Font Size

Cpanel

Быть Гидрометслужбе России или чиновники от метеорологии готовы ее разрушить в угоду сомнительных прибылей

Недальновидные правовые эксперименты Росгидромета России приводят уже сейчас к разрушительным последствиям существования самой гидрометдеятельности в России. В настоящей статье приводятся некоторые результаты анализа последствий нормативных нововведений Росгидромета России, касающиеся вопросов определения стоимости гидрометинформации и порядка ее получения.

 

Общие принципы нормативного регулирования вопросов доступа к информации о состоянии окружающей среды

На фоне того, что в Гидрометслужбе России нет единых тарифов на информационную продукцию были введены еще и новые совершенно непрозрачные дополнительные процедуры согласования при подписании договоров на предоставление гидрометинформации участникам гидрометдеятельности. Кроме того, Минприроды России своим приказом 19 мая 2017 г. № 247 отменил важнейший приказ от 31.10.2008 г. № 299, регламентирующий порядок осуществления государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации для монополиста, каким Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является.

С полной ответственностью можно утверждать, что никто, кроме Гидрометслужбы в России, не располагает наиболее полным объемом фактических данных, прогностической информации о состоянии окружающей среды. Информация о погоде, уровне загрязнения окружающей среды нужна для каждого проекта, связанного с использованием и освоением природных ресурсов. Поэтому любые изменения стоимости гидрометеорологической продукции, условий ее получения и использования касаются каждого из нас каждый день. При этом важно помнить, что вся продукция Росгидромета производится за счет бюджетных средств России, а значит наших налогов.

Согласно статьи 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.

Одним из основных принципов деятельности гидрометеорологической службы, установленных ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», является обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей).

При этом сам закон не содержит каких-либо норм о предварительном согласовании в аппарате Росгидромета договоров о передаче гидрометеорологической информации третьим лицам.

В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372), «Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями».

Согласно п. 8 Типового положения о территориальном органе Росгидромета, утверждённому Приказом Росгидромета от 17.04.2007 № 123, территориальный орган, являясь федеральным бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность непосредственно и через федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Росгидромета и расположенные на территории деятельности территориального органа.

О существенных изменениях без существенных причин в ценообразовании на оказание гидрометуслуг для некоммерческих организаций

Правовое положение федеральных бюджетных учреждений с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» существенно изменилось.

Целью указанного закона явилось создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, а также повышение эффективности деятельности самих учреждений.

За минувшие годы, в результате «повышения эффективности деятельности» пришедшей новой команды управленцев Росгидромета России произошло следующее:

1. Отсутствуют единые тарифы на информационную продукцию Гидрометслужбы России, которая была произведена за счет бюджетных средств.

Уже более 2 (двух) лет на территории России отменен регламент исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды своей основной государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 299. В этих условиях каждый территориальный орган Росгидромета решает самостоятельно стоимость предоставляемой гидрометинформации, зачастую в ущерб объективным данным и расчётам о нормативных затратах на их получение и в ущерб потребителям.

Более того, руководство Росгидромета РФ увидело повод и основания коммерциализировать государственные услуги в сфере гидрометобеспечения путём слома ранее существующего урегулированного порядка предоставления потребителям гидрометеорологической информации на основании государственных услуг, перечень которых был детально регламентирован.

Так, приказом № 549 от 24 ноября 2016 года бывший руководитель Росгидромета Фролов А.В. отменил приказ Росгидромета № 422 от 13 декабря 2010 года «Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности».

В качестве обоснования отмены приказа указано, что «в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», а также в целях приведения ведомственной нормативной правовой базы Росгидромета в соответствие с действующим законодательством РФ».

При этом, установленный приказом Росгидромета № 422 от 13 декабря 2010 года ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Росгидромета РФ бюджетными учреждениями не претерпел своего изменения и не мог претерпеть, поскольку согласно п. 2.1. Методических указаний «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утверждённых приказом Росгидромета РФ от 24 февраля 1999 года № 24, «деятельность Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению, возложенная на него Правительством Российской Федерации, является задачей государственного уровня, не направлена на извлечение прибыли и осуществляется на нормативной и правовой основе для некоммерческих организаций».

Более того, само Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений...» не предполагает отмену ведомственного перечня государственных услуг, а устанавливает порядок формирования государственных заданий в отношении бюджетных учреждений.

Этот Порядок формирования госзадания разработан в целях реализации абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ и регулирует определение объема финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным государственным учреждением на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Ещё более нелепым, вызывающим справедливое негодование даже среди самих работников гидрометслужбы, представляется Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 мая 2017 г. № 247 «О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 299 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации».

В качестве обоснования такого шага, Минприроды указало, что приказ принят в «целях упорядочивания нормативно-правовой базы».

В итоге, вместо «упорядочивания нормативно-правовой базы» - хаос и неразбериха

Разрушая действовавший Регламент по обеспечению Росгидрометом функции по обеспечению на территории России пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, обработки и распространения гидрометинформации, Минприроды РФ, вместо упорядочения этих важных государственных функции создало хаос, неразбериху и почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных чиновников Росгидромета, стремящихся по своему интерпретировать процесс получения на договорной основе метеоданных для широкого круга лиц, в сферу деятельности которых входит работа с официальными метеоданными.

2. Создает причины для наступления негативных последствий для жизни, здоровья и имущества граждан и организаций, пользующихся информацией о состоянии окружающей природной среды, для оперативного и доступного обеспечения безопасности территорий, так как устанавливает дополнительные требования для получения жизненно-важной информации о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды.

Так, согласно Распоряжению № 30-р «О порядке предоставления третьим лицам, не относящимся к подведомственным Росгидромету учреждениям, первичной и иной информации» от 1 марта 2019 года установлено новое требование дополнительного согласования договоров в центральном аппарате Росгидромета для получения и/или передачи информации о данных приземных метеорологических наблюдений, данных наблюдений за климатом, данных о среднем ветре, агрометеорологических данных, включая данные по районам отгонного животноводства и по районам северного оленеводства, данных наблюдений за гидрологическим режимом рек, естественных и искусственных водоёмов, морей, обзор ледовой обстановки по морям, данные о загрязнении окружающей среды, штормовых оповещений и предупреждений.

Чтобы, например, жителям Чукотки за свои деньги (!) получить возможность своевременно получать штормовые оповещения нужно сначала съездить в договорной отдел центрального аппарата Росгидромета? И МЧС России тоже должен сбегать сначала туда же для планирования своих мероприятий по ликвидации аварий?

При этом, следует особо обратить внимание, что такая неправомерная практика была введена в период наступления на территории Российской Федерации сезонных чрезвычайных ситуаций.

Мы считаем, что своим распоряжением № 30-р от 1 марта 2019 года чиновники от Росгидромета немотивированно-бюрократически создают препятствия для передачи информации о состоянии окружающей природной среды лицензиатам Росгидромета, которые получают информацию на основании договоров, использования этой информации для нужд народного хозяйства и осуществления безопасности жизнедеятельности, разработки оперативных IТ-систем реагирования для МЧС России нарушая, тем самым, Конституцию РФ, общие нормы гражданского законодательства РФ, регулирующие деятельность бюджетных учреждений и заключение сделок, в том числе и нормы Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» и целый ряд законов Российской Федерации, которыми должен руководствоваться, в соответствии с Уставом и Положением, Росгидромет.

Считаем, что Распоряжение Росгидромета России № 30-Р от 1 марта 2019 года идёт в разрез с принятыми государством законодательными мерами, формирующими политику государства, направленную на большую самостоятельность бюджетных учреждений, а также на повышение качества, эффективности и доступности оказываемых ими государственных услуг.

Введением такого порядка согласования договоров и перечня используемой в этих договорах информации в аппарате Росгидромета создаются предпосылки к созданию дискриминационных условий для получения гидрометеорологической информации её потребителями и противоречит принципам деятельности Росгидромета, указанными в Федеральном законе от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».

Изучив Распоряжение Росгидромета России № 30-Р от 1 марта 2019 года, считаем, что оно не подлежит исполнению, поскольку не прошло установленную законодательством Российской Федерации процедуру подготовки принятия, а также государственную регистрацию и опубликование в средствах массовой информации.

Принятие Распоряжения Росгидромета России № 30-Р от 1 марта 2019 года осуществлено с нарушением «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, в частности, п. 3 (1), согласно которому проект этого распоряжения подлежал оценке регулирующего воздействия, которая проводится в соответствии с требованиями Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также без размещения соответствующего уведомления о планируемом его принятии, без его регистрации и публикации.

В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.»

Таким образом, нормы действующего законодательства РФ в сфере гидрометдеятельности не содержат норм-предписаний по согласованию в Росгидромете РФ сделок, заключаемых истцом на передачу третьим лицам гидрометеорологической информации. Новое требование о согласовании заключения сделок на передачу гидрометеорологической информации, даже для лицензиатов Росгидромета, как и указанные приказы Росгидромета и Минприроды, противоречат и утверждённой премьер-министром Путиным В.В. «Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), (Распоряжение от 3 сентября 2010 г. № 1458-р).

Создание непредусмотренных законодательством РФ дополнительных препятствий в получении на законном основании гидрометеорологической информации для лицензиатов Росгидромета, занимающимся разработкой IT-технологий, не отвечает и государственной политике в сфере разработки технологий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Указу Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к критическим технологиям, по которым недопустимо отставание от технически развитых государств.

Таким образом, Росгидромет России присвоил себе полномочия, не предусмотренные «Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которые утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372.

Законом предусмотрены случаи согласования сделок, совершаемыми бюджетными учреждениями. Так, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») предусмотрено, что бюджетное учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителями или приобретенным учреждениями за счет средств, выделенных им учредителями на приобретение этого имущества. Остальным имуществом учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.

Но, гидрометорологическая информация не отнесена законом к имуществу, на передачу которого государственным бюджетным учреждением требуется согласие учредителя!

Кроме того, Росгидрмоетом России созданы условия правового вакуума в нормативном регулировании, используя по надуманному основанию Постановление Правительства РФ № 640 от 26 июня 2015 года, не вдаваясь в осознание последствий такого «нормотворчества» и давая невразумительные ответы на прямые запросы о разъяснении порядка предоставления гидрометинформации.

Все это осуществляется вместо планомерной работы по формированию государственного задания для каждого бюджетного учреждения с учётом территориально-климатических особенностей при существовании необходимого перечня государственных услуг, в которых нуждается государство, бизнес и граждане и определив, как того требует закон, разумные и обоснованные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг.

3. Указанные выше разрушительные преобразования системы нормативного регулирования гидрометдеятельности в России многократно усиливаются непрофессиональным поведением уполномоченных лиц Росгидромета.

Так, на прямые запросы о разъяснении порядка предоставления гидрометинформации уполномоченные лица Гидрометслужбы России по существу отказывает в предоставлении четких разъяснений по существу, предлагая поверхностную трактовку полномочий и возможностей Гидрометслужбы России, когда в качестве основного способа реализации права юридических и физических лиц на достоверную гидрометинформацию является публикация ежегодного Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации.

Кроме того, за последние полтора года Росгидромет России отказал в получении лицензий для 139 юридических лиц, согласно Главному реестру отказов в предоставлении/переоформлении лицензий Росгидромета. В большинстве своем это предприятия, которые на протяжении многих лет профессионально занимаются гидрометдеятельностью для инженерного, информационного и аналитического обеспечения критически значимых объектов, федеральных органов исполнительной власти. Но хуже всего то, что значительная часть этих отказов в получении лицензий была выполнена чиновниками от метеорологии с грубейшими нарушениями и по надуманным основаниям. В результате, неправомерные решения чиновника Росгидромета по формальному признаку невозможно даже оспорить в суде! Вместе с тем весь Интернет пестрит коммерческими приглашениями оформить лицензию на гидрометдеятельность на договорных условиях.

Выводы

Учитывая тот факт, что результаты нашей профессиональной деятельности в области гидрометеорологии вносят существенный вклад в обеспечение гидрометеорологической безопасности России, оставляем за собой право принять надлежащие меры по противостоянию безответственной деятельности отдельных уполномоченных лиц Росгидромета России, наносящих репутационный и фактический вред и Гидрометслужбе России, и честным участникам гидрометдеятельности России.

С.В. Лучинин,

генеральный директор, ООО «Научно-методический

Центр-Сибирь», г. Новосибирск,

Л.С. Хайбуллина,

к.ф.-м.н., заслуженный метеоролог России,

ведущий специалист, АНО «Западно-Сибирское

метеоагентство», г. Новосибирск.