Font Size

Cpanel

Стандарты международных и национальных отраслевых объединений горнодобывающей промышленности в области сохранения биоразнообразия

gorkinaБиологическое разнообразие охватывает все формы жизни на Земле, от генетического разнообразия видов до функционирования целых экосистем. Биологическое разнообразие - главный природный ресурс России, обеспечивающий возможность ее устойчивого развития. Это непреходящая ценность, имеющая ключевое экологическое, социальное, экономическое и эстетическое значение. Исключительное значение для сохранения биологического разнообразия имеют создаваемые для этих целей стандарты экологического менеджмента промышленного производства, основного источника негативного воздействия на экосистемы и природные комплексы, приводящее к существенному и, в определенной мере, необратимому росту изменений в окружающей среде, которые представляют величайшую угрозу сохранению биоразнообразию.

После принятия Конвенции ООН по сохранению биологического разнообразия (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992) демонстрация приверженности сохранению биоразнообразия стала существенным элементом устойчивого развития промышленных компаний во многих странах. В настоящее время вопросы сохранения биоразнообразия имплементированы в стратегии деятельности таких крупнейших транснациональных корпораций, как BP, Shell, Chevron и др., международных ассоциаций и отраслевых объединений (International Association of Oil & Gas Producers, Международный совет по горному делу и металлам. Межправительственный форум по горному делу, минералам, металлам и устойчивому развитию и др.) и финансовых институтов (МБРР, ЕБРР, МФК), в национальное законодательства многих стран.

Разработаны справочники и рекомендации, подходы, инструменты и механизмы сохранения биоразнообразия для использования при планировании деятельности (показатели биоразнообразия для мониторинга воздействия и природоохранных мероприятий, разработка планов действий в области сохранения биоразнообразия, включение показателей биоразнообразия в добровольную отчетность и др.).

Предпринимательское сообщество уже понимает свою зависимость от сохранения и приумножения биоразнообразия и угрозу от его изменения или трансформации. По инициативе Европейской комиссии создана on-line платформа Business and Biodiversity (B@B) для продвижения идей сохранения биоразнообразия среди бизнес-сообществ. Инвесторы все чаще выражают озабоченность в отношении возможных рисков финансирования проектов в отраслях, оказывающих значительное влияние на окружающую среду и биоразнообразие. К таким в частности, относится горнодобывающая промышленность, воздействие которой на окружающую среду весьма многоаспектно.

Особенностями развития горнодобывающей промышленности является то, что ей присущи масштабность и высокая специализация производства, она является очень крупным потребителем материальных ресурсов, прежде всего, природных, и сопровождается разнообразными видами воздействия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла производства. Это - загрязнение поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, изъятие и загрязнение почв, вырубка лесов, влияние на местную флору и фауну, потеря водостока, заиливание водоемов и водотоков. В зоне действия горнодобывающих предприятий изымаются из оборота земли лесного фонда, сельскохозяйственные земли и земли особо охраняемых природных территорий, нарушаются целостность недр и подземных вод, изменяется гидрологический режим водотоков. В результате деформации земной поверхности над горными выработками формируются новые антропогенные ландшафты и т.д. Потенциал негативного воздействия выше, если горные работы ведутся в удаленных районах или экологически или социально чувствительных районах. Практически всегда это приводит к изменению экосистем и потере биоразнообразия на этих территориях.

Среди потенциальных рисков для горнодобывающих компаний в условиях явного роста общественной озабоченности проблемами сохранения биоразнообразия - урон репутации, аннулирование лицензии на пользование недрами и разрешений на воздействие (сбросы сточных вод, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов), приостановка деятельности при обнаружении нарушений условий разрешений и др. Заинтересованность общественности вопросом утраты биоразнообразия становится проблемой, которую необходимо учитывать в качестве важного коммерческого риска.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (от 23.11.1995 №174-ФЗ) получение общественного согласия на проекты освоения новых территорий для размещения предприятий горнодобывающей промышленности является обязательным требованием, как и получение разрешений от государства - собственника недр. В тоже время значение биоразнообразия для горнодобывающих компаний огромно. Это:

• доступ к новым земельным участкам на ранее неосвоенных территориях,

• щадящие условия разрешений на ведение деятельности,

• особенности деятельности на землях особо охраняемых природных территорий, в удаленных или экологически и социально чувствительных районах,

• доступ к капиталу, особенно когда финансирование производится инвестиционными банками, выражающими приверженность идеям сохранения биоразнообразия,

• рост «истинной» маржинальной цены природного ресурса, за счет стоимости эксплуатационных свойств экосистем, утраченных в результате горных работ и др.

В этих условиях и с учетом коммерческих и социальных рисков и выгод идея сохранения биоразнообразия стала одним из основных элементов политики устойчивого развития горнодобывающей промышленности. Например, Rio Tinto - одна из крупнейших мировых горнодобывающих компаний в 2004 году ввела стратегию поддержания биоразнообразия, взяв на себя добровольное обязательство по достижению «положительного суммарного влияния» на биоразнообразие. Для выполнения этого обязательства компания, прежде всего, стремится избегать и минимизировать определенные виды воздействия на окружающую среду и биоразнообразие. Планирует и принимает меры по компенсации потерь биоразнообразия и дополнительные мероприятия по его охране.

Предприятия по угледобыче Южной Африки осуществляют финансирование создания охраняемых территорий на ценных водно-болотных угодьях (2 тыс.га), в качестве компенсации потери биоразнообразия при освоении угольных месторождений. Примером международного сотрудничества в сохранении биоразнообразия является компания Сахалин Энерджи.

На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 году в Йоханнесбурге (Южная Африка) ряд стран, заинтересованных в развитии горнодобывающей промышленности, решили предпринять шаги по обеспечению и расширению ее вклада в задачи сохранения биоразнообразия. Первой горнодобывающей корпорацией, внедрившей ответственный подход к управлению вопросами биоразнообразия, стал Международный совет по горному делу и металлам (МСГМ), который в мае 2003 года утвердил следующий принцип №7: «Внесение вклада в сохранение биологического разнообразия и интегрированные подходы к планированию землепользования». Принцип №7 обязывает горнодобывающие компании:

• четко следовать правовым нормам в отношении биоразнообразия;

• пропагандировать научные знания о методах исследований биоразнообразия;

• поддерживать разработки и внедрение научно обоснованных методов интегрированных подходов к планированию землепользования, биоразнообразию, экосистемам, охране природных ресурсов и горным работам;

• создавать стандарты экологического поведения, в т.ч. в области сохранения биоразнообразия.

Тогда же были принято решение о разработке Рекомендации МСГМ по надлежащему ведению горных работ и сохранению биоразнообразия. Одним из элементов сохранения биоразнообразия в соответствии с рекомендациями МСГСМ стало развитие «Системы экологического менеджмента», которая предоставляет горнопромышленным компаниям возможности решения вопросов биологического разнообразия. В Рекомендациях предлагается серия практических модулей, которые должны дать возможность горнодобывающим компаниям:

• понять взаимодействие между различными видами производственной деятельности и воздействием на биоразнообразие,

• оценить вероятность негативного воздействия на биоразнообразие и предпринять практические шаги по оценке потенциальной возможности снижения негативного воздействия,

• разработать и осуществить систему мероприятий по защите биоразнообразия,

• оценить потенциальные возможности сохранения биоразнообразия.

В 2010 году стандарт деятельности горнодобывающих компаний в области сохранения биоразнообразия был разработан и принят Межправительственным форумом по горному делу, минералам, металлам и устойчивому развитию (МПФ), который является глобальным межправительственным форумом в области политики по вопросам добычи полезных ископаемых и устойчивого развития. Целями МПФ являются увеличение и поощрение вклада сектора горного дела в обеспечение устойчивого развития и сохранение биоразнообразия. Члены МПФ предложили настоящую комплексную рамочную основу - стандарт - для рационального экологического, социального и экономического управления сектором добычи полезных ископаемых. Стандарт МПФ по недопущению и сведению к минимуму потенциального неблагоприятного воздействия на биоразнообразие обязывает горнодобывающие компании:

• выявлять, контролировать и устранять потенциальные и фактические риски и последствия для биоразнообразия на протяжении всего цикла горных работ,

• проводить постоянный экологический мониторинг на основе национальных стандартов и условий, лицензий и разрешений на ведение работ,

• публиковать отчетность о воздействии на окружающую среду, доступную для общественности и местного населения,

• разрабатывать программы экологического менеджмента, направленные в том числе, на обеспечение политики сохранения биоразнообразия,

• привлекать независимых экспертов для проведения оценки воздействия на окружающую среду, как составной части проектной документации,

• обеспечить выполнение всех природоохранных мероприятий в составе проекта в соответствии с национальным законодательством (очистка сточных вод, применение газоочистного оборудования для снижения выбросов загрязняющих веществ, защита отвалов вскрышных пород, хвостохранилищ и т.д.),

• внедрять практику мероприятия, позволяющие свести к минимуму вероятность изменение окружающей среды за пределами месторождений, как следствие трансграничного воздействия.

Любые отраслевые или корпоративные стандарты и их применение в программах и проектах основываются, как правило, на национальном законодательстве. В свою очередь, национальное законодательство в области охраны биоразнообразия, основывается на принципах, принятых и одобренных в рамках международных конвенций и соглашений. В них зафиксировано понимание необходимости транснационального характера управления экосистемами и того факта, что утрата биоразнообразия является глобальной проблемой. Только в этом случае большинство стандартов по прекращению или сокращению утраты биоразнообразия могут способствовать стремлению к реализации мероприятий, эффективно сохраняющих биоразнообразие и обеспечивающих устойчивое развитие

Национальная стратегия по сохранению биоразнообразия в Российской Федерации, разработанная Российской академией наук и Минприроды Росси, принята в 2002 году и в основном базируется на Первом национальном докладе «Сохранение биологического разнообразия Российской Федерации» (1998 г). В Докладе определены принципы и приоритеты государственной политики в области охраны биоразнообразия, а также представлен План действий по сохранению наиболее важных зон обитания и видов на федеральном уровне. В Национальной стратегии нет прямых указаний на необходимость разработки планов действий по сохранению биоразнообразия для частных промышленных компаний. Однако в ней подчеркнута та важная роль, которую компании могут играть в деле сохранения биоразнообразия.

Это, прежде всего, оптимизация управления инвестиционными проектами с учетом экологического фактора, сотрудничество с органами власти, общественностью и населением затрагиваемых территорий, участие в финансировании проектов по сохранению биоразнообразия и др. Многие российские горнодобывающие компании в том или ином виде разрабатывают и реализуют корпоративную политику обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды. Особое значение при этом придается оценке воздействия на биоразнообразие, управлению экологическими и социальными рисками, мероприятиям по предотвращению, минимизации и компенсации экологического вреда и ущерба биоразнообразию и др.

Так, российская компания «Коми Алюминий», заботясь о сохранении «живой природы» провозгласила реализацию программ по сохранению и восстановлению биоразнообразия, охране водных объектов и лесных угодий. ООО «СУЭК-Хакасия» - ведущая топливная компания в Хакасии и крупнейший в регионе поставщик угля в рамках принятых экологических политик обязалось осуществлять производственную деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, ориентируясь на лучшие практики других компаний; снижать негативное воздействие на окружающую среду, принимать меры по сохранению биоразнообразия и компенсации нанесенного ущерба окружающей среде; планировать объёмы производства на территориях присутствия с учётом их экологических особенностей. Компания «Металлоинвест» — мировой лидер в производстве товарного горячебрикетированного железа (ГБЖ), ведущий производитель и поставщик железорудной и метализованной продукции, один из региональных производителей высококачественной стали, объявила, что основными экологическими принципами компании являются соответствие всем требованиям и нормам природоохранного законодательства, учет экологических требований в инвестиционной политике при реконструкции и развитии производства. Активную позицию в вопросах сохранения биоразнообразия демонстрируют ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» и др. Некоторые компании также рассматривают проекты по сохранению биоразнообразия как разновидность благотворительности и осуществляют их в рамках программ корпоративной социальной ответственности.

Опыт последних лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы внедрения идеи сохранения биоразнообразия в политику промышленных компаний и корпоративные стандарты и продемонстрировал необходимость решения этой задачи в принципиально новых политических и социально-экономических условиях России.

В российском законодательстве насчитывается более 100 национальных стандартов (ГОСТ) в области охраны окружающей среды на разных стадиях жизни горнодобывающего предприятия (изыскания, проектирование, эксплуатация и завершение горных работ), имеющих рекомендательный характер. Однако ни один из них не посвящен проблеме сохранения биологического разнообразия. Как правило, компании внедряют экологические стандарты серии ISO 14001. Стандарты постоянно совершенствуется, что способствует сохранению политики компаний по учету экологических требований законодательства и международных обязательств РФ. В тоже время стандарты, позволяющие любой компании разрабатывать и внедрять в экологическую политику целевые показатели, учитывающие законодательные требования, применительно к сфере биоразнообразия не выделяют проблему их сохранения самостоятельно от сферы охраны окружающей среды.

До настоящего времени в серии стандартов ISO 14001 (ISO 14050 Управление окружающей средой. Словарь) нет определения «сохранение биологического разнообразия», как целевого экологического показателя, который компания могла бы поставить для достижения. И хотя стандарты являются важным инструментом выполнения всех международных соглашений, а их единообразие - необходимое условием эффективного их использования при решении экологических проблем, настало время конкретизировать некоторые аспекты системы экологического менеджмента применительно к национальному законодательству.

Именно поэтому, к важнейшим задачам Проекта ПРООН/ГЭФ – Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» (далее – Проект) отнесено принятие на корпоративном уровне стандартов по сохранению глобально значимого биоразнообразия, а также внедрение процедур мониторинга воздействия на биоразнообразие в системы экологического управления в энергетических компаниях (для трех секторов энергетики).

В качестве методической основы такой конкретизации может быть использован формат Руководства (Пособия), содержащего рекомендации по организации системы экологического менеджмента в целях предотвращения негативного воздействия на биоразнообразие на всех этапах жизненного цикла промышленного предприятия на основе принципа «предотвращать-сокращать-восстанавливать-компенсировать».

Очевидно, что у российских горнодобывающих компаний нет иного пути, как создание единой системы стандартов сохранения биоразнообразия. В этой связи, планом работ Проекта на 2015-2016 гг. предусмотрена подготовка методического документа – «Руководство по организации системы экологического менеджмента на промышленном предприятии в целях предотвращения негативного воздействия на биоразнообразие при реализации хозяйственной деятельности». Руководство станет одним из мероприятий Проекта наряду с демонстрационными проектами по отработке технологий рекультивации нарушенных земель в Кемеровской области и Республики Хакасия.

Литература

1. Межправительственный форум по горному делу, минералам, металлам и устойчивому развитию. Добыча полезных ископаемых и устойчивое развитие. Рамочная основа политики, 2010. URL:http://www.eisourcebook.org (дата обращения 02.10.2014)

2. Рекомендации по надлежащему ведению горных работ и сохранению биологического разнообразия Публикация Международного совета по горному делу и металлам (МСГМ), Лондон, Соединенное Королевство, 2006. URL: http://www.icmm.com/document/421 (дата обращения 02.10.2014)

3. Материалы 1-ой Международной Конференции «Биоразнообразие и бизнес: подходы и решения», Москва, 2-3 октября 2014 года: http://bd-energy.ru/news.php?lan=ru&id=118

И.Д. Горкина,
к.г.н., консультант Проекта ПРООН/ГЭФ – Минприроды России
«Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах
развития энергетического сектора России»