Font Size

Cpanel

О гармонизации международного законодательства в области химической безопасности

Поздно ночью 11 мая 2013 г. завершилась в Женеве (Швейцария) историческая вторая сессия Конференций Сторон трех конвенций, регулирующих экологически безопасное обращение химических веществ и опасных отходов на глобальном уровне (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле; Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях) и их синергии, далее ExCOPs2, где присутствовало около двух тысяч участников из 170 стран. В кратком отчете группа российских специалистов рассказывает об основных результатах второго совместного совещания Конференций Сторон Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, апрель-май 2013, Женева.

Для информации:

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением регулирует экспорт/импорт опасных отходов и отходов, содержащих опасные химические вещества. Конвенция была принята в 1989 году и вступила в силу в 1992 году. В настоящее время она насчитывает 180 стран-Сторон.

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле в настоящее время регулирует информацию об экспорте/ импорте 47 опасных химических веществ, перечисленных в Приложении III Конвенции, 33 из которых являются пестицидами (включая 4 особо опасных пестицидных) и 14 из которых являются промышленными химикатами. Конвенция была принята в 1998 году и вступила в силу в 2004 году. В настоящее время она насчитывает 152 Стороны.

В отличие от Стокгольмской конвенции, Роттердамская конвенция не запрещает и не ограничивает торговлю химическими веществами или пестицидами, но служит для усиления защиты здоровья человека и окружающей среды путем расширения обмена критически важной информацией о безопасности между экспортирующих и импортирующих государств.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях в настоящее время регулирует 23 химических органических вещества, являющихся стойкими, токсичными соединениями, способными к переносу на большие расстояния, биоаккумуляции в организмах и накоплению в окружающей среде. Конвенция была принята в 2001 году и вступила в силу в 2004 году. В настоящее время 179 стран являются Сторонами конвенции.

А также.

Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) – всеобъемлющий документ по экологической безопасности принят в рамках реализации Декларации по окружающей среде и развитию (утверждена Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В 2006 году на первой Международной конференции по регулированию химических веществ в Дубае (ОАЭ) более чем 100 странами, включая Россию, СПМРХВ был принят.

СПМРХВ включает -

Декларацию об управлении в области химических веществ на международном уровне;

Oбщепрограммную политическую стратегию и

Глобальный план действий по осуществлению СПМРХВ (ГПД).

Важнейшая задача СПМРХВ - взаимодействие с другими природоохранными соглашениями по вопросам экологической безопасности, предусматривающими ограничение и экологический контроль за опасными химическими веществами. Сфера охвата СПМРХВ – 38 областей деятельности и 273 мероприятия в рамках ГПД, связанные с обеспечением экологической безопасности при обращении с химическими веществами, включая учет и контроль химических веществ и отходов на всех этапах их жизненного цикла.

СПМРХВ призван обеспечивать политические рамки международных усилий по достижению целей Йоганнесбургского плана выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР), который предусматривает для всех государств ограничение/прекращение к 2020 году производства и использования опасных для здоровья или окружающей среды химических веществ.

Конвенция Минамата.

В феврале 2009 года Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) принял решение о необходимости разработки глобального юридически обязательного документа по ртути (мандат содержится в части III решения 25/5 от 20 февраля 2009 года).

Цель глобального соглашения заключается в защите окружающей среды за счет ликвидации и снижения негативного воздействия антропогенных источников ртути и ртутных отходов.

Соглашение должно способствовать минимизации выбросов ртути путем установления контроля за промышленными процессами, в ходе которых используется или выбрасывается ртуть; изъятия из оборота опасных ртуть содержащих продуктов, включая сферу медицины; регулирования должным образом ртуть содержащих отходов; разработки механизма ограничения поставок и торговли ртутью, мониторинга загрязнения ртутью объектов окружающей среды и представления информации о выбросах ртути. Оно должно быть нацелено на сокращение общего количества ртути, циркулирующей в глобальной окружающей среде.

Переговорный процесс завершен в январе 2013 г. Текст конвенции согласован и ожидается, что конвенция будет открыта для подписания в Дипломатической конференции (конференция полномочных представителей), которая пройдет в Минамата и Кумамото, Япония, с 9 по 11 октября 2013 года.

Российская Федерация является Стороной всех трех конвенций, участвует в СПМРХВ и участвовала на всех этапах разработки Конвенции Минамата.

Национальным координатором по перечисленным конвенциям и СПМРХВ является Минприроды России, по Роттердамской конвенции вторым Национальным координатором является также Минздрав России.

 

На ExCOPs2 присутствовало около двух тысяч участников из 170 стран. В совещании Министерского сегмента из стран-Сторон участвовали 80 министров.

В ходе сессии было принято 50 отдельных решений, направленных на усиление защиты окружающей среды и здоровья человека от опасных химических веществ и отходов, состоялась «ярмарка» Региональных центров, работающих в рамках конвенций, принят ряд общих решений по синергии конвенций.

Для достижения синергии между тремя юридически автономными конвенциями в ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) был учрежден Объединенный секретариат под руководством исполнительного секретаря Джима Уиллиса. Решения по улучшению сотрудничества и координации между тремя конвенциями были приняты на Конференции Сторон Базельской конвенции (решение BC-IX/10 , июнь 2008 г.), Роттердамской конвенции (решение RC- 4/11 , октябрь 2008 г.) и Стокгольмской конвенции (решениеСК-4/34 , май 2009).

Первая сессия внеочередных совещаний конференций Сторон Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций была проведена в феврале 2010 года на Бали, в координации с одиннадцатой специальной сессией Совета управляющих ЮНЕП / Глобального форума по окружающей среде. 

На ExCOPs2 в течение 2-х недель проходили объединенные заседания в пленарным режиме, отдельные пленарные заседания по каждой из конвенций, работали контактные и региональные группы по отдельным вопросам повестки дня, проходили параллельные мероприятия, было проведено Министерское совещание по теме укрепления взаимодействия между конвенциями на национальном, региональном и глобальном уровнях с участием Исполнительного директор ЮНЕП Ахима Штайнера, Генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Жозе Грациано да Сильва, Генерального директора и Председателя Глобального экологического фонда ООН (ГЭФ) Наоко Ишии. 

Мировые лидеры подтвердили обязательства, взятые в прошлом году в Рио+20 по углублению сотрудничества и взаимодействия в рамках более широких усилий по повышению роли вопросов обеспечения экологической безопасности при обращении химических веществ и отходов, содействовать «зеленому росту» и борьбе с бедностью.

В завершение совместного заседания было принято «Женевское Заявление по безопасному обращению с химическими веществами и отходами». 

В пресс-конференции по итогам заседаний на уровне министров, г-н Штайнер назвал прошедшее совместное совещание Конференций Сторон «уникальным историческим событием, которое приходится на период беспрецедентных перемен и прогресса в области глобального экологического управления». 

Укрепление роли ЮНЕП и процесс гармонизации действий по реализации многосторонних природоохранных соглашений в области обращения с химическими веществами и отходами являются взаимодополняющими частями проводимой реформы, укрепляющей экологические аспекты устойчивого развития.

Г-жа Исии подчеркнула важность инструментария ГЭФ для поддержки рационального регулирования химических веществ в национальных программах, создания интегрированной с позиций ГЭФ тематической области по решению проблем химических веществ и отходов, а также для расширения взаимодействия с частным сектором.

Генеральный директор ФАО Жозе Грациано да Сильва сообщил, что во многих странах интенсивное производство сельскохозяйственных культур привело к истощению природных ресурсов для сельского хозяйства, ставя под угрозу продовольственную безопасность.  Он признал, что пестициды по-прежнему представляют серьезную угрозу для здоровья человека и окружающей среды и, в конечном счете, переходят в категорию отходов. Сегодня полмиллиона тонн устаревших пестицидов разбросаны по всему миру, а в развивающихся странах химические средства защиты в сельском хозяйстве продолжают быть востребованными, однако необходимо развивать направление по замене их на альтернативные, экологически безопасные приемы и средства.

На сегодняшний день около 70 процентов химических веществ, включенных в списки Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций являются пестицидами, и многие из них продолжают использоваться в сельском хозяйстве. В интересах всех стран чтобы Базельская, Роттердамская и Стокгольмская конвенции работали вместе, эффективно и рационально, для решения различных аспектов жизненного цикла химических веществ.

ExCOPs2 также рассмотрела и одобрила механизм, созданный на КС в 2011 году для усиления синергизма между этими соглашениями.

Стороны утвердили программу работы и бюджет индивидуальной и совместной деятельности трех конвенций на 2014-2015 гг., согласились укреплять создание потенциала и технической помощи для заинтересованных стран, используя механизм инвестиции средств, сэкономленных в течение последних двух лет в расширенную программу технической помощи, которая лучше отвечает потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Джим Уиллис, исполнительный секретарь Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций подчеркнул, что «В эпоху строгой финансовой экономии, мы узнали, как с помощью механизма синергии рационально удовлетворить интересы многих Сторон, находящихся в стесненных экономических обстоятельствах».

Большая часть успеха ExCOPs2 - заслуга трех президентов Конференций Сторон: Франца Перреса (Швейцария) – Базельская конвенция; Магдалены Балиской (Польша) – Роттердамская конвенция и Освальдо Альвареса-Переса (Чили) – Стокгольмская конвенция.

Из важных решений ExCOPs2:

Было решено расширять сотрудничество не только между тремя химическими конвенциями, но и улучшать координацию с таким важным соглашением как Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ). Доклад о результатах такого сотрудничества и выполнения цели 2020 года по рациональному управлению химическими веществами на протяжении всего жизненного цикла, включая опасные отходы, планируется представить на следующей совместной Конференции Сторон в 2015 году.

На ExCOPs2 приветствовали итоговый документ «Будущее, которого мы хотим», принятый на Конференции ООН по устойчивому развитию в июне 2012 года (Рио+20). Этот документ включает в себя вопросы, относящиеся к рациональному управлению использованием химических веществ и отходов, и призывает улучшать сотрудничество и координацию в рациональном регулировании химических веществ с различными заинтересованными группами на всех уровнях.

Еще одним важным вопросам синергизма стало решение совместной Конференции Сторон о развитии сотрудничества с новым соглашением по ртути (конвенция Минамата) по вопросам, представляющим взаимный интерес для всех четырех конвенций. Дипломатическая конференция по подписанию конвенции по ртути состоится в октябре 2013 года в Японии.

Серьезным шагом в развитии синергизма химических конвенций стало решение об улучшении сотрудничества и координации между Комитетом по рассмотрению стойких органических загрязнителей Стокгольмской конвенции и Комитетом по рассмотрению химических веществ Роттердамской конвенции.

Стороны выступили за необходимость обмена информацией и проведение совместных мероприятий между этими техническими органами Конвенций, а также за эффективное участие экспертов и наблюдателей в совещаниях Комитетов. Принято решение разработать руководство для оказания Сторонам Роттердамской конвенции и Комитету по рассмотрению химических веществ помощи в их работе в тех случаях, когда химическое вещество из списка Роттердамской конвенции является стойким органическим загрязнителем. Принято также решение вовлекать экспертов Базельской конвенции в работу Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей, когда обсуждаются вопросы, касающихся отходов.

В ходе обсуждения вопросов синергизма было решено подготовить доклад об осуществлении совместных мероприятий, включая создание совместного информационно-координационного механизма для Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, для рассмотрения конференциями Сторон на их совещаниях в 2015 году.   

Было также решено завершить подготовку руководящего документа по развитию Региональных и Национальных центров информационно-координационного механизма и разместить руководящий документ на веб-сайте конвенций.

В рамках ExCOPs2, на КС-6  Стокгольмской конвенции удалось принять новое вещество в список Стокгольмской конвенции: гексабромциклододекан, полностью отвечающий всем критериям как стойкий органический загрязнителей (СОЗ), будет включен в Приложение А Конвенции для запрета на производство и использование и ликвидацию существующих запасов экологически безопасным способом.

В ходе обсуждений Европейский Союз доказывал необходимость разрешить переработку материалов, содержащих это вещество. Норвегия, поддержанная странами Африки и неправительственными организациями, выступила категорически против такого разрешения. Переработка материалов, содержащих ГБЦД, приводит к тому, что данное вещество переходит в новую продукцию и продолжает отравлять людей и окружающую среду, несмотря на глобальный запрет на его производство и использование. Представители ЕС утверждали, что новые товары, полученные в процессе переработки, будут использоваться только в рамках ЕС и не будут экспортироваться в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, которые не располагают необходимыми технологиями для экологически безопасной переработки или ликвидации товаров, когда они становятся отходами. Однако гарантировать реальное выполнение такого утверждения невозможно. ГБЦД производится не только в ЕС, но и, например, в Китае, откуда он поступает в любые другие страны, что подтвердил представитель Австралии, отметив, что ГБЦД импортируется в его страну из Китая.

Взвесив все аргументы, делегаты Конференции сторон приняли решение не предоставлять специальное исключение на переработку отходов, содержащих ГХЦД.

ГБЦД широко используется в изоляционных материалах в строительстве и, как и все СОЗ, крайне опасно для здоровья людей. Оно накапливается в биологических организмах, может переноситься на большие расстояния и длительное время сохраняться в окружающей среде. ГБЦД обнаружено в экосистемах Арктике, морской рыбе, морских птицах, тюленях, белуге и белых медведях. ГБЦД накапливается в живых организмах и поднимается вверх по пишевой цепи. ГБЦД негативно воздействует на неврологическое развитие, приводит к гормональным нарушениям и другим функциональным заболеваниям. Это вещество обнаружено в грудном молоке, причем недавние исследования показывают увеличение концентрации ГБЦД в грудном молоке.

На Конференции сторон Норвегия представила документ, в который вошли четкие аргументы в пользу полного запрета на производство и использование ГБЦД без разрешения на специальные исключения по его применению. Тем не менее, специальное разрешение было все-таки включено в итоговый документ Конференции. Страны могут потребовать специального разрешения на продолжение производства и использования ГБЦД в течение пяти лет после включение вещества в список Конвенции. Однако теперь им придется маркировать новые товары, содержащие ГБЦД. «Это существенный шаг вперед, считает Ольга Сперанская, Сопредседатель IPEN и руководитель Программы по химической безопасности «Эко-Согласия». «Маркировка ГБЦД на товаре позволит странам сделать правильный выбор, принимая решение об импорте. Кроме того, такое решение – хороший прецедент для маркировки других СОЗ, как, например, бромированные пламягасители». Напомним, окто- и пента- бромированные дифенилэфиры были включены в список Стокгольмской коивенции, однако развитые страны добились специального исключения на переработку содержащей эти вещества продукции. В результате эти стойкие органические загрязнители, производство и использование которых запрещено на глобальном уровне, сохраняются в новых товарах и продолжают наносить вред здоровью людей и экосистемам.

Еще одним существенным достижением переговоров в Женеве стало решение использовать экологический подход при борьбе с вредителями в сельском хойстве, основанный на широком применении агроэкологии и органического замледелия. Такое решение было принято при обсуждении альтернатив эндосульфану – смертельно опасному пестициду, включенному в список Стокгольмской конвенции два года назад. Неправительственные организации требовали проведения оценки опасности предлагаемых химических альтернатив эндосульфану, утверждая, что многие из них не менее опасны, чем сам эндосульфан.

Решение делегатов Конференции даст возможность фермерам срочно обратиться к своим правительствам с требованием оказывать помощь в переходе на нехимические средства борьбы с вредителями.

Большое внимание на КС-6 Стокгольмской конвенции уделялось работе ГЭФ как финансового механизма Стокгольмской конвенции. Подчеркивалась необходимость увеличения финансирования для эффективного выполнения конвенции в период с 2014–2018 гг, принимая во внимание, что развивающимся странам и странам с переходной экономикой требуется существенная техническая и финансовая помощь, а также передача экологически безопасных технологий для выполнения своих обязательство по Конвенции.

На КС-11 Базельской конвенции принято решение по укреплению соблюдения Конвенции. Стороны приняли основы для экологически обоснованного использования некоторых опасных и других отходов, и согласились в течение следующих двух лет разработать технические руководящие принципы трансграничной перевозки электронных и электротехнических отходов (э-отходы).

На совещании также было принято решение о круге ведения вновь созданной экологической сети для оптимизации борьбы с незаконным оборотом опасных и других отходов за счет лучшего осуществления и обеспечения соблюдения национального законодательства.

На КС-6 Роттердамской конвенции, впервые с момента принятия Конвенции в 1998 году, удалось договориться о включении сразу четырех веществ в Приложение III Конвенции. Ими стали азинфосметил и промышленные химикаты пентаБДЭ, октаБДЭ и ПФОС. 

Включение химических веществ в Приложение III усиливает обмен информацией между Сторонами и помогает странам принимать обоснованные решения о дальнейшем импорте и использовании этих химических веществ. Однако на КС-6 Роттердамской конвенции не удалось достичь соглашения о добавлении хризотилового асбеста и особо опасных пестицидных составов содержащих паракват в список Конвенции. Эти предложения будут рассмотрены на следующей Конференции Сторон в 2015 году.

Важности региональных центров по Стокгольмской и Базельской конвенциям уделялось большое внимание в ходе всех переговоров в Женеве. Развивающиеся страны утверждали, что региональные центры представляют собой инструмент для оказания странам технической помощи в повышении их потенциала для эффективного выполнения Стокгольмской конвенции. Страны выступали также за увеличение финансовой помощи центрам и предоставление большей поддержки со стороны Глобального экологического фонда (ГЭФ).

В рамках ExCOPs2 состоялась трехдневная региональная ярмарка, посвященная теме взаимодействия через Региональные центры Стокгольмской конвенции или Базельской конвенции и другие региональные отделения ЮНЕП. На ярмарке были подписаны соглашения между Региональными центрами в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Центральной и Восточной Европы в области оказания технической и информационной помощи и о межрегиональном сотрудничестве.

В рамках ExCOPs2 состоялся Круглый стол по этой теме «Токсичные химические вещества в товарах для детей». С презентациями выступали представители ряда НПО, в том числе из России: «Эко-Согласие», IPEN, ГРИД-Арендал, НПО «Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую среду», НПО «Независимая экологическая экспертиза», Региональный центр ЦВЕ по Стокгольмской и Базельской конвенциям в России, ЮНЕП. Участники круглого стола обсудили результаты партнерского проекта «Токсичные вещества в товарах для детей», выполненного в шести странах ВЕКЦА осенью 2012 года, рассказали о том, какое влияние оказал проект на решение проблемы токсичных веществ в игрушках в странах региона. Было рекомендовано продолжить эту важную работу и скоординировать ее с соответствующими программами ЮНЕСКО и ЮНИСЭФ.

Тем не менее, прошедшая сессия ExCOPs2 показала и ряд недостатков в подготовке такого важного мероприятия. Оценивая проделанную работу в целом, следует сказать, что проводить одновременно (и даже поочередно по некоторым вопросам) Конференции Сторон конвенций, которые имеют уже длительный самостоятельный опыт работы (например, по Базельской конвенции КС проводилась в 11 раз) - очень непростая задача, и Секретариат не всегда справлялся с ее решением. Так, Регистрационные формы, которые были разосланы для участников, включали на выбор – участие в одной или нескольких КС. Это дезориентировало многие делегации, включая российскую. Делегаты прибывали не на всю сессию, а на ее этапы, что сделало очень сложным конструктивное участие стран в контактных группах по подготовке решений и слежение в зале пленарных заседаний за принятием окончательных решений.

Многие делегаты, специализированные только на одном соглашении, пытались представлять позицию страны по всем трем конвенциям, что приводило зачастую к полному непониманию ситуации, длительным выяснениям позиции Стороны и потере времени.

Общее количество предварительных материалов составило более 150 документов и проектов, не считая тех, что появлялись в ходе пленарных заседаний и на рабочих и контактных группах и были доступны для обсуждения только в электронном виде. Наибольшее внимание Секретариат уделил вопросам формирования бюджета конвенций и финансированию, по которым весь период сессии работали контактные группы. В тоже время не удалось принять решения по вопросам контроля за выполнением конвенций, а также смысловым вопросам таким, как включение веществ, рекомендованных экспертами, оценка предлагаемых новых веществ для последующего включения под юрисдикцию конвенций.

Все это привело к тому, что по многим вопросам к концу сессии не был достигнут консенсус и Секретариат вынужден был перенести запланированное обсуждение на следующее заседание, намеченное предварительно на 2015 год.■

 

Материал подготовлен участниками ExCOPs2:

Оксана Юрьевна Цитцер, эксперт, Минприроды России,

Александр Владимирович Романов,

начальник сектора международного сотрудничества,

НИИ «Атмосфера»,

Ольга Александровна Сперанская,

директор Программы по химической безопасности,

Центр «Эко-Согласие»,