Font Size

Cpanel

Совершенствование российского законодательства и международного сотрудничества в области трансграничных водных объектов

Karlov17 июня в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Трансграничные водные объекты: совершенствование российского законодательства и международного сотрудничества». В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства природных ресурсов и экологии, Федерального агентства водных ресурсов, общественных и экологических организаций, представители регионов и экспертного сообщества. Итоги мероприятия комментирует председатель подкомитета по водным ресурсам Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Г. Карлов.

Ключевыми в ряде глобальных проблем водного хозяйства являются проблемы водообеспечения, качества потребляемой воды и экологического состояния водных объектов. Объем сбрасываемых недостаточно очищенных или вовсе без очистки вод сопоставим со стоками малых и средних рек, и измеряется кубическими километрами. В связи с этим, треть болезней на земном шаре вызваны именно потреблением некачественной воды. Не менее значимой является проблема паводков и затопления территорий, как пример, разрушительное наводнение в Крымске, когда ситуацию можно было предвидеть и смоделировать при помощи имеющихся современных средств и соответственно противостоять ей. Нельзя не назвать и прямую связь между климатом и водой, так как изменение климата влечет за собой изменение стоков.

За всю историю человечества, по данным ООН, было заключено более 3600 международных соглашений, имеющих отношение к воде. Хотя многие из них касались лишь вопросов судоходства, разграничения границ и рыболовства, с середины XIX века было принято не менее 400 соглашений, регулирующих использование воды уже как природного ресурса.

Правовой режим трансграничных вод регулируется, как правило, международными договорами, действие которых распространяется на государства, их подписавшие (или на государства, присоединившиеся к ним). Основными документами такого рода являются - «Правила пользования водами международных рек» (1966г.), получившие название Хельсинкских правил, Конвенция ООН «О несудоходном использовании международных водотоков» (1997 г.) и Конвенция «По охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» (1992 г.).

Хельсинкские правила регулируют режим использования и охраны вод «международного водосборного бассейна» и содержат руководящие правовые принципы, определяющие взаимные права и обязанности государств, в пределах территорий которых находятся части такого бассейна. Основополагающей нормой правового режима трансграничных вод является принцип «разумного и справедливого использования», согласно которому каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю в получении выгод от пользования водами этого бассейна.

«Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр», известная также как Конвенция по трансграничным водным ресурсам - это первый документ, направленный на создание правовой базы сотрудничества по защите и рациональному использованию трансграничных вод в пределах целого региона. Она поощряет государства, разделяющие один и тот же водоток, заключать соглашения, которые применяют или приспосабливают конвенционные положения к специфическим характеристикам данного водотока, хотя участие в Конвенции не затрагивает юридической силы действующих соглашений. Российская Федерация является участницей данной Конвенции.

Международно-политическое значение этих документов трудно переоценить, однако они носят достаточно общий (рекомендательный) характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы. В меньшей степени они касаются самих проблем управления водными ресурсами рек. В них практически отсутствует механизм разрешения международных споров, довольно слабо проработана законодательная и нормативная база. Кроме того, правовой статус Конвенций не приводит к возникновению у стран, участниц юридических обязательств, прямого действия.

В связи с этим, наличие подобных документов не гарантирует отсутствия разногласий между странами в случаях, подобных загрязнению дальневосточных рек Амура и Сунгари, вызванному взрывом на химзаводе в Китае в ноябре 2005 года. В результате этого инцидента в воды Сунгари было сброшено почти 100 тонн бензола и нитробензола, затем попавших в Амур.

Стоит обратить внимание на ситуацию, которая сложилась на территории бассейна реки Иртыш. Верхняя часть бассейна реки Иртыш расположена в Китае, средняя часть на территории Казахстана, а нижняя принадлежит России. Водные пути почти на всём протяжении Иртыша имеют исключительное значение для экономики регионов. Для Китая водные ресурсы Иртыша – основа развития и заселения территорий. В последнее десятилетие Китай ведет планомерные, целенаправленные работы на максимальное использование имеющихся у него достаточно скудных водных ресурсов. Это выражается в привлечении огромных (до 600 млрд. долларов) инвестиций в создание водной инженерной инфраструктуры. Прежде всего, - повсеместная очистка стоков. С другой стороны это колоссальная программа перераспределения водных ресурсов. В том числе, фактическая переброска стока Черного Иртыша. Это значит, что река, формирующаяся в Китае и протекающая по территории Казахстана и России, потеряет до 80% своего стока. Проблема столь очевидна, что уже сейчас встает вопрос с потенциальным водоснабжением Тюмени. Неизбежное сокращение притока Иртыша на территорию Казахстана на десятки процентов в планируемой перспективе фактически разрушает водохозяйственный комплекс региона и затрагивает интересы России.

Аналогичный проект связан с переброской стока на реке Или, для обеспечения водой засушливой территории в западной части Таримской котловины. Намерение КНР реализовать намеченные планы не вызывает особых сомнений.

Теперь подробнее о ситуации с водой внутри самого Китая. Страна обезвоживается угрожающими темпами. По результатам первой национальной переписи водоёмов, опубликованных в апреле китайским Министерством водного хозяйства, уже на протяжении 20 лет страна ежегодно теряет не менее тысячи рек. На сегодняшний день в Китае зафиксировано 23 тысячи рек площадью более 160 квадратных километров. 20 лет назад было 50 тысяч рек. Остаётся вопрос - куда же исчезли 27 тысяч рек за это время? По оценкам учёных, виной всему – политика промышленного развития за счёт чрезмерного потребления природных ресурсов.

Расширение городов в современном Китае, строительство предприятий и промышленных парков всё чаще приводит к превращению рек в мусорные свалки. Большинство проектов по резервированию воды ведутся путём перехвата или перенаправления речных потоков. Сооружения преграждают реке путь и губят её. ООН внесла Китай в список 13 стран с самым большим дефицитом воды. По официальным данным 40% рек страны отравлены, большинство из них настолько, что к воде даже опасно прикоснуться руками. Проблема исчезновения рек в Китае сегодня представляет угрозу уже не только окружающей среде, но и общественной стабильности – уровень общественного недовольства растёт, растут протестные настроения. В последнее время мы всё чаще слышим о различных эпидемиях и новых вирусах, которые возникают именно в Китае. Чему же удивляться, если отравлена вода.

Положение в китайской части бассейна влияет на ситуацию Бухтарминской ГЭС, расположенной в Казахстане. В свою очередь Бухтарминское водохранилище на протяжении десятилетий было гарантом водообеспечения огромного водохозяйственного комплекса на участке от Бухтарминской ГЭС до г. Омска. Сюда входит: водный транспорт, энергетика, промышленное и коммунально-бытовое снабжение, в том числе и водозаборные сооружения г. Омска. Последствия прогнозируемого сокращения стока без адекватных компенсационных мер могут вызвать прекращение судоходства и необратимое ухудшение экологических условий на всём протяжении Иртыша до г. Омска.

Водохозяйственная обстановка в бассейне реки Иртыш является важнейшим социально-экономическим показателем, отражающим с одной стороны состояние сложного и разветвлённого водохозяйственного комплекса, а с другой стороны способность сопредельных стран Китая, Казахстана и России к конструктивному сотрудничеству в области водно-экономических отношений. Необходима разработка чёткой правовой основы совместного использования водных ресурсов Иртыша тремя заинтересованными сторонами.

Как пример успешного международного сотрудничества России, может быть представлена ситуация с Балтикой. Сотрудничества в рамках которого, в том числе за счет привлечения международных финансовых средств в рамках программы ХЕЛКОМ, были реконструированы очистные сооружения Санкт-Петербурга, сбросы в Финский залив и в акваторию Балтики в целом существенно сократились, а авторитет России существенно возрос. Анализируя этот вопрос, следует отметить, что со стороны РФ велась многолетняя целенаправленная работа как на уровне всех ветвей власти, общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов.

На основании проведённых исследований ведущих российских учёных можно утверждать, что в ближайшей перспективе водные ресурсы станут ресурсами, имеющими максимальный приоритет, и даже способными провоцировать внешнеполитические конфликты. Прогноз развития ситуации с учетом планируемых мероприятий как собственных, так и других стран в части регулирования и территориального перераспределения водных ресурсов требует законодательного, в том числе и бюджетного обеспечения. Если мы будем идти вслед за событиями, а не прогнозировать их, работая на опережение, потери во всех сферах будут слишком велики, непростительны и порой необратимы, - резюмировал депутат.

По итогам парламентских слушаний Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии подготовлены рекомендации:

Государственной Думе: ускорить работу по подготовке законопроектов, вносящих изменения в Водный кодекс России, в целях совершенствования правового регулирования водных отношений.

Правительству Российской Федерации: развивать международное сотрудничество между Россией и сопредельными государствами в области совместного использования трансграничных водных объектов исходя из принципа минимизации ущерба для проживающего на приграничных территориях населения и окружающей среды.

 

О водных ресурсах в цифрах

«Международные водные бассейны с их водосбросами и водоразделами, включая озёра и грунтовые воды, используемые более чем одним государством, покрывают более половины суши на Земле. 7141 км российской границы проходит по рекам Амур, Аргунь, Уссури, Самур, Неман, Туманная, 475 км - по озерам».

«Согласно данным ООН, Молдова, Румыния, Венгрия, Туркменистан и ещё порядка десяти стран мира более 75% водных ресурсов получают из внешних источников. Азербайджан, Латвия, Словакия, Узбекистан и Украина получают из-за границы около 50% необходимой им воды».

«В мире насчитывается 263 водотока, которые пересекают границы двух или более государств. Бассейны этих водотоков, на территории которых проживает около 40% населения планеты, занимают почти половину поверхности земли и содержат около 60% запасов пресной воды. В пределах бассейнов международных водотоков частично находятся территории 145 государств, а 21 государство мира полностью располагается в их пределах».

«Из 145 имеющихся межгосударственных договоров о трансграничных водных ресурсах 37% касаются использования воды, 39% - гидроэнергетики, 9% - контроля над наводнениями, 6% - промышленного использования воды, по 4% - вопросов судоходства и загрязнения, 1% - рыболовства».

Г.А. Карлов,

председатель подкомитета

по водным ресурсам Комитета Государственной Думы РФ

по природным ресурсам, природопользованию и экологии

 

В ходе парламентские слушаний также выступили:

Владимир Кашин, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии: «Водопотребление во всем мире растет быстрыми темпами уже на протяжении 100 лет. 1/6 часть населения земли не имеет доступа к водным объектам. К 2025 году без питьевой воды могут остаться более трех млрд. человек, а 2/3 населения земного шара будут страдать от ее нехватки. В этой связи, проблема законодательного регулирования пользования трансграничными водными объектами приобретает все большую остроту.

Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии: «Сегодня в России слабо развито сотрудничество между природоохранными ведомствами и научными учреждениями, не выделяется достаточных средств на подготовку высокопрофессиональных кадров. «Необходимо разумное сочетание антропогенного влияния и научного подхода. Сегодня мы не думаем, где брать питьевую воду, однако в скором будущем все острее встанет вопрос дефицита, и в некоторых странах он реален. Уже сегодня формируется рынок питьевой воды. Если сейчас не озаботиться о своем будущем, через 20–30 лет мы останемся без пресной воды. Поэтому России необходима доктрина водной безопасности».

Семен Леви, заместитель Министра природных ресурсов и экологии: «По вопросам использования совместных водных объектов Россия плодотворно сотрудничает с рядом государств, в числе которых Белоруссия, Украина, Казахстан, Китай и другие».

Марина Селиверстова, руководитель Федерального агентства водных ресурсов: «По воде проходит 46 тысяч километров российских границ. И с теми государствами, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве в этой сфере, намечены основные направления таких работ, как мониторинг состояния трансграничных водных объектов, совместное использование энергетических хозяйств, расположенных на водных объектах, а также научные исследования трансграничных рек и озер».