Возможные последствия для мировой энергетики принятого решения ОПЕК по сокращению добычи нефти

gulieviaВ статье автор анализирует проблемы и перспективы решения по сокращению добычи Организации стран – экспортёров нефти. Заседание ОПЕК 30 ноября 2016 г. завершилось заключением долгожданного соглашения по сокращению добычи нефти. Рассмотрены возможные последствия для мировой энергетики принятых на саммите ОПЕК решений и обязательства по сокращению добычи нефти государств-членов ОПЕК, а также 11 стран вне ОПЕК, мировые нефтяные котировки на фоне последних договоренностей. Особое внимание уделено вопросам неоднозначности экономического эффекта от сокращения добычи нефти для России.

О принятых на саммите ОПЕК решениях

30 ноября 2016 г. на саммите Организации стран - экспортёров нефти впервые за восемь лет было принято решение сократить добычу нефти до 32,5 млн баррелей в сутки. Одним из инициаторов выступила Венесуэла. Таким образом, с 1 января 2017 г. страны ОПЕК снижают среднесуточную добычу на 1,164 млн баррелей.

Накануне заседания ОПЕК шансы на заключение сделки по сокращению добычи и снижению избытка предложения на глобальном нефтяном рынке «выглядели неважно». Страны ОПЕК так и не смогли распределить между собой бремя сокращения. Они были вынуждены отменить переговоры с другими производителями, от которых добивались участия в сделке, включая Россию и Бразилию.

Россия фактически выполнила роль посредника, так как прямые договоренности между Ираном и Саудовской Аравией были невозможны, эти страны слишком много и часто сталкиваются. Например, в Сирии и Йемене.

Заседание ОПЕК 30 ноября 2016г. завершилось заключением долгожданного соглашения по сокращению добычи нефти. Согласно сделке стран ОПЕК, с января 2017 г. члены организации сократят производство на 1,2 миллиона баррелей в день - до 32,5 миллиона.

Организация стран - экспортёров нефти и 11 стран, не входящих в ОПЕК, 10 декабря 2016 г. в Вене смогли подтвердить и скрепить меморандумом договоренности о совместных действиях по стабилизации рынка нефти: суммарно они сократят добычу на 1,75 миллиона баррелей в сутки, что должно ускорить балансировку спроса и предложения. Следует заметить, что независимые страны — производители нефти обязались сократить свою добычу в сумме на 558 тыс. баррелей в день.

Сокращения добычи начнутся 1 января 2017 года. В данный момент соглашение распространяется на первое полугодие. Однако не исключено, что срок соглашения может быть продлен еще на полгода, если на рынке будет наблюдаться «медвежий» (нисходящий) тренд. Согласно ноябрьскому докладу ОПЕК, мировой уровень добычи нефти в октябре, по предварительным данным, составил 96,32 миллиона баррелей в день. Таким образом, суммарное снижение добычи участниками договоренностей в 1,8 миллиона баррелей соответствует почти 2% от уровня октябрьской мировой нефтедобычи.

Обязательства по сокращению добычи нефти из стран вне ОПЕК взяли на себя 11 стран: Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Экваториальная Гвинея, Судан и Южный Судан. По всем этим странам цифры не обнародованы, однако ряд из них стал известен.

Россия, как и было оговорено ранее, берет на себя основную нагрузку - 300 тысяч баррелей в день (на данный целевой показатель планируется выйти в апреле-мае). При этом снижение будет происходить поэтапно, к концу первого квартала оно составит 200 тысяч баррелей в день. Конечной целью является достижение показателя в 10,947 миллиона баррелей в день.

Казахстан обязался сократить добычу нефти на 20 тысяч баррелей в день, Азербайджан - на 35 тысяч баррелей, Мексика — на 100 тысяч баррелей.

Саудовская Аравия в свою очередь заявила, что с января 2017 г. начнет сокращать добычу нефти и может в итоге даже выйти на уровень ниже, чем указанный в соглашении от 30 ноября. Страна обязалась сократить добычу на 486 тысяч баррелей в день - до 10,058 миллиона баррелей.

Для контроля выполнения соглашения создан мониторинговый комитет, в который включены три страны ОПЕК (Венесуэла, Кувейт и Алжир) и две не входящие в организацию (Россия и Оман).

Сокращение добычи нефти в странах ОПЕК

Сейчас страны ОПЕК добывают 33,6 млн баррелей нефти в сутки. В соответствии с принятым решением 10 декабря 2016 г. в Вене добыча стран ОПЕК снизится на 4,5%, а добыча во всем мире сократится примерно на 1%. Это первое снижение добычи сырья с 2008 года. Так, Саудовская Аравия должна будет сократить добычу на 486 тыс. баррелей, до 10,058 млн в день. Для Ирака, второго по объемам производителя ОПЕК, предполагается сокращение на 210 тыс. баррелей, до 4,351 млн баррелей в день. Объединенные Арабские Эмираты сократят добычу на 139 тыс. баррелей в день.

Анализируя содержание Таблицы 1 по странам, необходимо отметить интересную ситуацию, сложившуюся в итоге с Ираном. С одной стороны, ему была определена квота добычи в 3,797 млн баррелей в сутки, тогда как, по данным ОПЕК, Исламская Республика Иран в октябре 2016 г. ежедневно производила 3,69 млн баррелей. Таким образом, это можно считать преференцией стране, которой разрешено увеличить добычу на 90 тыс. баррелей в день.

Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и другого сырья. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, вытягивает за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводороды.

Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговорённых пределах. С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности.

Изменения цены нефти на мировых рынках

Мировые нефтяные котировки подскочили почти на 5% на фоне договоренностей между странами ОПЕК и другими государствами, не входящими в картель, о сокращении добычи нефти. По состоянию на 11 декабря стоимость февральских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent выросла на 4,45% и составила 56,8 доллара за баррель. Цена на январские фьючерсы на нефть марки WTI показала 4,66-процентный рост и поднялась до отметки в 53,86 доллара за баррель.

По различным прогнозам, спрос в текущем году - 96,3 млн., в 2017 г. будет в среднем 97,5 млн. т. Потребность увеличивается прежде всего в Китае и Индии. То есть избыток предложения, наблюдаемый сейчас, порядка 1,5 млн. тонн, будет ликвидирован за счёт двух соглашений. Вероятен даже перекос в сторону спроса.

Акции российских нефтяных компаний выросли в пределах 2% на фоне подписания ОПЕК и не входящим в картель странами соглашения о сокращении добычи нефти.

Так, в начале торгов на Московской бирже по состоянию на 11 декабря 2016г. привилегированные акции «Транснефти» подорожали на 1,8%, «префы» «Татнефти» - на 1,6%, а обыкновенные акции «Татнефти» - на 1,3%. Кроме того, акции «Роснефти» прибавили 1,1%, акции «Газпрома» - 1,2%. Бумаги «Лукойла» и «Новатэка» растут на 1%, акции «Русснефти» - на 0,5%. Обыкновенные акции «Башнефти» подросли лишь на 0,1%, а «префы» - на 0,3%.

Индекс РТС на открытии торгов вырос на 2,45%, до 1137,37 пункта - максимума с конца сентября 2014 года, а индекс ММВБ поднимался до отметки 2235,81 пункта, что стало новым максимумом за всю историю торгов. Рост российских акций отмечается на фоне резко подорожавшей нефти.

Неоднозначность экономического эффекта от сокращения добычи нефти для России

Россия впервые пошла на такого рода самоограничение, делая ставку на то, что выгоды от поддержания стабильных цен на уровне «50+» перекроют недополученную прибыль от экспорта сырья. Для российских компаний участие в соглашении будет носить добровольный характер. Никаких наказаний за его невыполнение не предусмотрено, вместе с тем в Минэнерго заручилось поддержкой нефтедобытчиков страны в деле ограничения добычи, предполагается, что сокращение будет пропорционально уровню добычи компаний. В России также будет создан собственный мониторинговый комитет для обеспечения исполнения договоренностей с ОПЕК.

Аналитики ВТБ капитала посчитали, что если средняя цена нефти зафиксируется на уровне $55 в 2017 г., то нефтегазовые доходы бюджета, которые рассчитан исходя из цены $40, будут выше на 1,1 трлн руб. и составят 6,1 трлн. Еще 200 млрд руб. бюджет может получить дополнительно в виде ненефтегазовых доходов.

Аналитики Morgan Stanley также оценили доходы в бюджет почти в 1,2 трлн руб. при $50 за баррель. Аналитики «Уралсиба» отмечают, что цена на нефть будет на 15–25% выше заложенной в бюджете, тогда при неизменных расходах дефицит составит всего 1,8% ВВП, а с 2018 г. будет сбалансирован. Также рост цен на нефть может побудить увеличение социальных расходов в преддверии президентских выборов в 2018 г., что может стать неожиданным драйвером роста в будущем году. Однако также существует риск, что дополнительные расходы могут раздуть инфляцию. К тому же, некоторые аналитики считают, что сокращение добычи на зрелых месторождениях, которые составляют основу налоговой базы, может иметь негативный эффект для поступлений в бюджет при условии, что цена на нефть останется дешевле $60 за баррель.

Эксперты Citi подсчитали, что при цене нефти в $42,5 за баррель (ориентировочная цена без соглашения об ограничении добычи) доходы России в 2017 году составили бы $69 млрд. Но договоренность о снижении добычи, по мнению аналитиков Citi, позволяет ориентироваться на цену уже в $52,5 за баррель (в четверг на Межконтинентальной бирже ICE в Лондоне цена барреля впервые с начала октября превысила $54). При такой точке отсчета Россия даже в случае сокращения собственной добычи на 300 тыс. баррелей в сутки получит уже $88 млрд. А если бы РФ не снижала производство, доходы могли бы достигнуть $91 млрд.

Мы все понимаем, что при росте цен на нефть вырастут и доходы бюджета страны, однако не стоит забывать и влияние на экономику страны в целом (включая вопросы, связанные с курсом доллара США и т.д.).

В рамках сделки с ОПЕК Россия обязалась сократить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. Снижение добычи нефти составит 2,7% и будет равномерным для всех российских нефтяных компаний, поддержавших идею сокращения, в соответствии с их долей. 80% добычи нефти и конденсата приходится на пять крупнейших компаний: «Роснефть» (40% вместе с купленной «Башнефтью»), «Лукойл» (около 15%), «Сургутнефтегаз» (11%), «Газпром нефть» (11%) и «Татнефть» (5%).

От сокращения добычи цены на нефть вырастут, но продажи сократятся, и, так как сокращение будет неравным, в выигрыше окажутся компании с падающей добычей. Когда обсуждалась заморозка, предполагалось, что тем, кто наращивает добычу («Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть»), позволят продолжать за счет компаний, снижающих ее из-за истощения участков («Лукойл», «Русснефть»). Но при пропорциональном сокращении растущие игроки могут оказаться в проигрыше. Эксперты считают, что выгода от роста цены будет девальвирована тем, что дополнительные доходы в основном уйдут на налоги, а выручка упадет из-за укрепления рубля. Существует также мнение, что компании будут сокращать добычу нефти с наибольшей налоговой нагрузкой, поэтому доходы от роста цен будут разделены между компаниями и бюджетом. Так или иначе, сокращение провоцирует споры компаний за квоты и конфликты с правительством. Ожидается, что компании могут в 2017 году попросить Минфин не повышать налоги, апеллируя к тому, что они жертвовали частью выручки ради бюджета.

Решение о том, как именно распределять квоту на добычу нефти, будут принимать сами нефтяные компании. Ожидается, что компании могут остановить производство на старых нерентабельных месторождениях в Западной Сибири, Поволжье и на юге России. Маловероятно, что Россия прекратит бурение на новых месторождениях. Пропорциональное распределение квот не изменит общий объем инвестиций в отрасли, компании просто перераспределят средства в пользу долгосрочных проектов. Предполагается, что это будет стоить «Новатэку», «Лукойлу» снижением EBITDA на 0,6%, «Сургутнефтегазу» - на 1,4%.

Кроме того, весной 2017 г. ожидается снижение добычи из-за ремонта на скважинах. В мае 2016 г. спад составил 170 тыс. барр./сут., что уже покрывает большую половину объема, оговоренного с ОПЕК. Кроме того, нет гарантии, что цены на нефть будут расти в долгосрочной перспективе из-за перспектив возрождения добычи сланцевой нефти в США и неопределённости относительно способности ОПЕК придерживаться квоты.

Литература

1. Мустафинов Р.К., Гулиев И.А. Обзор прогнозов долгосрочного изменения средневзвешенной цены на нефть // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 7 (152). С. 113-116.

2. Салыгин В.И., Литвинюк И.И. Обзор сценариев развития энергетики мира // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 2 (47).

3. Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Государственное регулирование ценообразования в трубопроводном транспорте зарубежных стран // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2016. № 3.

4. ОПЕК «подыграл» «Газпрому» (http://www.oilcapital.ru/konyunktura/294640.html)

5. Гулиев И.А., Литвинюк И.И., Мехдиев Э.Т. Новейшие тенденции мирового рынка сжиженного природного газа: предпосылки расширения экспортного потенциала Австралии, Канады, России и США // SOCAR Proceedings. 2016. № 2.

6. Салыгин В.И. Международное энергетическое сотрудничество – залог устойчивого развития ТЭК // Академия энергетики. 2006. № 2 (10). С. 22.

7. Сделка ОПЕК принесет российскому бюджету более 1 трлн рублей (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/12/06/668330-sdelka-opek-rossiiskomu-byudzhetu)

8. Гулиев И.А., Хубаева А.О., Литвинюк И.И. Прогнозирование долгосрочной средневзвешенной цены на нефть // Евразийский юридический журнал, 2016. №3 (94). С. 90-93.

9. Мустафинов Р.К., Гулиев И.А. Оценка влияния санкций на нефтегазовые компании России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 5. С. 41-45.

10. Мехдиев Э.Т., Литвинюк И.И. Перспективы развития российско-иранского энергетического и торгово-экономического сотрудничества в постсанкционный период // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 5 (17). С. 68-73.

11. Гулиев И.А. Энергетическая политика нефтегазовых компаний России в новейших условиях введения санкций // Вестник НГУЭУ. 2015. № 2. С. 283-290.

И.А. оглы Гулиев,

к.э.н., доцент, заместитель директора

Международного института энергетической

политики и дипломатии МГИМО

МИД России, г. Москва,