случаях, если на объекте изменены технологические процессы основных производств, заменено оборудование (сырье) и это повлекло за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления. Если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70%, КЭР пересматривается частично, а если на 70% и более - КЭР пересматривается полностью.

Пересмотр КЭР будет аналогичен получению КЭР. При этом Росприроднадзором может быть принято решение о пересмотре КЭР частично – в этом случае заявитель получит приложение к ранее выданному КЭР, (полагаем, срок действия КЭР в этом случае будет оставлен без изменения). В случае, если КЭР пересматривается полностью, выдается новое разрешение (полагаем, сроком на 7 лет).

КЭР подлежит переоформлению в случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность. В этих случаях условия, установленные переоформляемым разрешением, пересмотру не подлежат. Установлен перечень сведений и документов, включаемых в заявку в этом случае. Срок переоформления КЭР составляет 15 календарных дней со дня регистрации заявки. Заявка может быть подана лично, почтой или электронно.

Внесение изменений в КЭР возможно, только если такие изменения не будут затрагивать условия данного разрешения. Заявка в этом случае оформляется в произвольной форме с указанием даты выдачи и номера имеющегося КЭР, подается лично, почтой или электронно, срок рассмотрения – 15 рабочих дней.

Рассмотрение любой из заявок производится после уплаты соответствующей государственной пошлины, размер которой во всех случаях составляет 9500 руб.

Если обнаружатся технические ошибки, допущенные при оформлении КЭР, Росприроднадзором будет выдано уведомление об исправлении технических ошибок. Уплата госпошлины в этом случае не производится.

 

Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий»

Утверждено Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды. Напомним, что к нормативам качества окружающей среды отнесены также нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других, используемых как индикаторы качества окружающей среды, организмов. Разработку и установление данных нормативов качества Положение не затрагивает.

В этом же Постановлении прописано требование, относящееся к технологическим показателям наилучших доступных технологий (НДТ).

Установлено, что технологические показатели НДТ, за исключением технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений городских округов, утверждаются Минприроды России на основе информационно-технических справочников (ИТС) НДТ не позднее 6 месяцев после их опубликования или актуализации.

Полагаем, т.к. справочники уже опубликованы, это будет относиться к справочникам, которые будут актуализироваться. В этом году согласно Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология» (см. документ № 2 выпуска ЭКОЗАКОНа® за февраль 2019 года) предполагается актуализировать 7 справочников НДТ, 23 справочника НДТ до конца 2021 года и 51 справочник НДТ до конца 2024 года.

Нормативы качества атмосферного воздуха

Нормативы качества атмосферного воздуха по-прежнему устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182. Это постановление также поправлено: установление гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха оставлено по-прежнему за Роспотребнадзором, а в отношении установления экологических нормативов качества атмосферного воздуха определено их установление и разработка за Минприроды России с учетом особенностей, предусмотренных утвержденным Положением.

Что же это за особенности?

Это нюансы разработки нормативов. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на предельно допустимом уровне значений, полученных на основании результатов лабораторных испытаний, или для территорий и акваторий на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природного фона для конкретной территории, акватории. Для чего будет выбираться эталонный участок.

Критерии выбора эталонного участка, методы и способы определения значений нормативов качества устанавливаются соответствующими методиками и методическими указаниями, утверждаемыми Минприроды России.

Это также особенности внутреннего (в ведомстве) рассмотрения нормативов перед их утверждением комиссией, создаваемой Минприроды России, на основании решения которой будет производиться утверждение нормативов. Пересмотр нормативов будет осуществляться в таком же порядке.

Основаниями для пересмотра нормативов качества являются появление новых данных о последствиях воздействий химических веществ, физических факторов, биологических организмов, в том числе микробиологических, на здоровье человека, растительность, животных и на иные организмы, на свойства веществ, являющихся характерными составляющими компонента природной среды и влияющих на его состояние.

Пока экологические нормативы не разработаны, в целях установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду продолжаем пользоваться гигиеническими нормативами.

Какой норматив (экологический или гигиенический) будет выбираться для нормирования после утверждения экологических нормативов не ясно. Полагаем, что самый жесткий, по аналогии с гигиеническими и рыбохозяйственными нормативами качества воды. Однако, исходя из здравого смысла, для отдельных территорий стоило бы предусмотреть оговорки.

Нормативы качества вод

Нормативы качества вод поверхностных водных объектов устанавливаются для речного бассейна или его части, водного объекта или его части, учтенных в государственном водном реестре, для участков внутренних морских вод и территориального моря РФ с учетом условий целевого использования водных объектов и их природных особенностей.

Интересно, что установление нормативов предусмотрено только для водных объектов, учтенных в государственном водном реестре. В настоящее время ввиду нормативного, но на практике не исполняемого постулата, что все водные объекты должны быть внесены в водный реестр, существует различное правоприменение в отношении водных объектов, в водный реестр не внесенных. В данном случае не выглядит логичным предположение, что объекты, не внесенные в реестр, будут освобождены от нормирования. Скорее всего, к ним будут применяться либо нормативы связанного с ними водного объекта (например, для притока могу быть использованы нормативы водотока, в который этот приток впадает), либо бассейновые нормативы.

Гигиенические нормативы разрабатываются Роспотребнадзором, рыбохозяйственные – Минсельхозом России (по согласованию с Минприроды России).

В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или водном объекте. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов в этом случае разрабатываются и устанавливаются Минприроды России (за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения).

Нормативы качества почв (земель)

Нормативы качества почв тоже разделены на экологические и гигиенические.

Гигиенические нормативы для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения будет разрабатывать и утверждать Роспотребнадзор.

Экологические нормативы качества для почв остальных земель, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора, и почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения разрабатывает и утверждает Минприроды России.

Не ясно чем вызвана необходимость разделения на вещества природного и неприродного происхождения, и где граница между этими двумя группами веществ.

Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности

Среди физических показателей состояния окружающей среды установление нормативов качества прописано в Порядке только в отношении уровней радиоактивности.

Определение предельных концентраций радионуклидов в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минприроды России.

 

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»