Font Size

Cpanel

Порядок ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений

babichm

Статья посвящена проблеме правового регулирования ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Автором рассмотрены положения Лесного кодекса Российской Федерации и проект порядка ведения реестра, разработанный Минприроды России. Сделан вывод о несоответствии проекта порядка основным положениям лесного законодательства, а также о недостаточной экономической обоснованности предлагаемого регулирования.

Согласно официальному докладу Минприроды России о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 год (далее – доклад) наиболее распространенным видом использования лесов в России остается заготовка древесины (более 90 % используемой площади лесов). По итогам 2015 года заготовлено 205,21 млн. куб. м древесины. На долю арендаторов лесных участков приходится около 80 % заготовленной древесины. При этом суммарный доход от использования лесов в 2015 году составил почти 26,5 млрд. руб., что выше показателя 2014 году на 4,3 %.

Вместе с тем невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является причиной расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.

Однако в докладе не приведены данные о количестве расторгнутых договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также число случаев принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.

Полагаем, что число расторгнутых договоров следует считать значительным, поскольку в законодательстве уже появилась норма, направленная на существенное ограничение правосубъектности недобросовестных участников лесных правоотношений.

Порядок ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений

Так, 1 марта 2017 г. вступили в силу положения Федерального закона от 23.06.2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (далее – Закон № 218-ФЗ), устанавливающие полномочия Рослесхоза по ведению реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее – Реестр).

Во исполнение Закона № 218-ФЗ Минприроды России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, включая порядок внесения информации в реестр и исключения из него информации» (далее — проект акта). В случае вступления в силу проекта акта арендодатели и арендаторы лесных участков, продавцы и покупатели лесных насаждений получат новый механизм воздействия на участников рынка, которые не выполняют взятых на себя обязательств. Проект акта размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ID – 02/07/11-16/00058676). В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются недобросовестные арендаторы лесных участков, покупатели лесных насаждения. Отмечаем, что разработчиком не проведена количественная оценка участников отношений. Кроме того, разработчиком не указано, что обязанность по ведению Реестра закреплена за Рослесхозом.

В пунктах 8-9 сводного отчета не приведена оценка доходов и расходов органов публичной власти и хозяйствующих субъектов, являющихся субъектами предлагаемого проектом акта регулирования, а также не указаны новые функции органов государственной власти, в частности функция Рослесхоза по ведению Реестра.

Согласно пункту 3.11.1 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27.05.2013 г. № 290, разработчиком в разделе 9 сводного отчета указывается оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования.

Следовательно, разработчику необходимо провести оценку расходов хозяйствующих субъектов и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с предлагаемым регулированием.

Предлагаем рассмотреть проект акта на предмет его соответствия Лесному кодексу Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в редакции Закона № 218-ФЗ.

Согласно статье 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ, вступившей в силу 1 марта 2017 г., ведение Реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соответствующее полномочие Рослесхоза закреплено в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 736 (далее – Положение).

В Реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры в соответствии с частью 2 статьи 24, частью 8 статьи 51, частью 5 статьи 60.1, частью 5 статьи 60.12 и частью 4 статьи 61 ЛК РФ или со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства (часть 2 статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ).

Кроме того, согласно части 3 статьи 98.1 ЛК РФ в Реестр включается следующая информация:

1) наименование, место нахождения – для юридического лица, фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) информация о договорах аренды лесных участков и договорах купли-продажи лесных насаждений;

4) основания и даты расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений;

5) дата внесения указанной информации в реестр.

Вместе с тем пунктом 5 проекта акта устанавливается, что в Реестр включается информация только согласно части 3 статьи 98.1 ЛК РФ, при этом ссылка на часть 2 статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ отсутствует.

Указанный недочет является повторением положений части 5 статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ, что требует корректировки в проекте акта, а также скорейшего внесения изменений в Закон № 218-ФЗ.

Пунктом 4 проекта акта устанавливается, что рассмотрение поступившей от арендодателей или продавцов информации о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений осуществляется Рослесхозом в установленном им порядке. При этом ни ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ, ни Положением не предусмотрено полномочие Рослесхоза по утверждению порядка ведения Реестра и рассмотрения заявок. Таким образом, проект акта по факту не содержит положений о порядке ведения Реестра, а устанавливает отсылочную норму на иной нормативный правовой документ.

Согласно пункту 8 проекта акта Реестр ведется в электронном виде по форме, указанной в приложении к проекту акта. При этом приложение к проекту акта на официальном сайте не представлено.

В соответствии с пунктом 9 проекта акта сведения, содержащиеся в Реестре и не отнесенные к информации, составляющей коммерческую тайну в соответствии

с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне, размещаются на официальном сайте Рослесхоза и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 6 статьи 98.1 ЛК РФ в редакции закона № 218-ФЗ информация, содержащаяся в Реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение Реестра, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Следовательно, проектом акта вводится дополнительное ограничение на объем публикуемой на официальном сайте Рослесхоза информации Реестра посредством включения положения о коммерческой тайне. При этом ЛК РФ в редакции закона № 218-ФЗ такое ограничение не устанавливается.

Полагаем, что разработчиком с учетом положений частей 2-3 статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ может быть однозначно решен вопрос об отнесении ограниченного перечня включаемой в Реестр информации к коммерческой тайне.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что разработчиком не только не соблюдена процедура оценки регулирующего воздействия проекта акта, но и нарушена логика статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ, во исполнение которой разработан проект акта. Сформулированные положения проекта акта нельзя считать достаточными для корректного и беспроблемного ведения Реестра.

Кроме того, анализ положений статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ показал, что в части 5 указанной статьи содержится ссылка на часть 3 этой же статьи, при этом ссылка на часть 2 данной статьи отсутствует. Следовательно, часть 5 статьи 98.1 ЛК РФ в редакции Закона № 218-ФЗ должна быть откорректирована.

Судебная практика

Рослесхоз планирует активно использовать механизм внесения недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений в Реестр. Согласно информационному сообщению от 10.02.2017 г. на официальном сайте службы, в Арбитражном суде Самарской области состоялось судебное заседание о взыскании суммы долга арендной платы с юридического лица, являющегося арендатором лесного участка по договору аренды лесного участка. Судом в полном объеме удовлетворены требования о взыскании суммы долга в размере 137 760,76 рублей в пользу Департамента лесного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент), в том числе взыскана неустойка.

В другом сообщении говорится о правонарушениях, совершенных гражданами на территории Ярославской области.

В соответствии с требованиями ЛК РФ и Законом Ярославской области от 27.06.2007 г. № 55-з «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений» граждане имеют право заключать договоры купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд (отопление, строительство и ремонт дома, хозяйственных построек). При этом данный договор не только предоставляет право заготавливать древесину, но и налагает ряд обязанностей.

Так, гражданин Л., воспользовавшись предоставленным ему правом, заключил с Департаментом договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Осуществляя заготовку древесины на территории Даниловского участкового лесничества, гражданин не произвел очистку мест рубок от порубочных остатков, что является грубым нарушением лесного законодательства и влечет за собой наложение штрафа. Департамент обратился с требованием в районный суд о взыскании неустойки. Требования Департамента о взыскании неустойки в размере 30 000 рублей удовлетворил Даниловский районный суд Ярославской области в полном объеме.

В другом деле Ярославский районный суд Ярославской области оставил в силе постановление Департамента о привлечении индивидуального предпринимателя Р. к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предусматривающей ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Во всех информационных сообщениях Рослесхоза подчеркивается, что в рамках гражданского законодательства неоднократное неисполнение лицом, использующим лесной участок, обязанности по внесению арендной платы является основанием для досрочного расторжения договора аренды. С 01.03.2017 г. указанная информация будет направляться в уполномоченный орган для внесения сведений в Реестр. Впоследствии лица, включенные в Реестр, будут не вправе заключать договоры аренды лесных участков и договоры купли-продажи лесных насаждений .

Нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации

Принятие Закона № 218-ФЗ потребовало актуализации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением губернатора Костромской области от 22.12.2016 г. № 258 в Положение о департаменте лесного хозяйства Костромской области было дополнено пунктом 47.2, обязывающим соответствующий департамент направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение Реестра, информацию, предусмотренную статьей 98.1 ЛК РФ. Аналогичное требование содержится в нормативных правовых актах других субъектов Российской Федерации .

Стоит отметить, что включение подобной нормы в положения об уполномоченных органах субъектов Российской Федерации было продиктовано появлением в КоАП РФ новых составов, предусматривающих административную ответственность должностных лиц.

В частности, согласно статье 8.32.1 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, подлежащей включению в такой реестр, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей. В соответствии со статьей 8.32.2 КоАП РФ включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

Несмотря на то, что в ЛК РФ указано, что порядок ведения Реестра устанавливается Правительством Российской Федерации, в некоторых субъектах Российской Федерации были приняты собственные порядки ведения Реестра, причем без указания на административно-территориальное ограничение. К примеру, распоряжением Правительства Кировской области от 29.12.2016 г. № 158 «в целях повышения эффективности государственного управления в области лесных отношений» был утвержден Порядок ведения Реестра и его форма, а Министерство лесного хозяйства Кировской области определено уполномоченным органом, осуществляющим ведение Реестра с 01.01.2017 г., т.е. на 2 месяца раньше, чем требует ЛК РФ.

В Закон Свердловской области от 03.12.2007 г. № 152-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами, проживающими на территории Свердловской области, древесины для собственных нужд» были внесены изменения, согласно которым решение об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, принимается в случае, если сведения о гражданине включены в Реестр (п. 8 ч. 3 ст. 2-1, вступил в силу 01.03.2017 г.).

Пункт 19 Административного регламента предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 22.01.2015 г. № 3, устанавливает, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по результатам аукционов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в Реестре (вступил в силу 01.03.2017 г.). Аналогичное требование содержится в административных регламентах других субъектов Российской Федерации .

Примечательно, что Архангельским областным Собранием депутатов 27.02.2017 г. в Государственную Думу РФ (далее – ГД РФ) внесен проект федерального закона № 110018-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (в части отмены требования о представлении материалов дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации) .

В частности, проектом федерального закона предлагается исключить пункт 24 Закона № 218-ФЗ, которым в ЛК РФ была внесена статья 98.1 (о ведении Реестра). Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона, «предложенные нормы Закона № 218-ФЗ – прим. авт. по формированию реестра не будут достигать цели «отфильтровывания» различного рода аферистов, поскольку зарегистрировать новую фирму легко, а возникшие долги по аренде или неисполненным работам останутся неоплаченными. Кроме того, не учитывается ситуация, когда арендатор стал «недобросовестным» вследствие природных катаклизмов, которые не позволили отгрузить заготовленную древесину, получить доходы и выполнить все свои обязанности по организации, например, противопожарных мероприятий».

На предварительном рассмотрении проекта федерального закона в ГД РФ 14.03.2017 г. было решено направить его заинтересованным органам публичной власти для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы ГД РФ в период весенней сессии 2017 года (май).

М.Е. Бабич,

магистр юриспруденции (НИУ ВШЭ),

консультант отдела оценок в сфере транспорта,

связи и экологии Департамента оценки регулирующего

воздействия Минэкономразвития России,

г. Москва.