Чего ждать природопользователям от федерального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности
- Подробности
- Категория: Комментарий специалиста
- Создано 31.05.2020 13:25
- Дата публикации
- Автор: Super User
Министерство экологии и природных ресурсов РФ внесло поправки в действующие законы «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», согласно которым корпорация стала федеральным оператором по обращению с опасными отходами. Названные изменения необходимы, чтобы создать систему управления опасными отходами, в том числе токсичными и ядовитыми, по аналогии с радиоактивными, обезвреживание и утилизацию которых уже обеспечивает корпорация.
В настоящей статей рассматриваются вопросы, связанные c введением операторов в сферу обращения с отходами, а также анализируется практическая сторона данного вопроса.
С 25.09.2019 г. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» будет уже насчитывать целый ряд операторов: региональный оператор, федеральный оператор, российский экологический оператор и др. Однако впечатление представителей бизнес-сообщества о том, как уже изменился порядок обращения с отходами, в частности с твердыми коммунальными отходами при включении в данный процесс региональных операторов, имеет весьма неординарное представление.
Уже на протяжении всего 2019 года собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Однако в настоящее время коммерсанты и их представители отмечают следующие сложности в работе с региональными операторами:
1. Региональные операторы предлагают подписать версии договоров, не отвечающие требованиям законодательства, а именно типовому договору, утвержденному Постановлением Правительства № 1156;
2. Наблюдаются случаи, когда региональные операторы устанавливают правила, в соответствии с которыми расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами нужно производить по нормативу, в то время как типовой договор, утвержденный Постановлением Правительства № 1156, позволяет компаниям работать по фактическому объему;
3. Фактический вывоз и размещение отходов осуществляют те же самые лица, которые оказывали услуги по транспортированию и размещению отходов, что и до вступления в силу положений, обязывающих предпринимателей заключать договоры с региональными операторами. Это вызвано отсутствием мощностей у региональных операторов, потому они привлекают по субподряду прежних операторов;
4. Несвоевременная обработка региональным оператором заявок на вывоз отходов;
5. Невыполнение условий договоров региональным оператором:
а) нарушение сроков оказания услуг, результатом которого становится длительное ожидание вывоза отходов;
б) выставление счетов за оказанные услуги по нормативу, в то время, как в договоре указан подсчет по фактическому объему;
в) непредоставление водителями перевозчиков при поставке контейнера или при вывозе мусора документов, а также отказ подписывать документы об отгрузке материальных ценностей;
г) существует проблема с закрывающими документами и документами на оплату: в документах прописаны оказанные услуги за период (месяц), которые в действительности не были оказаны, или были оказаны в другом объеме.
6. Отсутствие четкого перечня установленных отходов, относящийся к твердым коммунальным отходам, которые можно передавать региональному оператору, а также установленных тарифов, в связи с чем оператор не принимает раздельно собранные отходы;
7. Проблемы в работе горячей линии;
8. Непредставление или неполное предоставление закрывающих документов относительно оказанных услуг;
и др.
Следовательно, допустимо сделать вывод, что на данный момент внедрение новых субъектов общественных отношений, в частности, регионального оператора, не привело к улучшению ситуации в сфере обращения с отходами. Вместе с тем, как представляется, государственные органы власти видят успех в реализуемой ими деятельности в долгосрочной перспективе, поскольку операторам по обращению с отходами предоставляются соответствующие льготы в части налогообложения (Федеральный закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), а также создается разветвленный институт операторов: региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности и др.
Итак, представляется актуальным разобраться в том, чего ожидать коммерсантам от новых положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления», вводящих нормы о федеральном операторе по обращению с отходами I и II классов опасности.
Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – ФЗ № 225-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ), которые заключались в добавлении ст. 14.1 – 14.4 в главу III «Обращение с отходами», устанавливающих понятийный аппарат федерального оператора по обращению с отходами; создание государственной информационной системы, где предполагается осуществление учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности; порядок разработки федеральной схемы обращения с отходами; а также обязанности, закрепленные за коммерсантами, в деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности. Указанные поправки вступили в силу 25.09.2019 г.
Необходимо отметить, что основные обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, описаны в ст. 14.4 ФЗ № 89-ФЗ в редакции ФЗ № 225-ФЗ. Так, указанные коммерсанты вправе осуществлять обращение с отходами I и II классов одним из следующих способов:
● Самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объекта обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности;
● Путем передачи отходов I и II классов опасности федеральному оператору в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по обращению с указанными видами отходов.
Очевидно, что число последних природопользователей является преимущественным. Следовательно, как показывает практика, коммерсантам уже сейчас следует задуматься и заложить в своих коммерческих бюджетах увеличенные расходы на услуги федеральных операторов.
Положения ФЗ № 225-ФЗ вступают в силу с 25.09.2019 г. Между тем, в соответствии с ст. 3 ФЗ № 225-ФЗ обязанность по заключению договора с федеральным оператором возникает по истечении одного календарного года со дня утверждения Правительством Российской Федерации федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, до истечения указанного срока действующие договоры, заключенные с иными лицами, обладающими соответствующими лицензиями и разрешениями, являются действительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.4 ФЗ № 89-ФЗ в редакции ФЗ № 225-ФЗ типовые договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Однако в связи с недавним принятием обсуждаемых положений, типовые формы договоров еще не были утверждены. В свою очередь необходимо отметить, что на общественном обсуждении находится проект постановления правительства РФ «Об утверждении форм типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности» (далее – Проект). Представляется актуальным обратить внимание на некоторые его положения, которые ожидаемо вызовут бурные обсуждения и разногласия со стороны представителей бизнес-сообщества.
В настоящее время Проект выделяет два вида договоров, применительно к которым необходимо отметить следующие условия:
А) Типовой договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, передаваемых федеральному оператору индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате деятельности которых образовываются отходы I и/или II классов опасности
2.1. Заказчик производит оплату авансового платежа в размере 30% (тридцати процентов) от Цены Договора по реквизитам Федерального оператора, указанным в разделе ___ настоящего Договора. Оплата производится в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания настоящего договора путём безналичного перечисления денежных средств по реквизитам Федерального оператора, указанным в настоящем Договоре.
Комментарий: приведенное условие наглядно свидетельствует о наличии в деятельности федерального оператора следующих аспектов: (1) диктаторские условия; (2) отсутствие гибкости в отношениях с предпринимателями и направленности на поддержание инвестиционного климата; (3) отсутствие собственных денежных средств для начала финансирования собственной деятельности.
1.1.1. оказать Услуги в срок не более 8 (восьми) месяцев с даты заключения Договора на условиях, установленных настоящим Договором, обеспечить соответствие результатов оказания услуг требованиям качества, установленным законодательством Российской Федерации к соответствующим услугам;
Комментарий: совершенно остается неясным приведенное положение, а также почему федеральный оператор на основании типовой формы договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности будет оказывать услуги лишь в течение восьми месяцев.
1.1.2. не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты передачи Отходов Заказчиком уведомить его о предстоящей передаче;
Комментарий: условие о необходимости направления уведомления за десять рабочих дней об оказании услуг, за которые уже внесена предоплата, нельзя назвать иначе как кабальным.
3.2.3. привлекать для оказания Услуг по настоящему Договору третьих лиц без согласования с Заказчиком;
Комментарий: снова усматривается подтверждение довода о том, что услуги будут оказываться не федеральным оператором, а третьими лицами, следовательно, роль федерального оператора будет лишь посредническая, направленная на увеличение расходов коммерсантов, при этом вопрос о том, почему работать единая государственная информационная система в отсутствии федерального оператора, как это работает в иных сферах (ЕГАИС и др.), не может – остается нераскрытым.
5.4. Федеральный оператор несет ответственность за отказ от приема Отходов, имеющих оформленные в надлежащем порядке сопроводительные документы, в объемах и в сроки, установленные в соответствии с условиями настоящего Договора.
Комментарий: снова усматривается неравенство участников договорный отношений, поскольку приведенное положение носит абстрактный характер, в то время как ответственность за просрочку внесения денежных средств со стороны коммерсанта наступает даже на несвоевременное внесение авансовых платежей.
Б) Типовой договор на оказание услуг федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности
Комментарий: особенно не вдаваясь в подробности содержания типовой формы договора на оказание услуг федеральному оператору следует отметить подтверждение приведенные ранее доводов о том, что роль федерального оператора будет сводиться к посреднической функции, а не исполнительной. Следовательно, в практической жизни предпринимателей мало что измениться, за исключением расходов, которые они будут нести на обращение с опасными отходами I и II классов опасности.
Текстовые сноски на индексы в статье
https://regulation.gov.ru/projects#npa=93863
В.А. Белов,
к.ю.н., IKEA RETAIL RUSSIA,
редактор Дайджеста «Дайджест новостей торгового
и потребительского права» юридического института
«М-Логос», г. Москва