Font Size

Cpanel

Ориентироваться на валовые выбросы и производить корректировку ПЭК необходимо как в случае увеличения, так и уменьшения выбросов

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1208 «О внесении изменений в Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности»

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов на период их поэтапного достижения на объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I категории, в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения владельцем объекта НВОС подлежит одобрению межведомственной комиссией.

Настоящим постановлением внесены изменения в Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999.

Уточнено, что создавать комиссию уполномочен Минпромторг России. В состав Комиссии могут включаться представители Минпромторга России, Минприроды России, Минэнерго России, Минстроя России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, корпорации «Росатом» и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Обмен документами и информацией в рамках деятельности комиссии осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, причем использование данной системы затрагивает и лицо, предоставляющее проект программы.

Решение в отношении проектов программ принимается членами комиссии путем электронного голосования с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи через информационную систему.

Заседания комиссии проводятся в очной или заочной форме, причем к очной форме заседаний прибегают, если в одобрении проекта программы уже было отказано по результатам заочных голосований два раза или если такое решение будет принято по просьбе членов комиссии председателем комиссии.

При принятии при голосовании решения об отказе в одобрении проекта программы член комиссии обязан представить мотивированные замечания к проекту программы и рекомендации по его доработке. В случае их непредставления проект программы считается одобренным этим членом комиссии.

Решение в отношении проекта программы оформляется протоколом голосования комиссии. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представившие проект программы, уведомляются об этом решении в течение 5 дней со дня подписания решения.

Письмо Минприроды России от 18.09.2019 № 12-47/22545 «О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов»

В соответствии с нововведениями в Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», вступающими в силу с ноября 2019 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте.

Ссылаясь на пункт 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352 (далее – Порядок инвентаризации), устанавливающим необходимость корректировки данных инвентаризации в связи с изменениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха, Минприроды России считает, что действующие инвентаризации выбросов хозяйствующих субъектов будут подлежать корректировке, как только будут проработаны методические подходы к реализации новых положений.

Но стоит заметить, что указанный Порядок инвентаризации установлен в отношении стационарных источников выброса и распространяется только на них. Полагаем, что такое разъяснение Минприроды будет справедливо, если «проработка методических подходов» будет заключаться в дополнении данного Порядка. Если регулировать вопросы проведения инвентаризации передвижных источников будет иной нормативный правовой акт, корректировка действующей инвентаризации стационарных источников выброса по причине изменения законодательства не понадобится.

Письмо Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755 «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха»

Минприроды России разъяснены некоторые вопросы, возникающие при формировании программы производственного экологического контроля (ПЭК) в соответствии с требованиями приказа Минприроды России № 74 от 28.02.2018 (далее – Приказ № 74) в части выбросов в атмосферный воздух.

Отмечено, что при осуществлении ПЭК на объекте III категории обязательно включение в план-график контроля веществ I, II классов опасности, т.к. ПЭК проводится по веществам, для которых установлены нормативы выбросов, а установление нормативов выбросов для данных объектов предусмотрено только для данных веществ. Также отмечено обязательное включение в план-график маркерных веществ. Что это за вещества, когда речь идет об объектах III категории, к которым терминология НДТ не применима, не уточняется.

В отношении невключения в план-график контроля веществ, концентрация которых не превышает 0,1 ПДК, даны следующие разъяснения. В случае если для веществ не установлен ПДКмр, а установлены только ПДКсс или ОБУВ, то при составлении плана-графика Минприроды России полагает возможным ориентироваться на эти нормативы и концентрации загрязняющих веществ на границе предприятия сравнивать с 0,1 ПДКсс или с 0,1 ОБУВ (тут, полагаем, допущена опечатка, т.к. общеизвестно, что ОБУВ в целях нормирования выбросов приравнивается к ПДКмр).

Под «границей предприятия» и «границей территории объекта» следует понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект НВОС в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в ЕГРН.

В части выбора расчетных точек для проведения расчетов рассеивания на объекте НВОС Минприроды России отсылает к Методам расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденным приказом Минприроды России № 273 от 06.06.2017, а при возникновении вопросов – к Росгидромету или ФГБУ «ГГО им. Воейкова».

Отсутствие предприятия в Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах (полагаем, это же может быть применимо и к случаю отсутствия таких Перечней) не является причиной для невключения информации о таких наблюдениях в программу ПЭК. Решение о включении в ПЭК такой информации принимается самим хозяйствующим субъектам.

Также даны разъяснения о необходимости корректировки программы ПЭК. Она осуществляется при попадании под критерии требований Приказа № 74 (изменение объемов выбросов более чем на 10 %). При этом ориентироваться нужно на валовые выбросы и корректировка потребуется не только в случае увеличения выбросов, но и в случае их уменьшения.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»