Font Size

Cpanel

Проблемы системы учета и отчетности в области обращения с отходами

В статье обсуждаются организационные и методологические трудности, свойственные российской системе учета и отчетности в области обращения с отходами и предлагаются меры по их устранению. Cбор информации об образовании отходов и обращении с ними важен как для решения тактических и стратегических задач на конкретном предприятии, так и для обоснования экологической политики государства. Однако российская система учета и отчетности в области обращения с отходами на сегодня далека от оптимальной.

Развитие природоохранного законодательства обязывает предприятия и организации постоянно совершенствовать свои подходы к обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами. Обязательным условием эффективного управления отходами является их учет на всем стадиях жизненного цикла (образование, сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение).

Критическую оценку сложившейся в России системе учета и отчетности сведений по обращению с отходами дают многие специалисты [1-9]. Так, А.Д. Думнов еще в 2009 году отмечал несопоставимость данных во времени и по территории, противоречивость и низкую достоверность информации, неэффективность расходования бюджетных средств на сбор и обобщение отчетных сведений [1]. А.В. Михайлов фиксирует формализацию деятельности по оформлению отчетности, путаницу в полномочиях задействованных в этой области государственных ведомств [2]. Н.Н. Бурцева указывает на большой объем информации, который необходимо предоставлять в подтверждение отчетности по отходам даже субъектам малого и среднего предпринимательства [3]. Д.М. Мишуков пишет об отсутствии единых форм документов первичного учета [6]. Н.П. Чуркин и В.В. Жуков отмечают, что в России не сформирована система государственного учета объектов размещения отходов, а качество имеющейся по отходам информации малопригодно для подготовки эффективных управленческих решений [7].

Если говорить о реформе в сфере регулирования обращения с отходами в целом, за последнее десятилетие здесь есть определенные подвижки в плане реализации поступивших от критиков предложений. Так, значительно сокращен круг организаций, которым для обращения с опасными отходами требуется оформление лицензии. Система учета и отчетности по отходам также претерпела реформирование. Наиболее существенным изменением стала отмена обязательной отчетности по отходам для малых и средних предприятий (порядок представления отчетности заменен на уведомительный, см. Приказ Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30). Тем не менее, малый бизнес и сегодня обязан вести учет отходов. Сохранен большой перечень отчетных показателей и большой объем необходимых приложений, так что нагрузка на малые и средние предприятия в плане ведения отчетности по отходам фактически осталась на прежнем уровне. Другой пример: в 2014 году была устранена неопределенность с участками предприятий, по которым требуется оформление отчетности. Так, Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 изначально было закреплено требование об учете отходов по «структурным подразделениям (цехам, участкам, площадкам) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала)», в то время как действующим Гражданским кодексом в числе обособленных подразделений юридического лица выделяются только филиалы и представительства. Необходимые изменения в Приказ № 721 были внесены Приказом Минприроды России от 25.06.2014 г. № 284.

Можно ли сегодня говорить о существенном улучшении ситуации в сфере учета и отчетности по отходам? Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим требования действующего законодательства Российской Федерации и проблемы, возникающие при их реализации на предприятиях.

К числу ключевых требований российского законодательства в области обращения с отходами отходам относится требование ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В соответствии с данной нормой права предполагается заполнение предприятиями трех форм квартального учета в области обращения с отходами (о принятых от других хозяйствующих субъектов отходах, о переданных другим субъектам отходах. и сводная форма об образовавшихся на предприятии, принятых и переданных отходах, их использовании, обезвреживании и размещении), см. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721. Отчетность собирается по всем видам отходов, кроме радиоактивных, биологических, медицинских. Кроме того, приказом Росстата от 28.01.2011 г. № 17 установлена годовая статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Что касается взаимосвязей этих форм отчетности, ситуация такова: согласно приказу Минприроды России № 721 материалы квартального учета используются при «ведении федеральных статистических наблюдений», то есть для заполнения годовой формы статотчетности 2-ТП (отходы). Перечень используемых в них показателей во многом схож, но годовая форма имеет более генерализованный вид (см. таблицу 1).

Таблица 1. Перечень основных форм отчетности в области обращения с отходами

Наименование отчетности

Сроки и форма предоставления отчетности

Юридические основания ведения отчетности

Показатели отчетности

2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»

Годовой отчет, представляется в срок по 1 февраля в территориальный орган Росприроднадзора (возможно предоставление в электронном виде)

НПА: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Для кого обязательно: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления

  • Наименование видов отходов
  • Код по ФККО
  • Класс опасности отхода
  • Наличие отходов на начало отчетного года
  • Образование отходов за отчетный год
  • Поступление отходов от других организаций: всего, в том числе по импорту
  • Использование отходов
  • Обезвреживание отходов
  • Передача отходов другим организациям: всего, из них для использования, для обезвреживания, для хранение, для захоронения
  • Размещение отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год: всего, из них хранение, захоронение
  • Наличие на предприятии на конец отчетного года

Данные учета отходов, принятых _____ за 20__ г.

Квартальные отчеты, предоставляются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (в электронном виде; при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде – в письменном виде)

НПА: Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Для кого обязательно: Юридические лица и индивидуальные предприниматели

  • Наименование видов отходов
  • Код по ФККО
  • Прием отходов: всего, для использования, для обезвреживания, для размещения (хранение, захоронение)
  • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица, от которого приняты отходы
  • Номер и дата договора на прием отходов

Данные учета отходов, переданных от _____ за 20__ г.

  • Наименование видов отходов
  • Код по ФККО
  • Передача отходов: всего, для использования, для обезвреживания, для размещения (хранение, захоронение)
  • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица, которому переданы отходы, дата выдачи и номер их лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности  и наименование органа, выдавшего ее
  • Номер и дата договора на передачу отходов

Данные учета в области обращения с отходами у _____ за 20__ г.

  • Наименование видов отходов
  • Код по ФККО
  • Наличие отходов на начало квартала (хранение, накопление)
  • Образование отходов
  • Прием отходов от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
  • Использование отходов
  • Обезвреживание отходов
  • Передача отходов другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам: всего, для использования, для обезвреживания, для размещения (хранение, захоронение)
  • Размещение отходов на эксплуатируемых объектах: всего, из них хранение, захоронение
  • Наличие отходов на конец квартала: хранение, накопление

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Годовой отчет, предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по мест осуществления деятельности (на бумажном носителе вместе с электронной версией на магнитном носителе)

НПА: Приказ Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Для кого обязательно: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства

Данные о массах сгруппированных по каждому виду отходов (с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности):

  • образовавшихся,
  • использованных,
  • обезвреженных,
  • переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности), на захоронение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности)),
  • полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц (суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение, на захоронение),
  • размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов (по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение/захоронение, и по массам отходов, полученных на хранение/захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности),
  • накопленных (на последний день отчетного периода) отходов

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Годовой отчет, предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Росприроднадзор и его территориальные органы (в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров; в случае отсутствия технической возможности – на бумажном носителе)

НПА:Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 г. № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров».

Для кого обязательно: Производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 г. № 1886-р).

  • Количество отходов от использования готовых товаров, переданных на утилизацию в отчетный период
  • Количество отходов от использования готовых товаров, переданных на утилизацию в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации
  • Итоговое количество отходов от использования готовых товаров, переданных на утилизацию в отчетный период
  • Количество отходов от использования готовых товаров, переданных на утилизацию в отчетный период сверх норматива утилизации
  • Количество отходов от использования готовых товаров, за которые необходимо уплатить экологический сбор
  • Реквизиты документов, подтверждающих утилизацию отходов

 

Не следует забывать также о других формах отчетности, ведение которых может понадобиться предприятиям и организациям. К ним относится отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства по Приказу Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30 («Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов»), которую необходимо заполнять с очень высокой степенью детализации по видам обращения с отходами, в зависимости от перехода права собственности на них. А также «Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 г. № 1342, основную сложность в которой представляет детализация количества отходов от использования товаров с учетом норматива утилизации.

При детальном рассмотрении сложившейся в нашей стране системы обращения с отходами можно выделить ряд проблем.

Во-первых, как следует из требований ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами (на сегодня это Минприроды), порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (это Росстат). Соответствующими правовыми актами являются Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 и Приказ Росстата от 28.01.2011 г. № 17. Таким образом, в российском правовом поле одновременно существуют «учет» и «статистический учет» в области обращения с отходами. При этом данные понятия вышеназванными ведомственными правовыми актами не разъясняются, а также отсутствуют в ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Отчетные документы, необходимые в соответствии с названными приказами, содержат одинаковые показатели учета, то есть имеет место дублирование требований, необоснованно затрудняющее работу экологов.

Во-вторых, в различных субъектах Российской Федерации используются разные подходы к определению круга отчитывающихся предприятий, что вызывает сложности сопоставления данных учета в территориальном и временном аспектах, сомнения в полноте учета образования опасных отходов [1].

В-третьих, до настоящего времени так и не достигнута определенность по учету отдельных видов крупнотоннажных отходов. В одних субъектах Федерации в соответствующие данные включаются такие крупнотоннажные и широко распространенные отходы как загрязненный грунт (вывозимая со строек в городах земля), осадок сточных вод на очистных сооружениях и т.д., а в других субъектах – нет. Также, можно сказать об отходах сноса домов, сельскохозяйственных отходах (навоз, остатки выращивания растений), отходах лесного и паркового хозяйства (результатах рубок ухода) и о многом другом [1].

В-четвертых, существует проблема с первичной отчетностью и существенными затратами на ее получение и обработку. В соответствии с приказом Минприроды России № 721 ежеквартальный учет отходов ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, а в случае невозможности произвести измерения – на основании технической и технологической документации, бухгалтерской документации, актов приема-передачи, договоров. Для фиксации результатов измерений нужны журналы записи результатов взвешивания отходов или иная первичная документация. Поскольку правовой базой первичная учетная документация по отходам на сегодня не регламентирована, предприятия используют для этой цели различные документы, такие как «Журнал учета движения отходов», «Журнал поступления отходов в хранилище», справки, квитанции, товарно-транспортные накладные. Кроме того, нормативным актом не определены конкретные промежутки времени (месяц, декада, неделя, сутки) для сбора первичных сведений. Действующая правовая база РФ не содержит требований о передаче данных за более короткие по сравнению с кварталом промежутки времени в какие-либо госорганы. Тем не менее, экологами большинства предприятий данные по обращению с отходами на ежедневной или еженедельной основе собираются и обрабатываются, что связано с немалыми трудозатратами, финансовыми затратами на приобретение оборудования для замера количеств отходов, техническими трудностями при определении количества крупнотоннажных отходов, методическими трудностями.

Касаемо трудозатрат, приведем такой пример: количество включаемых в форму 2-тп видов отходов может достигать на крупном предприятии нескольких сот единиц. Что касается методических трудностей, возьмем пример с отходами бумаги. Они относятся преимущественно к одному классу опасности (V класс опасности) и будут размещены в одном и том же контейнере, а затем на одном и том же полигоне, но предварительно их необходимо рассортировать по видам в соответствии с ФККО (возможно, будет десять и более видов отходов) и взвесить отходы разных видов отдельно, чтобы внести эти данные в учетную документацию. Аналогична ситуация с моторными маслами и со многими другими видами отходов. Еще сложнее вопрос учета образования и движения крупнотоннажных отходов, которые не так-то просто взвесить [8, 10].

Еще один пример, демонстрирующий сложность полного и корректного заполнения отчетности: «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов» субъектов малого и среднего предпринимательства по Приказу Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30. Согласно порядку предоставления названной отчетности по каждому виду отходов предполагается указание их общей массы и разбивка по видам обращения с отходами. Например, переданные другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям отходы учитываются суммарно и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, обезвреживание, хранение, захоронение. Две последние подкатегории дополнительно разбиваются в зависимости от того, осуществлена ли передача отходов с передачей права собственности или без нее. Всего получается более 20 показателей.

В-пятых, есть проблема, связанная с округлением данных по самым опасным отходам. Так, согласно установленным требованиям, в форме 2-ТП (отходы) массы отходов I, II и III классов опасности округляются с точностью до трех знаков после запятой (показатели измеряются в тоннах, то есть речь идет об округлении до килограмма). Таким образом, количества опасных отходов менее полкилограмма не могут быть отражены в отчетности, а нулевые показатели могут истолковываться как сокрытие или умышленное искажение данных, что чревато привлечением предприятия к административной ответственности.

В-шестых, существует проблема проверки полноты и достоверности учетных данных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по отходам (особенно, при их захоронении в собственных объектах размещения отходов). Неуверенность относительно достоверности отчетности отчасти нивелирует пользу учета в области обращения с отходами.

В-седьмых, пробелом также являются сведения по отходам стоимостного характера, необходимые для создания полноценного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности, в частности сведения по объему предоставленных льгот по платежам за размещение отходов, по налогу на имущество, то есть на оборудование, используемое для вывоза, переработки отходов и т.п.

Кроме того, ряд проблем связан с интерпретацией собранных данных учета в области обращения с отходами. А.Д. Думнов приводит в своей статье [1] диаграмму, составленную по данным государственных докладов и госстатистики и демонстрирующую динамику двух показателей – учтенного образования отходов производства и потребления в РФ и числа объектов, предоставивших соответствующие данные по форме 2-ТП (отходы) за период 2002-2007 гг. На диаграмме наблюдается параллельный рост обоих этих показателей. Но, как справедливо отмечает автор, однозначный вывод о росте объемов образования отходов по России сделать нельзя, поскольку неизвестно, что является причиной роста статистических показателей – доучет издавна работавших предприятий, охват наблюдением вновь образовавшихся или что-то иное. В докладах пояснений на этот счет не приводится. Так же нет полной ясности по вопросу динамики количества отходов различных классов опасности. На сегодня существенных подвижек по этому вопросу нет. Анализ данных по субъектам Федерации тоже не всегда дает ясный ответ на вопрос, что происходит с объемом отходов (рост или падение показателя), не говоря уже о показателях вторичного использования, утилизации и захоронения. Внутри субъектов Российской Федерации также имеет место неравномерное распределение образования и размещения отходов. Ведь многие их виды образуются преимущественно в городах, но вывозятся и накапливаются на прилегающих территориях, что зачастую поражает неточность статистики.

Таким образом, не смотря на имеющуюся потребность получения достоверной и надежной информации о количественных и качественных характеристиках отходов в связи с необходимостью снижения их негативного влияния на состояние окружающей среды, а также развития переработки вторичных ресурсов, российская система учета образования и движения отходов является на сегодня громоздкой, малоэффективной и не отвечает целям социально-экономического развития страны. В системе учета и отчетности по отходам наблюдается дублирование форм отчетности, неоправданно высокая детализация отчетности, несопоставимость данных в территориальном и временном разрезах, и все это в условиях роста требований к качеству учета отходов со стороны контролирующих органов. Постоянная реорганизация системы управления обращением с отходами на верхних уровнях (государство, субъекты Федерации) и изменение требований к ведению учета отходов не дают предприятиям возможности оптимизировать деятельность по обращению с отходами, ресурсы экологов предприятий уходят на адаптацию документооборота к изменениям правовых требований (см., например, как пришлось приспосабливать систему электронного учета отходов ОАО «Нижфарм» под требования законодательства [11]), зачастую не оставляя возможности для решения насущных тактических и стратегических задач. В конечном итоге, все это лишь добавляет высоты административным барьерам для ведения предпринимательской деятельности. В последнее время даже представители государственной власти признают, что бюрократизация обращения с отходами является тормозом для эффективных организационно-технических решений и противоречит интересам здорового бизнеса [12].

Памятуя сделанные выводы о несовершенстве сформировавшейся в Российской Федерации системы учета и отчетности в области обращения с отходами, можно говорить о необходимости ряда перемен. Прежде всего, для построения надежной статистической базы по отходам необходимо предпринять следующие шаги:

● Унификация круга отчитывающихся объектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и видов отходов, обязательно подлежащих учету. По аналогии с категорированием объектов по уровню негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 можно проработать категорирование предприятий – источников образования отходов в зависимости от отрасли, объемов и классов опасности отходов и дифференцировать требования к ним в области отчетности. При этом предусмотреть строгие требования учета отходов I-III классов опасности и более мягкие требования по учету отходов IV и V классов опасности (например, возможность объединения отходов одного класса согласно ФККО одного класса опасности в одну строку). Это позволит обеспечить, с одной стороны, сравнимость данных по субъектам Федерации, а с другой стороны, полноту информации по наиболее опасным отходам и одновременно снижение нагрузки на предприятия с небольшими объемами образования малоопасных и неопасных отходов.

● Исключение дублирования отчетности по итогам четырех кварталов по Приказу Минприроды № 721 и годовой отчетности по Приказу Росстата № 17. В идеале, Росприроднадзор, куда поступает ежеквартальная отчетность, в том числе по итогам года, должен сам передавать информацию за год в Росстат (после автоматического отбора нужных показателей или при условии полной гармонизации форм отчетности между собой).

Кроме того, необходимо проведение масштабных исследований для определения влияния ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и размера предоставленных предприятиям льгот на объемы переработки и использования отходов и по другим вопросам, связанным с экономическими механизмами регулирования обращения с отходами.

Для разрешения проблемы ведения форм первичного учета образующихся отходов предприятиям можно рекомендовать применять формы с теми же показателями, что фигурируют в формах учета (согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30 - для субъектов малого и среднего предпринимательства и согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 – для прочих предприятий). Это позволит максимально облегчить заполнение последних.

Что касается аналитической работы по собранной статистике образования, сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, для лучшего понимания сложившихся трендов целесообразно вести в числе прочего расчет удельных показателей образования отходов (из расчета на единицу ВВП, по твердым коммунальным отходам также из расчета на душу населения). В этом плане можно дать положительную оценку последним государственным докладам «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», в которых обобщаются и анализируются материалы отчетности по отходам, и рекомендовать регионам перенимать опыт Минприроды России по составлению информационно-аналитических отчетов.

Таким образом, значение системы отчетности огромно, без нее невозможно принятие грамотных решений по регулированию обращения с отходами. К сожалению, комплексный статистический анализ деятельности в области обращения с отходами по сей день остается нерешенной задачей. И уж если порой звучат мнения о том, что необходимо отказаться от пооперационного нормирования образования отходов в пользу предоставления отчетности уведомительного характера о количестве отходов и их передаче на переработку, обезвреживание и захоронение [13], то необходимо обеспечить наличие системы сбора точной и достоверной отчетности с приемлемым уровнем издержек на сбор сведений природопользователями и администрирование отчетности со стороны компетентных органов.

Литература:

[1] Думнов А.Д. Статистика как зеркало упорядоченного обращения отходов производства и потребления // Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". – 2009. – №1. – С. 60-68.

[2] А.В. Михайлов. О необходимости изменений законодательных актов и отчетности в сфере обращения с отходами // Экологические нормы. Правила. Информация. – 2009. – № 11. – С. 6-9.

[3] Бурцева Н.Н. Устойчивость системы управления процессом обращения с отходами // Экологические нормы. Правила. Информация. – 2010. – № 8. – С. 6-11.

[4] Ветошкина Л.П. Реформирование государственной политики в регулирования обращения отходов производства и потребления // Экологические нормы. Правила. Информация. – 2009. – № 10. – С. 6-8.

[5] Еремеева О.С. Новое в экологической отчетности по отходам и платежам за негативное воздействие на ОС субъектов малого и среднего предпринимательства // Экологические нормы. Правила. Информация. – 2010. – № 11. – С. 14-17.

[6] Мишуков Д.М. Об административных барьерах в сфере обращения с отходами // Экологический вестник России. – 2011. – № 3. – С. 36-38.

[7] Чуркин Н.П., Жуков В.В. Формирование отечественной отходоперерабатывающей индустрии и ее законодательное обеспечение// Экологический вестник России. – 2012. – № 6. – С. 24-26.

[8] Луценко В.В. Парадоксы государственного регулирования в области обращения с отходами // Экология производства. – 2013. – № 7. – С. 18-23.

[9] Д.М. Чекалина, Н.В. Симоненкова. О нарушениях порядка ведения учёта в области обращения с отходами // Экология производства. – 2013. – № 3. – С. 48-51.

[10] Луценко В.В. О порядке установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение // Экология производства. – 2013. – № 10. – С. 23-30.

[11] Каменская Н.В. Электронная система учёта движения отходов // Экология производства. – 2013. – № 10. – С. 83-87.

[12] Е.И. Бычкова. От накопления отходов – к их использованию в качестве вторичного сырья // Экология производства. – 2013. – № 3. – С. 32-39.

[13] Шевелева О.В. Система обращения с отходами // Экология производства. – 2013. – № 2. – С. 81-83.

О.А. Притужалова,

к.г.н., доцент, кафедра социально-экономической

географии и природопользования,

г. Тюмень,

Ю.П. Горбатова,

магистрант по направлению подготовки

«Рациональное природопользование»,

Тюменский государственный университет,

г. Тюмень.