Дополнительное профессиональное образование работников предприятий экологической сферы в контексте пакета законов об изменении системы пенсионного обеспечения граждан

serovgpВ соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды», на основе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработка которых предусмотрена ФЗ «Об образовании» и организуется в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ, обсуждается возможность организации дополнительного профессионального образования работников предприятий, осуществляющих деятельность в экологической сфере.

Введение

В своем обращении к гражданам России в сентябре 2018г. Президент РФ В.В. Путин, заявил о том, что его решение обратиться к гражданам с просьбой понять необходимость совершенствования Системы … обусловлено принципиальными изменениями демографической и социально–экономической обстановки в России. На наш взгляд, для более детального понимания условий, в которых начинается работа по совершенствованию Системы, крайне необходима оценка происходящих изменений в экологической сфере, понимаемой не только как окружающая природная среда (среда обитания человека), но и как область, в которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность. Проблемы, обусловленные принципиальными изменениями демографической и социально – экономической обстановки, требуют решения в контексте с проблемами, обусловленными негативными (если не сказать, потенциально опасными, судя по ежегодным докладам МПР РФ о состоянии окружающей природной среды и МЧС РФ о техногенной обстановке и чрезвычайных ситуациях) изменениями, происходящими в экологической сфере деятельности.

Объявив об изменении условий пенсионной реформы, которые предложило Правительство РФ, В.В. Путин рекомендовал Правительству РФ:

● предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста» (на переходной период пенсионной реформы - это 5 лет до наступления срока выхода на пенсию);

● утвердить специальную программу по повышению квалификации … граждан, достигших предпенсионного возраста, (далее – Программа), учитывая, что Программа «… должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета». Первоочередным стал вопрос о формате, объеме, сроках, порядке финансирования повышения квалификации граждан предпенсионного возраста, сложность решения которого подчеркивается неуверенными заявлениями чиновников федерального уровня, например,:

● председатель ЦБ РФ Э. Набиуллина, представляя обновленные прогнозы по инфляционной динамике и нефтяным ценам на ближайшие несколько лет, отметив риски повышения инфляции в 2019 г. и коррекции цен на нефть в 2020–2021гг., сообщила, что по итогам заседания совета директоров 14.09.2018 г. Банк России повысил ключевую базовую ставку с 7,25% до 7,50% (Posts Tagged. прогнозы кризиса в России 2019-2021); ЦБ РФ повысил прогноз по оттоку капитала в 2018 г. до $55 млрд с $30 млрд. В дальнейшем сальдо финансового счета по частному сектору заметно снизится - до $27 млрд в 2019 году и около $18 млрд в 2020-2021 гг. Поступления по текущему счету значительно превышают потребности в погашении внешних обязательств, поэтому состояние платежного баланса не несет рисков для курсовой динамики и макроэкономической стабильности на прогнозном горизонте (Москва. 14.09.2018 г. INTERFAX.RU);

● Минэкономразвития прогнозирует: …инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1% год к году в декабре 2018 г. С учетом проведения Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3% год к году, что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России 4%. По мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4% (прогноз инфляции на конец 2020 года составляет 3,8% год к году); темпы роста ВВП РФ ко II кварталу 2019 г. могут опуститься ниже 1% на фоне принятых решений в области бюджетно-налоговой политики, и в целом за 2019 г. экономика вырастет на 1,4%. В 2020 г. рост ВВП РФ ожидается на уровне 2,0%, в 2021 г. 3,1%, в 2022-2024 годах - в среднем 3,2% в год;

● на одном из сентябрьских заседаний Правительства РФ министр Экономразвития М. Орешкин предсказал прорыв экономики России к 2024г. Предполагается (?), что прорыв произойдет благодаря структурным реформам. Прогнозируемые темпы роста превзойдут темпы роста мирового ВВП и позволят войти России в пятерку самых крупных экономик мира. Ключевые индикаторы вернутся к фундаментальным значениям. Несмотря на недавний скачок (индикаторов?) в ведомстве по – прежнему считают, что к концу 2018г. доллар будет стоить 64 руб. («РИА Новости»);

● некоторые эксперты прогнозируют рост инфляции в 2020г. до 5,5%;

● фракция КПРФ в Госдуме РФ выступила с предложением обсудить обязательность направления в Пенсионный Фонд России изъятых у коррупционеров средств;

● вице–премьер Т. Голикова заявила о том, что рост расходов на образование в 2019г. может достигнуть (?) 13,3% («Россия 24», «бегущая строка»);

● ряд экспертов в ходе теледебатов высказали мнение о том, что система пенсионного обеспечения, совершенствуемая в контексте предложений Правительства РФ и рекомендаций Президента РФ, в силу недостаточного роста ВВП и наличия проблем демографического характера в России потребует очередного совершенствования через 10 – 15 лет;

● в сентябре в прямом эфире на вопрос телеведущего программы ОТР: что делать простому гражданину в складывающейся в России социально-экономической обстановке?, эксперт (директор одной из организаций, работающих в области исследования стратегических проблем) ответил: «Страховаться!», т.е., в понимании простого гражданина …спасайся, кто как может!

Дискуссия о совершенствовании Системы:

● проводилась с учетом принципиальных изменений демографической и социально – экономической обстановки в России и в контексте норм, закрепленных Конституцией РФ: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы (ст.37, п.п.1,3); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (ст. 39, п.1);

● ориентирована на выработку предложений по комплексу мер о дополнительной гарантии государством равенства прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19, п.2).

Именно этим можно объяснить тот факт, что в дискуссии активно участвовали политики, политологи, юристы, экономисты, психологи, демографы, но не экологи и не специалисты в области безопасной эксплуатации технических средств, сооружений, промышленных объектов, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, необходимость решения демографических и социально – экономических проблем во взаимосвязи с экологическими проблемами, о чем сказано выше, предопределена нормами, закрепленными ст.ст. 41; 42 Конституции РФ: каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Гарантия соблюдения конституционных прав должна обеспечиваться проведением комплекса мер превентивного характера, целью которых является организация рационального использования природных ресурсов (далее – ИПР), охраны окружающей среды (далее – ООС), обеспечения экологической безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций природного характера (далее – ЧС), производственных объектов, входящих в состав предприятия, и экологической антитеррористической защищенности зданий, сооружений и т.п., входящих в состав производственного объекта.

Организация соответствующей деятельности позволит не только сохранить достигнутый на сегодня баланс между интенсивностью хозяйственной деятельностью и состоянием окружающей природной среды, но и способствует поддержанию необходимых условий для труда и отдыха гражданина, и, следовательно, продолжительности его жизни (в контексте объявленной Президентом РФ Программы «80 +»). Тем самым создаются … реальные стимулы для бизнеса, что бы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста (о чем говорил В.В. Путин в своем обращении к гражданам).

Рекомендуя Правительству РФ утвердить Программу, Президент РФ назвал цель обучения – повышение квалификации работающих граждан предпенсионного возраста, оставив за Правительством РФ обязанности по организации обучения и детализации его целей, и не обозначив наиболее и технологически сложных видов деятельности и потенциально опасных производств, осуществляемой в экологической сфере.

На заседании Правительства РФ 02.10.2018 г. В.В. Путин, заметил: … ожидать большого экономического эффекта от совершенствования Системы (порядка 3-х триллионов в течение 6-ти лет) не следует; напротив, надо готовиться к экономическим затратам, - обратился к Первому заместителю Председателя Правительства РФ А. Силуанову с вопросом «…как обстоят дела с финансированием?» Ответ: …финансирование организуется так, чтобы выполнить намеченные мероприятия; …только реализация предложенных Вами рекомендаций (имелись ввиду содержащиеся в обращении В.В. Путина к гражданам России) потребует 500 млрд руб. – т.е. на эту сумму снизится планируемый ранее экономический эффект (телеизвестия, канал ТВЦ, 02.10.2018. 22.00.).

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 76 установлено: дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ; программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации; программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации; содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Трудовым кодексом РФ определено:

● необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель; подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюза) в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов; в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности; работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196);

● работники имеют право на подготовку и ДПО, реализуемое путем заключения договора между работником и работодателем (ст. 197).

ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 73 «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности» определено:

● руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, должны иметь подготовку в области ООС и экологической безопасности (п.1);

● подготовка руководителей организаций и специалистов в области ООС и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС, осуществляется в соответствии с законодательством (п.2).

Учитывая вышеизложенное, наиболее рациональной (в смысле комплексного решения демографических, социально–экономических и экологических проблем) видится организация ДПО работников в целях не только повышения квалификации работников предпенсионного возраста, но и с целью: профессиональной переподготовки работника с тем, чтобы он приобрел компетенцию для выполнения нового вида профессиональной деятельности, новую квалификацию («смежную» с имеющейся), чтобы при необходимости, при наличии договоренности с работодателем, он смог бы продолжить работу на новой должности на предприятии до выхода на пенсию, или замещать специалиста, ушедшего в отпуск (см. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 09.04.2018 г.); ознакомления работника с возможностью его участия в активной общественной деятельности после выхода на пенсию, например, в качестве общественного экологического инспектора (в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» безвозмездно осуществляющего свою деятельность). Это не только будет способствовать развитию общественного экологического контроля, но и позволит гражданину даже после выхода на пенсию чувствовать себя полноценным членом общества, тем самым способствуя решению демографической проблемы (в контексте заявления В.В. Путина о программе повышения продолжительности жизни граждан «80+»).

ДПО организуется на базе программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, разрабатываемых в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ, а форма обучения – обязательная или добровольная, должна быть определена путем заключения договора между работником и работодателем (по аналогии с нормами, закрепленными ст. ст.196 и 197 ТК РФ). Программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки должны быть разработаны на высоком научном уровне с учетом действующего законодательства и используемых предприятием (и возможно, только планируемых к внедрению) технологий. Программы профессиональной переподготовки должны быть большего объема и предусматривать стажировку в целях приобретения переподготавливаемым работником практических навыков работы на новой должности.

Из рекомендации Президента РФ Правительству РФ об утверждении Программы повышения квалификации граждан, достигших предпенсионного возраста (далее – Программа), можно сделать вывод, что Правительством РФ предоставлено право определения головного разработчика Программы (подрядчика). Учитывая масштабность планируемого повышения квалификации граждан, ожидаемо, что головной исполнитель, определенный Правительством РФ, в соответствии с существующим порядком разработки программ дополнительного профессионального образования должен будет организовать конкурс образовательных учреждений, желающих получить заказ на разработку раздел(ов)а Программы. При этом следует иметь ввиду, что каждое образовательное учреждение «традиционно» в силу установившихся партнерских отношений ориентировано на проведение дополнительного профессионального образования работников предприятий, в состав которых могут входить опасные производственные, особо опасные, технически сложные, уникальные, потенциально опасные, критически важные объекты, с использованием которых в рамках отрасли хозяйствования, определяемой Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и иными общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации, осуществляются опасные и особо опасные производства и наиболее сложные в инженерно–техническом отношении и потенциально опасные виды деятельности. Перечни производств и видов деятельности определены законодательством.

Возможно, учитывая рекомендацию Президента РФ о том, что Программа должна заработать как можно раньше, и с тем, чтобы ускорить представление Программы Правительству РФ на утверждение, разработчики разделов Программы будут определены соответствующими ведомствами, которым подконтрольны предприятия, квалификацию работников которых требуется повышать, тем более, что ведомство определяет перспективу развития соответствующей отрасли хозяйствования. Это позволит:

● обоснованно определить для каждого предприятия с учетом штатного расписания «целевую аудиторию» - контингент обучаемых, достигших предпенсионного возраста, а также перечень должностей специалистов, соответствующих содержащимся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

● предоставить информацию руководству ведомства для подготовки с учетом перспектив развития отрасли (и каждого предприятия) заявки уполномоченному федеральному органу власти на получение средств на предстоящий год, необходимых для финансирования обучения граждан, достигших предпенсионного возраста;

● рационально распределить полученные из бюджета средства между предприятиями, а, следовательно, и между образовательными учреждениями, традиционно оказывающими образовательные услуги предприятиям.

При этом не должно играть роли – участвовало, или не участвовало образовательное учреждение в разработке соответствующего раздела Программы; принципиально, что оно имеет возможность осуществлять образовательную деятельность в соответствии с утвержденной Правительством РФ Программой с использованием имеющихся программ обучения, как правило, аккредитованными корпорацией, в состав которой входит предприятие, и высокий деловой имидж.

Гипотетически возможна организация финансирования обучения по «территориальному» принципу, т.е. с участием администрации субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность предприятие. Однако и в этом вариант не представляется возможным исключение из схемы организации финансирования руководства отрасли хозяйствования, в составе которой осуществляет свою деятельность предприятие.

При реализации представленной схемы организации работ возможна следующая ситуация. Периодически проходя ДПО, предусмотренное ст. 197 ТК РФ, гражданин к моменту достижения им предпенсионного возраста приобретает профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям современного законодательства, регламентов, стандартов, производственных инструкций и т.п. и совершенствует свои профессиональные навыки, отвечающие требованиям безопасной эксплуатации находящихся в его ведении новейших технических средств, устройств, сооружений из числа экономически доступных предприятию. В этой ситуации казалось бы, что ни работодатель, ни высококвалифицированный и опытный работник предпенсионного возраста, не будут заинтересованы в повышения его квалификации, связанной с его отрывом от производства на время обучения. Однако, следует иметь ввиду, что в течение 5-ти летнего переходного периода работник, как минимум, один раз должен будет пройти «традиционное» дополнительное профессиональное обучение с целью повышения своей квалификации, оплачиваемое из средств предприятия. В случае издания уполномоченным органом власти директивного документа, отменяющего обязательность прохождения очередного повышения квалификации для работника, прошедшего обучение по Программе, предприятию открывается возможность сэкономить средства на проведение очередного цикла «традиционного» ДПО. Действительно, эту ситуацию приемлемо рассматривать как …реальный стимул для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста (о чем говорил В.В. Путин). Повышение квалификации граждан предпенсионного возраста рассматривается, прежде всего, как гарантия государством конституционных прав граждан, поэтому необходимо добиться понимания гражданами того, что свидетельство о прохождении программы ДПО – это: не «охранная грамота» гражданину предпенсионного возраста, снимающая с него установленные его должностной инструкцией обязанности и ответственность при осуществлении им своей профессиональной деятельности; не индульгенция, априори выдаваемая на случай ненадлежащего им выполнения своих обязанностей при дальнейшем осуществлении своей профессиональной деятельности; не нормативный акт, отменяющий права работодателя применять к работнику в случае допущения им правонарушений соответствующие санкции из числа предусмотренных Трудовым кодексом РФ. С другой стороны, достижение работником предпенсионного возраста в сложившихся в России социально – экономических условиях – это стресс для подавляющего большинства граждан, тем более, если они высказывали свое несогласие с проведением пенсионной реформы уже в ходе ее предварительных обсуждений. Не скажется ли это на снижении производительности труда работника (о повышении производительности говорить не приходится), который, повысив свою квалификацию, позволит себе «не поспешая» дотянуть до выхода на пенсию? Учитывая вышесказанное, необходимо организовать ДПО граждан предпенсионного возраста, ориентируя их, прежде всего, на повышение их культуры безопасности и экологической культуры.

Дополнительные профессиональные программы должны быть подготовлены в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (Минобрнауки, № Л-1/05вн от 22.01.2015) и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499). Примеры программ представлены в работе [1]. С учетом формата настоящей статьи далее представлен лишь Учебный план, являющийся основным элементом Программы повышения квалификации достигших предпенсионного возраста работников.

Вводная часть. Тема В1. Экологическая сфера деятельности как правовая категория, операционное и правовое пространство хозяйственной и иной деятельности

Научное сообщество и бизнес – сообщество все более четко стали осознавать признаки надвигающегося экологического кризиса, что способствовало признанию несовершенства классической экономической теории, не учитывающей два принципиально важных положения: природные ресурсы исчерпаемы; способность природной среды к самоочищению ограничена.

Эволюция (начиная с конца IX и до настоящего времени) концептуальных подходов к решению глобальных экологических проблем, активное развитие «экологизированного» законодательства, интенсивность и масштабность. Хозяйственной и иной деятельности в экологической сфере свидетельствуют о становлении экологической сферы деятельности как операционного и правового пространства для проведения хозяйственной и иной деятельности, включая использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и защищенности производственных объектов, входящих в состав предприятия, от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также экологической антитеррористической защищенности сооружений, строений и т.п., входящих в состав производственного объекта.

В процессе активной нормотворческой деятельности, начиная с 90-х гг. ХХ в., в области законодательства природоресурсного, природоохранного, о безопасности и о защите от ЧС разработаны сотни тысяч нормативно–правовых актов на уровнях международном, межгосударственном, федеральном, субъектов РФ, а также регламентов, стандартов, правил, положений отраслевого и корпоративного уровня, локальных нормативных актов, принимаемых предприятиями. Как свидетельствует практика правоприменения, в ряде случаев отдельные положения нормативно–правового и нормативно – технического характера, закрепленные документами федерального уровня, субъектов РФ, регионального уровня, корпораций допускают их противоречивое толкование. Возникает своего рода правовая коллизия – оказавшись «один на один» с громадным объемом наработанной нормативно–правовой и нормативно–технической документации, руководители и работники предприятия практически не имеют ни времени, ни надлежащей правовой культуры на то, чтобы грамотно определить и юридически закрепить перечень нормативных актов, регламентов, производственных инструкций, стандартов и т.д., необходимый и достаточный для управления производственной и бизнес- деятельностью предприятия. Отсюда – недоработки организационно–штатной структуры предприятия, штатного расписания, «размытость» разграничения прав, обязанностей и ответственности между структурными подразделениями и между работниками предприятия.

Сказанным обусловлена необходимость формирования с использованием основных положений ФЗ «О техническом регулировании» системы технического регулирования предприятия в соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности», утвержденными приказом Минпромэнерго РФ от 23.05.2006 г. № 112, включающей в свой состав обоснованный перечень нормативно–правовых актов, государственных стандартов, отраслевых стандартов, санитарных правил и норм, строительных норм и правил, прочих ведомственных документов.

Сформировались и юридически закреплены виды деятельности, осуществляемой предприятиями в экологической сфере [2]:

● основные – юридически закрепленные «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» (ОКВЭД), ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «О космической деятельности», Воздушным кодексом РФ;

● обеспечивающие проведение основной деятельности предприятия – закрепленные законодательством природоресурсным, о техногенной и экологической безопасности производственных объектов, включая их защищенность от ЧС и экологическую антитеррористическую защищенность сооружений, строений и т.п., входящих в состав объектов;

● сопутствующие основной деятельности предприятия: экологический аудит; экологическое страхование; сертификация; экологически ориентированный маркетинг; экологический дизайн (экологическое проектирование); организация экологической маркировки, экологических лейблов, «зеленой» рекламы; подготовка экологической отчетности и отчетности по устойчивому развитию; экологическая бухгалтерия; экологический контроллинг; расчет экологических платежей и т.д., участие в проведении которых организуется по инициативе предприятия и в проведении которых оно заинтересовано с тем, чтобы обеспечить финансово–экономическую стабильность своей деятельности.

Тема В2. Контекст предприятия, осуществляющего деятельность в экологической сфере

Следуя ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Требования и руководство по применению», раздел 4.1 «Понимание организации и ее среды», под контекстом предприятия понимается совокупность внешних и внутренних факторов (характеристик), относящихся к намерениям руководства предприятия и влияющих на способность предприятия достигать намеченн(ых)ого результат(ов)а своей деятельности, т.е. характеристики предприятия как:

● субъекта права, участника Системы стратегического планирования (следуя ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), осуществляющего предпринимательскую деятельность как самостоятельную, проводимую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в одной из организационно–правовых форм, закрепленных Гражданским кодексом РФ. Организационно–правовая форма предопределяет устав, структуру административного управления, штатное расписание (и, следовательно, контингент работников предприятия;

● органа управления, имеющего администрацию и осуществляющего управление, обеспечение и контроль деятельности структурных подразделений предприятия. Органы, координирующие производственную деятельность, образуются приказами руководителя предприятия (примерно): технический совет; объединенный координационный совет, координирующий деятельность в области управления с использованием системы технического регулирования предприятия и иных систем управления (промышленной безопасностью, пожарной безопасностью и т.д.); совет главных инженеров организаций, входящих в состав корпоративного объединения и т.д.;

● объекта прав – имущественного комплекса, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (Гражданский кодекс РФ, ст.132). При этом производственный объект, входящий в состав предприятия, следуя ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», понимается как территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами при осуществлении своей деятельности;

● продукционной системы, характеризуемой: перечнем видов деятельности, осуществляемых предприятием в экологической сфере в соответствии с его уставом и разрешительной документацией; функционально взаимосвязанными технологическими операциями, составляющими общую технологическую схему производственного процесса производства продукции, проведения работ, услуг (редакцией ФЗ от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ определено: наилучшая доступная технология – это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при наличии технической возможности ее применения); элементами деятельности, связанной с окружающей природной средой (экологическими аспектами), которые выполняются квалифицированными работниками с использованием штатных технических средств и устройств, сырья в соответствии с их должностными инструкциями, производственными правилами, регламентами, стандартами и т.д.; планом размещения производственных и административных помещений промышленных объектов, входящих в состав предприятия, (разрабатывается в составе проектной документации как Генеральный план предприятия); графической привязкой на местности природных и природно–антропогенных объектов, с которыми возможно взаимодействие предприятия; бизнес-процессом, под которым понимается участие в формировании корпоративной политики, бюджетирование (проведение взаимоувязанных последовательно выполняемых управляемых операций, ориентированных на обеспечение безусловного выполнения разрабатываемых предприятием программ и планов как документов стратегического кратко,- средне, - долгосрочного планирования; совокупностью требований в области ООС, установленных ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 34, для документации, разрабатываемой на стадиях жизненного цикла предприятия эксплуатация, консервация и утилизация производственных объектов, ликвидации зданий, строений, сооружений, входящих в их состав;

● участника земельных, водных отношений, пользователя недр;

● природопользователя, характеризуемого перечнем природных объектов, полезные свойства которых используются им в процессе производственной деятельности, осуществляемой в соответствии с его уставом на основании разрешительной документации, предусмотренной природоресурсным законодательством:

● субъекта природоохранной деятельности. Строго говоря, природоохранная деятельность не является предпринимательской, если в соответствии с уставом предприятия она не является основным видом деятельности предприятия, а выполняется как обеспечивающая его основную деятельность. Тем не менее, успешная (в смысле критерия эффективность/стоимость») ее организация может внести вклад в прибыльность предприятия, например, за счет снижения обязательных экологических платежей, уменьшения аварийности производства, достигнутого повышением культуры безопасности и экологической культуры работников и т.д., и даже за счет повышения экологического имиджа предприятия, учитываемого при организации конкурсов, тендеров при выборе заказчиком при выборе предприятия как исполнителя работ и услуг. В силу закона, или в силу директивных указаний руководства корпорации, в состав которой входит предприятие, или по инициативе предприятия им могут осуществляться дополнительно к основной виды деятельности, имеющие целью повышение качества природных объектов, например, восстановление рыбных запасов используемого предприятием водоема («зарыбление» водоема). Проведение обеспечивающих и сопутствующих видов деятельности предприятием – заказчиком может быть передано предприятию – исполнителю. Фактически имеет место аутсо́рсинг – передача предприятием/организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании/ предприятию, действующей в нужной области. В этом случае перечень передаваемых е работ должен соответствовать перечню работ, определенных уставом и разрешительной документацией предприятия – исполнителя как основные виды его деятельности, для проведения которых оно располагает требуемыми финансовыми и материально–техническими средствами и квалифицированными работниками. ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрена обязательность разработки мероприятий, соответственно, по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности, включая защиту от ЧС;

● источника негативного воздействия техногенного характера на ОС;

● объекта обеспечения экологической безопасности, включая защищенность от ЧС;

● объектового звена функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ряде случаев организации, которыми не образовано объектовое звено, при оказании ими негативного воздействия на ОС обращаются к специализированным организациям, выполняющим работы (на договорной основе) по ликвидации последствий негативного воздействия на ОС;

● участника информационного обмена экологически значимой информацией о результатах своей деятельности;

● участника экостраховых отношенийя, экоаудиторской деятельности, экосертификации.

Тема В3. Повышение культуры безопасности и экологической культуры. Понятие культура безопасности появилось в 1986 году в процессе анализа причин и последствий Чернобыльской аварии, проведенного Международным агентством по атомной энергии (далее – МАГАТЭ). МАГАТЭ предлагает следующее определение этого понятия (которое также изложено в Нормативным документом «Общие положения безопасности атомных станций» НП 306.2.141-2008 определено: культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности атомной станции (далее – АС), как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью [3]. Следуя работе [4], культура безопасности – это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность, состоящая из двух компонентов: создание и правильное функционирование иерархической структуры управления АС с четким распределением доли прав и ответственности; необходимая система ответных реакций на возникающие проблемы обеспечения безопасности АС. Для всего персонала АС и различных видов деятельности понятие культура безопасности состоит из следующих элементов: знание и компетентность, обеспечиваемые подготовкой качественных эксплуатационных инструкций; приверженность безопасности, осознающая безопасность АС как жизненно важного дела; мотивация осознания важности безопасности АС посредством действенных методов руководства, создания системы поощрений и наказаний лиц, ответственных за безопасность АС; надзор, включающий в себя систему ревизий и экспертиз; готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; ответственность через формализованное описание должностных обязанностей и понимание отдельными лицами своих прав, обязанностей и ответственности. Наличие навыков культуры безопасности характеризуется в первую очередь созданием такой атмосферы в коллективе, когда обеспечение безопасности АС становится главной целью и внутренней потребностью каждого и приводит к самоконтролю. Вышеизложенное относительно повышения культуры безопасности АС в полной мере относится и к иным предприятиям, осуществляющим свою деятельность в экологической сфере.

ФЗ «Об охране окружающей среды», (ред. от 31.12.2017), глава XIII. Основы формирования экологической культуры. Не вводя определения термина экологическая культура, закон называет в качестве ее основ всеобщность и комплексность экологического образования (ст.71), подготовку руководителей организаций и специалистов в области ООС и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на ОС (ст. 73). Вышеизложенное относительно повышения культуры безопасности в полной мере относится и к повышению экологической культуры.

Материалы по организации повышения культуры безопасности и экологической культуры должны быть представлены с учетом контекста предприятия, работники которого проходят ДПО.

Раздел 1. Повышение квалификации работника по основной деятельности предприятия (производственной и оказании услуг), осуществляемой в экологической сфере

Число тем, их объем, длительность обучения и т.д. устанавливаются руководителем предприятия на основании перечня видов осуществляемой предприятием производственной деятельности и оказываемых услуг, закрепленных уставом предприятия и разрешительной документацией, по которым сформирована целевая аудитория – контингент работников, достигших предпенсионного возраста. При этом учитываются результаты последнего цикла, периодически проводимого дополнительного профессионального обучения специалистов и работников, изменения и дополнения законодательства и модернизация технологии производства, происшедшие после прохождения работником последнего цикла обучения. Каждая тема посвящена понятийно – терминологическому аппарату и экономико–правовому инструментарию, используемому при осуществлении соответствующего вида деятельности (или оказания услуг). Обучение должно проводиться образовательным учреждением, имеющим программы, аккредитованные ведомством или корпорацией, в которую входит предприятие.

Раздел 2. Повышение компетентности и осведомленности работника в области деятельности, обеспечивающей основную деятельность предприятия в экологической сфере Разработка материалов настоящего раздела и определение контингента обучаемых должны основываться на требованиях ФЗ «Об охране окружающей среды», (ред. от 31.12.2017), ст. 73. «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности». Следует иметь ввиду, что для некоторых специалистов , например, инженера – эколога, специалиста экоаналитической лаборатории, инженера–землеустроителя и т.п. экологически ориентированные виды деятельности являются основными. В этом случае повышение квалификации работника организуется в соответствии с рекомендациями, данными в разделе1.

Тема 2.1. Использование природных ресурсов при осуществлении производственной деятельности предприятия: понятийно – терминологический аппарат и организационно – правовой инструментарий. Число «подтем», их объем, длительность обучения и т.д. устанавливаются руководителем предприятия на основании перечня видов природных ресурсов, используемых предприятием в соответствии с природоресурсным законодательством (земельным, водным, лесным, об отходах производства и потребления и т.д.) на основании соответствующей разрешительной документацией, а также сформирована целевая аудитория – контингент работников, достигших предпенсионного возраста. При этом учитываются результаты последнего цикла периодически проводимого дополнительного профессионального обучения специалистов и работников, изменения и дополнения законодательства и модернизация технологии производства, происшедшие после прохождения работником последнего цикла обучения [5].

Тема 2.2. Охрана окружающей среды как деятельность, направленная на предотвращение (снижение) негативного воздействия техногенного характера на окружающую природную среду: понятийно–терминологический аппарат и организационно–правовой инструментарий. До середины ХХ в. Природа воспринималась как неисчерпаемый природный ресурс, а экологические проблемы – как преодолимые.

Основной формой взаимодействия общества и природы было использование природных ресурсов на стадии жизненного цикла производственного объекта эксплуатация. В процессе дальнейшей индустриализации производственной и бизнес–деятельности в экологической сфере постоянно возрастает число промышленных объектов, входящих в состав предприятия, в процессе эксплуатации которых возможно негативное воздействие техногенного характера на ОС, существенно изменяющее естественное состояние природных объектов. Это позволило академику Вернадскому В.И. еще в начале 20-х гг. прийти к мысли о том, что изменение природы «силой культурного человечества» становится явлением геологического масштаба: человек как часть биосферы своим трудом многократно усиливает планетарную функцию живого существа, она становится все более управляемой человеческим разумом, что неизбежно приводит к постепенному преобразованию земной биосферы в «мыслящую оболочку», сферу разума – ноосферу. Однако, по его словам, когда окружающая природная среда (далее – ОПС) все больше утрачивает способность адаптации к влияниям техногенного характера, человечество …становится геологической силой, способной разрушить среду его собственного обитания.

Число «подтем», их объем, длительность обучения и т.д. устанавливаются руководителем предприятия на основании понятийно–терминологического аппарата и экономико–правового инструментария, введенных ФЗ «Об охране окружающей среды» и иными нормативно – правовыми актами в области ООС при наличии целевой аудитории – контингента работников, достигших предпенсионного возраста. При этом учитываются результаты последнего цикла, периодически проводимого дополнительного профессионального обучения этих работников, изменения и дополнения законодательства и модернизация технологии производства, происшедшие после прохождения работником последнего цикла обучения [6].

Тема 2.3. Обеспечение техногенной безопасности и антитеррористической защищенности производственных объектов как превентивная природоохранная деятельность: понятийно–терминологический аппарат и организационно–правовой инструментарий. Число «подтем», их объем, длительность обучения и т.д. устанавливаются руководителем предприятия с учетом видов деятельности, осуществляемой предприятием, на основании понятийно–терминологического аппарата и экономико–правового инструментария, введенных Концепцией национальной безопасности РФ, Законом РФ «О безопасности», федеральными законами ФЗ «О техническом регулировании», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов», «Об отходах производства и потребления», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О сбережении электроэнергии», «О космической деятельности», Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и т.д.. При этом учитываются состав целевой аудитории – контингента работников, достигших предпенсионного возраста, результаты последнего цикла периодически проводимого дополнительного профессионального обучения этих работников, изменения и дополнения законодательства и модернизация технологии производства, происшедшие после прохождения работником последнего цикла обучения [7].

Тема 2.4. Обеспечение экологической безопасности и защищенности производственных объектов от чрезвычайных ситуаций природного характера: понятийно–терминологический аппарат и организационно–правовой инструментарий. С отсылкой на нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными законами «О безопасности», «Об охране окружающей среды», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий», Экологической доктриной РФ, «Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. раскрываются: понятия опасность, угроза экологического характера и ее источники (природно–антропогенные объекты; стихийные бедствия; неблагоприятные природные явления; экологическая война; акты экологического терроризма и экологической диверсии; экоцид); правовые категории экобезопасность и обеспечение экобезопасности [7].

Основываясь на определении понятия экологическая опасность, данного Реймерсом Н.Ф.[8], предлагается расширительное толкование термина экобезопасность хозяйствующего субъекта/предприятия как состояния защищенности его ЖВИ от угроз экологического характера:

● со стороны природных или природно-антропогенных объектов, загрязненных, засоренных, зараженных – либо вследствие аварий, катастроф техногенного характера, либо преднамеренно в результате экологической войны, экологического терроризма (включая экоцид), либо вследствие неблагоприятных природных явлений и стихийных бедствий;

● обусловленных неблагоприятными природными явлениями и стихийными бедствиями;

● обусловленных нехваткой природных ресурсов, требуемых для обеспечения штатной деятельности предприятия, - вследствие изменения естественных природных свойств (загрязнения, засорения, заражения, истощения, порчи, уничтожения) используемых предприятием природных объектов, обусловленных либо техногенной деятельностью, либо экологической войной, экологическим терроризмом (включая экоцид), либо неблагоприятными природными явлениями и стихийными бедствиями.

С отсылкой на положения ФЗ «Об охране окружающей среды», СниП 22-02-2003, СниП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», СП 11-107-98, СП 11-112-2001 – обсуждаются требования: к обеспечению экобезопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации производственных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной ОС, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; к организации инженерной защиты территории, зданий, сооружений и ОС.

Обеспечение экобезопасности производственного объекта понимается как деятельность по предотвращению негативных воздействий природно-антропогенных объектов, факторов, возникающих вследствие стихийных бедствий и природных явлений, и обусловленных ими ЧС природного характера, по ликвидации последствий указанных воздействий, а также по предотвращению угроз нехваткой природных ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности объекта, состоящая в применении комплекса мер правового, организационного, финансово-экономического, экологического, инженерно-технического, воспитательного и иного характера, закрепленных законодательством природоресурсным, природоохранным, об использовании атомной энергии, о промышленной и экологической безопасности и о защите от ЧС.

Взаимосвязь и взаимообусловленность природопользования, ООС и обеспечения экобезопасности иллюстрируются на примерах использования водоемов-охладителей при осуществлении деятельности гидро- и атомных электростанций, при изменении режимов производственной деятельности в неблагоприятных метеорологических условиях и т.д.

С отсылкой на законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обсуждаются требования по подготовке руководителей и специалистов по ЧС, организационно–правовой инструментарий защиты от ЧС (планирование действий по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом возможности введения режимов повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; организация командно-штабных учений, или штабных тренировок; составление учетно-отчетных документов: Журнал регистрации аварий, связанных с экологическим ущербом (регистрация с начала года); Сведения о состоянии аварийности по предприятиям корпоративного объединения (ежемесячная с накопительным итогом); Аварии с экологическим ущербом. АВАР (квартальная с накопительным итогом).

Кратко обсуждаются терминология и правовой инструментарий проведения комплекса мероприятий в зонах экологического бедствия и зонах чрезвычайной экологической ситуации, установленные ФЗ «Об охране окружающей среды», приказом Минприроды РФ от 06.02.95 г. № 45, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», федеральными законами в области использовании атомной энергии, постановлением Правительства РФ от 25.12.92. № 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия», , а также порядок финансирования мероприятий по оздоровлению зон ЧС и зон экологического бедствия и «Правила использования резерва средств на финансирование работ, проводимых для содержания имущественных комплексов, подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой силы».

Тема 2.5. О представлении предприятием экологически значимой информации о своей природоохранной деятельности: понятийно–терминологический аппарат и организационно–правовой инструментарий. С отсылкой на ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О гидрометеорологической службе», ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», Гражданский кодекс РФ раскрываются основные термины и положения, с использованием которых субъекты правоотношений (собственник информационных ресурсов, владелец информационных ресурсов, пользователь/потребитель информации) организуют информационное взаимодействие/обмен информацией.

Федеральными законами «О недрах», «О космической деятельности», «Об отходах производства и потребления» установлены обязанности обеспечить представление информации, соответственно: пользователя недр – геологической информации о недрах; участника космической деятельности – об опасности, возникающей при осуществлении деятельности; эксплуатанта опасного производственного объекта – о его промышленной безопасности.

Обсуждаются понятия экологическая информация и экологически значимая информация в контексте, соответственно, ст.8.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях в законодательства о защите населения и территорий от ЧС и об отходах производства и потребления.

Права граждан на получение и распространение информации, обязанность государственных органов, МСУ, учреждений и должностных лиц обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, установлены Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Указом Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», Конституцией РФ, федеральными законами «Об охране окружающей среды, «Об информации, информационных системах и о защите информации», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об использовании атомной энергии», «Об уничтожении химического оружия, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Анализируются пути выхода из спорной ситуации, когда гражданами, общественными организациями зачастую истребуются сведения, содержащие информацию не только о состоянии ОС (в соответствии со ст. 42 Конституции РФ) и о направленности и масштабах производственной деятельности предприятия, как источнике угроз техногенного характера для ОС.

В соответствии с законодательством природопользователи обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам федерального государственного статистического наблюдения. Открытая экологическая отчетность в соответствии с Концепцией открытой экологической отчетности в области устойчивого развития представляется предприятиями в формате годового отчета о своей деятельности, отдельного экологического отчета, заявления (декларации) с изложением экологической политики, информационных бюллетеней, видеосюжетов, брошюр, сайтов в Интернете. В 1997 г. «Коалицией за экологически ответственный бизнес» и UNЕP создана Международная организация «Инициатива по открытой отчетности (Global Reporting Initiative –GRI 2002)». «Руководство GRI 2002» рассчитано на широкий круг организаций государственных, научных, общественных, а также предприятий различных форм собственности.

Раздел 3. Повышение компетентности и осведомленности работника в области деятельности, сопутствующей основной деятельности предприятия

Деятельность, сопутствующая основной деятельности предприятия, промышленные объекты, входящие в состав которого, находятся на стадии жизненного цикла эксплуатация, модернизация, консервация, утилизация:

● рассматривается в контексте обеспечения финансово–экономической устойчивости функционирования предприятия как субъекта экономических отношений;

● проводится специализированными организациями, осуществляющими виды деятельности, закрепленные их уставом как основные, в одной из организационно – правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ;

● организуется на основании гражданско–правового договора о предоставлении экологически ориентированных услуг (в контексте положений, закрепленных ст.ст. 422 – 425 Гражданского кодекса РФ);

● должна осуществляться оказывающим услуги лицом в соответствии с требованиями ФЗ «О защите прав потребителей» (в ред. От 18.04.2018) и заключенного договора об оказании услуг.

Тема 3.1. Экологическое страхование. С отсылкой на ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», гл. 48 Гражданского кодекса РФ, «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации» (утв. Минприроды РФ 03.12.1992 n 04-04/72-6132, Российской государственной страховой компанией 20.11.1992 n 22), законы Нижегородской области от 20.08.97 г. № 83-з «Об экологическом страховании в Нижегородской области»; Республики Бурятия от 24.08.96 г. № 368-I «Об охране окружающей природной среды», г. Москвы от 08.11.97 г. № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - обсуждаются правовые основы, экономическая сущность экострахования и его функции: превентивная, контрольная, компенсационная, инвестиционная, социальная, информационная [7]. Целесообразность и правомерность организации экострахования следуют также из федеральных законов «О федеральном железнодорожном транспорте», «Об использовании атомной энергии», «Об охране здоровья граждан», «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ.

Тема 3.2. Экологическая сертификация. С отсылкой на ФЗ «О техническом регулировании», обсуждаются правовые основы сертификации, в соответствии с которыми организована, например, работа Московского Экологического регистра [7]. ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.31 предусмотрена экологическая сертификация, проводимая в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ в соответствии с положениями ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании».

Лесная сертификация распространяется на леса, лесохозяйственную деятельность, технологии лесозаготовок и систему лесоуправления как на локальном, так и на региональном уровнях вплоть до национальной лесной политики. Добровольная лесная сертификация по схеме Лесного попечительского совета проводится в Республике Коми, Хабаровском, Красноярском и Алтайском краях. 9 марта 2000 г. Woodmark (Великобритания), подразделение компании-аудитора Soil Association, представила публичный доклад о результатах лес¬ной сертификации Косихинского леса (Косихинский лесхоз, Алтайский край) по схеме Лесного попечительского совета. Лесхоз первым в России получил сертификат сроком на пять лет на лес, заготовляемые в нем древесину из березы, сосны и осины, а также на круглые и пиленные лесоматерилы, получаемые из нее.

Существенную значимость имеет сертификация в международной торговле, осуществляемой по правилам Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Россия подала заявление на вступление в эту организацию. Сертификация для экспорта должна соответство¬вать требованиям ГАТТ и удовлетворять требовани¬ям схемы ISO (Международной организации по стандартам) или схемы FSC (Лесного попечительского совета).

Затраты на доведение лесного хозяйства до требуемого при сертификации уровня значительны. В те же время повышение эффективности планирования и ведения лесного хозяйства, достигаемое при сертификации, приводит к увеличению выхода продукции и частичной компенсации за¬трат.

Тема 3.3. Экоаудиторская деятельность. С отсылкой на ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О саморегулируемых организациях» и на работу [9] обсуждаются понятийно–терминологический аппарат и экономико–правовой инструментарий экоаудита, выполнения услуг, сопутствующих экоаудиту, правовые основы экоаудиторской деятельности. Виды экоаудиторских услуг, перечень сопутствующих экоаудиту услуг устанавливают профессиональные объединения аудиторов (некоммерческие партнерства/аудиторские палаты). Обсуждается опыт работы «Системы экологического аудита в г.Москве», образованной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «Об экологическом аудите» от 27.08.2002 г. № 693 – ПП в целях развития экологического аудита и экологической сертификации организаций, осуществляющих деятельность в экологической сфере.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает форму итогового занятия: семинар, тестирование, выпускная работа обучаемого и т.д.

После утверждения Правительством РФ Программы повышения квалификации граждан предпенсионного возраста образовательное учреждение обязано провести корректировку разработанной им Программы с учетом контекста предприятия, с которым заключен договор об оказании образовательных услуг.

Литература

1. Серов Г.П., Селиванова М.В.Дополнительное профессиональное образование в области менеджмента: актуальность, востребованность, программирование. // журнал «Экологический Вестник России», № 4-2014.

2. Притужалова О.А., Серов Г.П. Становление экологической сферы деятельности в контексте эволюции концептуальных подходов к решению глобальных экологических проблем// журнал «Экологический Вестник России», №№ 5; 6 -2018.

3. http://www.energoatom.kiev.ua/ru/safety/definition/

4. http://forca.ru/knigi/arhivy/ekspluataciya-aes-88.html

5. Серов Г.П., Притужалова О.А., Смоленцева Л.А., Парусова Н.С. Использование природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения// журнал «Экологический Вестник России», №№ 7; 8 – 2018.

6. Серов Г.П., Притужалова О.А., Смоленцева Л.А., Парусова Н.С. Охрана окружающей среды при осуществлении деятельности в экологической сфере как форма взаимодействия общества и природы, правовая категория и предмет дополнительного профессионального обучения // журнал «Экологический Вестник России», №№ 9;10 – 2018.

7. Серов Г.П., Серов С.Г. Техногенная и экологическая безопасность в практике деятельности предприятий: теория и практика. М.: изд. «Ось – 89», 2007.

8. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология М.: изд. Россия Молодая», 1992.

9. Серов Г.П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность М.: изд. «ДЕЛО» АНХ при Правительстве РФ, 2008.

Г.П. Серов,

д.ю.н., к.т.н., профессор,

НП «Экологическая аудиторская Палата»,

г. Москва.