Font Size

Cpanel

Обеспечение экологической безопасности в зарубежных трубопроводных компаниях на примере Канады

Утечка нефти и нефтепродуктов из трубопроводов всегда представляло угрозу экологической безопасности природных ресурсов, здоровью и жизни людей. В отечественной литературе отмечается нехватка достаточного объема исследований крупных аварий, их последствий и современных методов борьбы с ними. Анализ опыта крупных зарубежных энергетических компаний по проведению эффективного комплекса мер реагирования в случае аварийной утечки нефти может представлять интерес для отечественных компаний топливно-энергетического комплекса в вопросах обеспечения безопасности трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов, разработки системы предупреждения аварий и планов экстренного реагирования.

Основное содержание исследования составляет анализ аварии, произошедшей в 2010 г. в США на нефтепроводе, принадлежащем канадской энергетической компании Enbridge. В статье проанализирован комплекс мер, предпринятых компанией для экстренного реагирования, смягчения негативных последствий аварии и дальнейшего восстановления окружающей среды пострадавшего региона. Авария в штате Мичиган вызвала широкий резонанс среди общественности, государственные органы США приняли активное участие в проведении очистительных и восстановительных работ и взяли под контроль расследование причин аварии. Такая жесткая система контроля со стороны федеральных структур по охране окружающей среды и общественных организаций побудила компанию Enbridge не только проводить исчерпывающие мероприятия, соответствующие законодательству, и предоставлять открытую отчетность о своих действиях, но и кардинально реформировать систему промышленной безопасности, в частности усилить меры по повышению надежности трубопроводной системы.

Ввиду отсутствия жесткого законодательства в области охраны окружающей среды в РФ меры, предпринятые государственными органами США после аварии, могут быть рассмотрены российскими государственными органами с целью разработки планов по усилению безопасности трубопроводных систем, что позволит повысить ответственность нефтегазовых компаний и простимулирует внедрение новейших технологий, а значит, поможет сохранить окружающую среду и здоровье граждан.

Сложные и разветвленные трубопроводные системы протяженностью в тысячи километров для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа представляют собой один из главных факторов экологического риска. Так, наиболее распространенные загрязнители в мире – нефть и нефтепродукты – в значительном объеме попадают на сушу и в водоемы в результате утечек из нефтепроводов. И страны с крупнейшими развитыми трубопроводными системами не являются исключениями, поскольку эксплуатация нефтепроводов со сроком службы более половины их числа порядка 50 лет представляется не таким уж простым делом.

Рассмотрим опыт крупной энергетической канадской компании Enbridge, основной деятельностью которой является эксплуатация трубопроводов для нефти, нефтепродуктов и природного газа. Enbridge обслуживает одну из самых больших и сложных трубопроводных систем в мире (общая протяженность системы составляет 27, 2 тыс. км) и осуществляет деятельность на территории Канады и США. Enbridge заняла 5-ое место среди канадских компаний и 64-ое место в мировом рейтинге «100 наиболее устойчивых компаний мира» («Global 100 Most Sustainable Corporations»), составленном консалтинговой организацией Corporate Knights. Рейтинг составляется на основе 14 показателей, основными из которых являются объемы выброса углекислого газа, эффективность использования воды, инновационный потенциал, текучесть кадров и безопасность производства.

Компания Enbridge позиционирует себя как организация, для которой безопасность общества, сотрудников и контрагентов, а также защита окружающей среды являются приоритетом, что придает актуальность исследованию ее практики по обеспечению промышленной безопасности (Рисунок 1).

Enbridgepic1

Рис. 1. Механизм реализации принципов компании Enbridge

В 2014 г. Компания транспортировала 321 млн. тонн сырой нефти. Потери при транспортировке составили 390 тонн, что составляет 0,0001 % по отношению к общему объему транспортировки трубопроводным транспортом. Хотя Компании не удалось достичь поставленной цели обеспечения транспортировки нефти без потерь, ей удалось уменьшить количество разливов с 114 в 2013 г. до 74 в 2014 г. При этом, объемы лишь 5 разливов из 74 превысили 13 тонн (100 баррелей) нефти. На протяжении последних 10 лет Enbridge транспортировало в совокупности более 2 млрд. тонн сырой нефти, из которых в пункт назначения было доставлено 99,9994% общего изначального объема.

26 июля 2010 г. в районе г. Маршалл штата Мичиган США произошла крупная авария на нефтепроводе Line 6B компании Enbridge. В результате прорыва трубопровода в реку Каламазу попало 3,2 млн. л. неочищенного битума, окружающей среде нанесен колоссальный урон. Площадь загрязнения составила 630 га, содержание в воздухе токсичных веществ представляло угрозу здоровью людей, экономически пострадали проживающее на территории коренное население (народы Bodéwadmi), рекреационная отрасль и рыболовное хозяйство региона понесли значительные потери.

При этом необходимо отметить, что компания Enbridge обладает крайне развитой системой регулирования безопасности и охраны окружающей среды, а также системой управления чрезвычайными ситуациями, а аварийный трубопровод Line 6B был оснащен современной системой экстренного оповещения, впрочем, как и все трубопроводы компании Enbridge. Однако авария случилась: на тот момент в системе оповещения произошел сбой, в результате чего битумная смесь выливалась в реку в течение целых 17 часов, прежде чем сотрудники компании перекрыли трубопровод и сообщили об утечке в Национальный Центр реагирования.

Следует иметь в виду, что в США и Канаде подобные аварии вызывают огромный интерес со стороны экологических организаций, СМИ и в целом всей общественности. И здесь от контроля общества невозможно утаить подобные происшествия. Поэтому комплекс мер, предпринятых непосредственно компанией Enbridge, предполагал серьезную работу по мониторингу актуальной информации по выполненным мероприятиям и информированию общественности о проводимых мерах.

Если проанализировать меры, предпринятые компанией Enbridge совместно с Федеральным агентством США по охране окружающей среды и департаментом штата Мичиган, то они представляются вполне исчерпывающими и отвечающими федеральному законодательству и законодательству штата. Были проведены совместные исследования с целью определения необходимого объема ремонтных и восстановительных работ, а также определены необходимые на эти цели средства и их источники.

В первую очередь после обнаружения утечки битумной смеси компания Enbridge предприняла следующие экстренные меры реагирования:

проведены работы по изоляции места разлива (перекрытие запорных клапанов трубопровода, установка специальных боновых заграждений на р. Каламазу);

проведен комплекс мер по сбору нефти и битумной смеси с поверхности реки и придонных отложений с использованием специальной техники.

В дальнейшем, параллельно с продолжавшимися очистительными работами, компания Enbridge приступила к этапу восстановления окружающей среды. В частности, в районе аварии проводился регулярный мониторинг окружающей среды: мониторинг чистоты питьевой воды, уровня загрязнения поверхности рек, уровня осадка битумной смеси на дне и состояния подземных вод. Для проведения восстановительных работ компания Enbridge разработала и претворяла в жизнь следующие программы: план борьбы с эрозией прибрежной зоны и рекультивации земель, план по удалению и обезвреживанию отходов, план работы с заболоченными участками.

Контроль за проведением очистительных и восстановительных работ взял на себя Национальный совет США по безопасности на транспорте. Этот же орган возглавил расследование причин аварии, в результате проведения которого были выявлены многочисленные коррозионные дефекты, а также повреждение полиэтиленового покрытия трубопровода.

Спустя два месяца компания Enbridge восстановила работу трубопровода Line 6B, выполнив целый ряд требований регулирующих и надзорных органов. Во-первых, были проведены ремонтные и восстановительные работы аварийного трубопровода. Во-вторых, был предоставлен план соответствия работы трубопровода программе управления целостностью трубопроводной системы, включающий в себя обзор истории эксплуатации трубопровода Line 6B, план мероприятий по проведению внутритрубной диагностики и тестирования, проведения ремонтных работ в случае обнаружения дефектов. Дополнительно Компанией были проведены пробные раскопки (для расследования причин разрыва) и гидравлическая опрессовка трубопровода. И, наконец, независимой инженерной группой был проведен металлургический анализ поврежденной части трубопровода.

В целом, проведенный комплекс мероприятий по восстановлению пострадавшей в результате аварии территории и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду был достаточно эффективным, и в 2012 г. р. Каламазу была открыта для рекреационных целей, окончательно все очистные мероприятия закончились в октябре 2014 г.

Однако, в результате аварии компания Enbridge понесла колоссальные финансовые убытки, потратив за все это время несколько миллиардов долларов США на проведение очистных мероприятий, 3 млрд. долл. США на замену части трубопровода и его ремонт.

Надо отметить, что в США существует очень жесткая система мер ответственности за подобные нарушения экологического благосостояния. C 2010 г. компания Enbridge уже выплатила 90 млн. долл. Штрафов. При этом сумма штрафов может возрасти, поскольку в 2015 г. представители федеральных и уровня штата агентств по охране окружающей среды, подали иск на компанию Enbridge за нарушение Акта о чистоте водных ресурсов, а также обязали ее провести проекты по восстановлению природных ресурсов на сумму порядка 4 млн. долл. США. Параллельно продолжается расследование Национального совета США по безопасности на транспорте того обстоятельства, что компания Enbridge могла знать о дефектах трубопровода Line 6B еще при проведении обследования в 2005 г. В случае доказательства данного факта компании Enbridge грозит многомиллионный штраф.

Однако, несмотря на весьма жесткие меры со стороны государства по отношению к компаниям, случаи крупных аварий на трубопроводах далеко не редкость. Важно другое: насколько система контроля со стороны федеральных структур по охране окружающей среды побуждает компании к внедрению новейших научных достижений, стимулирует их инвестировать в экологическую безопасность.

И здесь стоит отметить, что компания Enbridge усвоила урок, полученный в результате этой крупнейшей аварии. Тяжелые экологические последствия аварии, ухудшение имиджа и отношения к компании, колоссальные финансовые затраты на проведение мер по снижению негативного воздействия и восстановлению окружающей среды пострадавшей территории – все это побудило компанию Enbridge тщательно пересмотреть свою политику в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды, и, буквально за несколько лет, стать лидером по безопасности в своей отрасли.

С целью недопущения подобных аварий в будущем в компании Enbridge проведена кардинальная реформа в системе промышленной безопасности, усилены меры по повышению надежности трубопроводной системы, в частности:

1. Усилено внимание к управлению целостностью трубопроводов (так, с 2010 по 2014 гг. проведено почти 10000 контрольных раскопок и 700 внутритрубных диагностик во всей трубопроводной системе). При этом увеличено финансирование системы управления целостностью трубопроводов и программ обнаружения утечек по всем операциям, проводимым на территории Канады и США (по данным компании, на эти цели с 2010 г. по 2014 гг. потрачены 3,8 млрд. долл. США).

2. Усовершенствована организационная структура и почти вдвое увеличен штат сотрудников Центра контроля операционной деятельности (с 130 человек в 2011 г. до 240 в 2014 г.). В рамках корпоративного управления в компании Enbridge был проведен ряд изменений: создан специальный Департамент контроля трубопроводной системы и обнаружения утечек, Комитет по производству и целостности, Комитет Совета Директоров по безопасности и надежности.

3. Пересмотрена Программа информирования общественности с целью ознакомления населения с работой компании, местоположении трубопроводов, программой по предотвращению повреждений трубопроводов в местах прокладки трубопровода по земле в частном владении («Call before you dig»). Компания Enbridge проводит встречи с местным населением и природоохранными организациями на регулярной основе, предоставляет бесплатные обучающие программы и информационные материалы, предоставляет планы проведения мер экстренного реагирования для заинтересованных лиц во всех регионах своего присутствия.

4. Активизированы меры по усилению готовности и экстренного реагирования сотрудников: во всех подразделениях компании внедрены регулярные обучающие и тренировочные мероприятия по отработке действий в случае аварии; разработана интерактивная обучающая онлайн программа как для сотрудников службы экстренного реагирования, так и для всех организаций экстренного реагирования и колл-центров 9-1-1. Предприняты меры по усовершенствованию программы охраны труда в рамках компании.

В настоящее время Enbridge вкладывает значительные средства в оборудование, технологии, развитие новых программ и направлений в области безопасности своей деятельности. Компания стала активно заниматься развитием возобновляемых и альтернативных источников энергии. Вскоре после аварии компания ввела новое подразделение, занимающееся производством экологически чистой энергии с использованием солнечной и геотермальной энергии, ветровых генераторов, интегрированных топливных батарей и систем, получающих тепло из промышленных и бытовых отходов.

Но не только канадская компания Enbridge усвоила урок. Поскольку авария произошла на территории США, то государственные органы США отреагировали на нее крайне оперативно, и вскоре на законодательном уровне были предприняты меры усиления безопасности трубопроводных систем. Уже в 2011 г. Конгрессом США был одобрен Закон о безопасности трубопроводов, а немногим позже Национальным комитетом по вопросам безопасности транспорта были выпущены дополнительные рекомендации по пересмотру и обновлению требований относительно перевозки нефти и нефтепродуктов. В настоящее время в Сенате готовятся поправки для внесения в Закон по безопасности трубопроводного транспорта. Поправки касаются следующих областей:

● расширение требований оценки программ управления целостностью трубопроводных систем (все участки трубопроводной системы будут подвергнуты обязательной внутритрубной диагностике минимум раз в 10 лет);

● изменение критериев проведения ремонтных работ

● обязательное оснащение трубопроводов, пролегающих на уязвимой территории, средствами проведения внутритрубной диагностики в течение 20 лет;

● обязательное требование по проектировке нефтепроводов с учетом установки средств обнаружения утечек;

● расширение требований к проектной документации самотечных и промысловых трубопроводов;

● проведение осмотра в течение 72 часов для трубопроводов, находящихся на территории, где имели место погодные катаклизмы и стихийные бедствия.

Данные меры призваны снизить количество аварий, следовательно, защитить окружающую среду и здоровье людей.

Российским компаниям, конечно же, есть чему поучиться у канадской Enbridge. Однако, хочется отметить пробелы на государственном уровне. В первую очередь, это отсутствие в России должной системы государственного контроля за авариями на нефтепроводах, отсутствие достаточного объема исследований их последствий и современных методов борьбы с ними. Зачастую это обусловлено нехваткой открытой отечественной статистики по количеству аварий и объемам разлитой нефти, а оценка аварийности на основе зарубежных источников статистической информации представляется недостоверной.

Также существует и большой пробел в законодательстве, которое отстает от существующих современных стандартов. Наше законодательство зачастую щадит нефтяников и нередко суммы экологических штрафов выглядят просто смешными по сравнению с нанесенным ущербом. Подобная политика явно не способствует тому, чтобы компании желали вкладывать серьезные средства в новейшие научные технологии. Законодательная система США значительно жестче, отсюда и наша вынужденная зависимость от западных технологий. И уж, коль сегодня говорим об импортозамещении в этой отрасли, то заниматься этим надо решительно. Так, до сих пор не принят ФЗ «Об обязательном экологическом страховании», принятие которого позволило бы значительно эффективнее управлять рисками, повысило бы ответственность компаний и прямо заставило бы их внедрять новейшие технологии. А без фактического жесткого законодательства в области охраны окружающей среды нам будет весьма непросто.

Литература

1. Салыгин В.И., Лисин Ю.В., Соловова Ю.В., Аралов О.В., Гулиев И.А. Практика государственного регулирования деятельности в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в Канаде //Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 4 (20) . С. 106-112.

2. Салыгин В.И. Гулиев И.А., Хубаева А.О. Анализ текущего состояния и перспектив развития нефтепроводной системы Канады // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. Материалы V международной научно-практической конференции. 2015. С. 219.

3. Салыгин В.И., Кравченко С.А. Усложняющиеся опасности и риски современного магистрального нефтепроводного транспорта // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4 (08). С. 50-66.

4. Салыгин В.И., Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Роль стандартов в техническом регулировании деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. С. 166-170.

5. Салыгин В.И., Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Проблемы современной энергетики в контексте устойчивого развития // В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. С. 161-165.

6. Кравченко С.А., Салыгин В.И. Риски магистрального нефтепроводного транспорта: востребованность опыта США и ЕС по управлению ими // Управление риском. 2015. № 3 (75). С. 41-48.

7. Никитина Ю.А., Горбанев В.А. Окружающая среда, геоэкология и геоэкологическая безопасность //Проблемы региональной экологии. - 2011. № 6 С. 81-85.

8. Никитина Ю.А., Давыдова М.В. Проблемы экономического стимулирования охраны окружающей среды предприятиями ТЭК // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2011. № 6. С. 60-63.

9. Никитина Ю.А. Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли (международный опыт и российская практика): Автореферат диссертации канд. эк. наук. - М., 2012.

10. Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Актуальные вопросы добычи, переработки и транспортировки нефти в Канаде // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 3. - С. 184-189.

11. Гулиев И.А., Хубаева А.О. Рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов в Канаде: проблемы и перспективы его развития //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 2. С. 234-238.

12. Enbridge Pipleline Release // Damage Assessment, Remediation and Restoration Program (DARRP) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://darrp.noaa.gov/oil-spills/enbridge-pipleline-release (дата обращения ноябрь 2015 г.).

13. EPA’s Response to the Enbridge Oil Spill // United States Environmental Protection Agency (EPA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www3.epa.gov/region5/enbridgespill/ (дата обращения ноябрь 2015 г.).

14. Board Meeting: Marshall, MI - Enbridge, Inc. Hazardous Liquid Pipeline Rupture and Release, 7/10/2012 // National Transportation Safety Board  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ntsb.gov/news/events/Pages/2012_Marshall_MI_BMG.aspx (дата обращения ноябрь 2015 г.).

15. Emergency Responder Information, Enbridge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emergencyresponderinfo.com (дата обращения ноябрь 2015 г.)

16. Hunton & Williams LLP Extensive New Rules for Hazardous Liquid Pipelines Proposed by PHMSA, October 6, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pipelinelaw.com/2015/10/06/extensive-new-rules-for-hazardous-liquid-pipelines-proposed-by-phmsa/ (дата обращения ноябрь 2015 г.).

17. Kalamazoo River Incident and Response, Enbridge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enbridge.com/InYourCommunity/PipelinesInYourCommunity/Enbridge-in-Michigan/Marshall-Incident-and-Response.aspx (дата обращения ноябрь 2015 г.).

18. Pipeline Safety, Regulatory Certainty, and Job Creation Act of 2011 // Public Law 112-90-Jan. 3, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-112publ90/pdf/PLAW-112publ90.pdf (дата обращения ноябрь 2015 г.).

19. MDEQ Summary and Strategy for Management of Enbridge Energy’s Line 6B Oil Spill to Talmadge Creek and the Kalamazoo River December, 19, 2012 // Official Website for the State of Michigan [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.michigan.gov/documents/deq/deq-wrd-enbridge-strategy_413869_7.pdf (дата обращения ноябрь 2015 г.).

 

И.А. Гулиев,

к.э.н., зам. директора Международного института

энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России,

доцент, кафедра «Внешнеэкономическая деятельность

в области транспорта энергоресурсов»,

руководитель Центра стратегических исследований и геополитики

в области энергетики МИЭП МГИМО МИД России,

директор Центра стратегических исследований

Международной Академии ТЭК, г. Москва

Ю.А. Никитина,

к.э.н., ведущий аналитик Центра стратегических исследований

и геополитики в области энергетики Международного института

энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России

МГИМО МИД России, г. Москва.

Утечка нефти и нефтепродуктов из трубопроводов всегда представляло угрозу экологической безопасности природных ресурсов, здоровью и жизни людей. В отечественной литературе отмечается нехватка достаточного объема исследований крупных аварий, их последствий и современных методов борьбы с ними. Анализ опыта крупных зарубежных энергетических компаний по проведению эффективного комплекса мер реагирования в случае аварийной утечки нефти может представлять интерес для отечественных компаний топливно-энергетического комплекса в вопросах обеспечения безопасности трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов, разработки системы предупреждения аварий и планов экстренного реагирования.

 

Основное содержание исследования составляет анализ аварии, произошедшей в 2010 г. в США на нефтепроводе, принадлежащем канадской энергетической компании Enbridge. В статье проанализирован комплекс мер, предпринятых компанией для экстренного реагирования, смягчения негативных последствий аварии и дальнейшего восстановления окружающей среды пострадавшего региона. Авария в штате Мичиган вызвала широкий резонанс среди общественности, государственные органы США приняли активное участие в проведении очистительных и восстановительных работ и взяли под контроль расследование причин аварии. Такая жесткая система контроля со стороны федеральных структур по охране окружающей среды и общественных организаций побудила компанию Enbridge не только проводить исчерпывающие мероприятия, соответствующие законодательству, и предоставлять открытую отчетность о своих действиях, но и кардинально реформировать систему промышленной безопасности, в частности усилить меры по повышению надежности трубопроводной системы.

Ввиду отсутствия жесткого законодательства в области охраны окружающей среды в РФ меры, предпринятые государственными органами США после аварии, могут быть рассмотрены российскими государственными органами с целью разработки планов по усилению безопасности трубопроводных систем, что позволит повысить ответственность нефтегазовых компаний и простимулирует внедрение новейших технологий, а значит, поможет сохранить окружающую среду и здоровье граждан.

Сложные и разветвленные трубопроводные системы протяженностью в тысячи километров для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа представляют собой один из главных факторов экологического риска. Так, наиболее распространенные загрязнители в мире – нефть и нефтепродукты – в значительном объеме попадают на сушу и в водоемы в результате утечек из нефтепроводов. И страны с крупнейшими развитыми трубопроводными системами не являются исключениями, поскольку эксплуатация нефтепроводов со сроком службы более половины их числа порядка 50 лет представляется не таким уж простым делом.

Рассмотрим опыт крупной энергетической канадской компании Enbridge, основной деятельностью которой является эксплуатация трубопроводов для нефти, нефтепродуктов и природного газа. Enbridge обслуживает одну из самых больших и сложных трубопроводных систем в мире (общая протяженность системы составляет 27, 2 тыс. км) и осуществляет деятельность на территории Канады и США. Enbridge заняла 5-ое место среди канадских компаний и 64-ое место в мировом рейтинге «100 наиболее устойчивых компаний мира» («Global 100 Most Sustainable Corporations»), составленном консалтинговой организацией Corporate Knights. Рейтинг составляется на основе 14 показателей, основными из которых являются объемы выброса углекислого газа, эффективность использования воды, инновационный потенциал, текучесть кадров и безопасность производства.

Компания Enbridge позиционирует себя как организация, для которой безопасность общества, сотрудников и контрагентов, а также защита окружающей среды являются приоритетом, что придает актуальность исследованию ее практики по обеспечению промышленной безопасности (Рисунок 1).

<Рис_1>

Рис. 1. Механизм реализации принципов компании Enbridge

В 2014 г. Компания транспортировала 321 млн. тонн сырой нефти. Потери при транспортировке составили 390 тонн, что составляет 0,0001 % по отношению к общему объему транспортировки трубопроводным транспортом. Хотя Компании не удалось достичь поставленной цели обеспечения транспортировки нефти без потерь, ей удалось уменьшить количество разливов с 114 в 2013 г. до 74 в 2014 г. При этом, объемы лишь 5 разливов из 74 превысили 13 тонн (100 баррелей) нефти. На протяжении последних 10 лет Enbridge транспортировало в совокупности более 2 млрд. тонн сырой нефти, из которых в пункт назначения было доставлено 99,9994% общего изначального объема.

26 июля 2010 г. в районе г. Маршалл штата Мичиган США произошла крупная авария на нефтепроводе Line 6B компании Enbridge. В результате прорыва трубопровода в реку Каламазу попало 3,2 млн. л. неочищенного битума, окружающей среде нанесен колоссальный урон. Площадь загрязнения составила 630 га, содержание в воздухе токсичных веществ представляло угрозу здоровью людей, экономически пострадали проживающее на территории коренное население (народы Bodéwadmi), рекреационная отрасль и рыболовное хозяйство региона понесли значительные потери.

При этом необходимо отметить, что компания Enbridge обладает крайне развитой системой регулирования безопасности и охраны окружающей среды, а также системой управления чрезвычайными ситуациями, а аварийный трубопровод Line 6B был оснащен современной системой экстренного оповещения, впрочем, как и все трубопроводы компании Enbridge. Однако авария случилась: на тот момент в системе оповещения произошел сбой, в результате чего битумная смесь выливалась в реку в течение целых 17 часов, прежде чем сотрудники компании перекрыли трубопровод и сообщили об утечке в Национальный Центр реагирования.

Следует иметь в виду, что в США и Канаде подобные аварии вызывают огромный интерес со стороны экологических организаций, СМИ и в целом всей общественности. И здесь от контроля общества невозможно утаить подобные происшествия. Поэтому комплекс мер, предпринятых непосредственно компанией Enbridge, предполагал серьезную работу по мониторингу актуальной информации по выполненным мероприятиям и информированию общественности о проводимых мерах.

Если проанализировать меры, предпринятые компанией Enbridge совместно с Федеральным агентством США по охране окружающей среды и департаментом штата Мичиган, то они представляются вполне исчерпывающими и отвечающими федеральному законодательству и законодательству штата. Были проведены совместные исследования с целью определения необходимого объема ремонтных и восстановительных работ, а также определены необходимые на эти цели средства и их источники.

В первую очередь после обнаружения утечки битумной смеси компания Enbridge предприняла следующие экстренные меры реагирования:

  • проведены работы по изоляции места разлива (перекрытие запорных клапанов трубопровода, установка специальных боновых заграждений на р. Каламазу);

  • проведен комплекс мер по сбору нефти и битумной смеси с поверхности реки и придонных отложений с использованием специальной техники.

В дальнейшем, параллельно с продолжавшимися очистительными работами, компания Enbridge приступила к этапу восстановления окружающей среды. В частности, в районе аварии проводился регулярный мониторинг окружающей среды: мониторинг чистоты питьевой воды, уровня загрязнения поверхности рек, уровня осадка битумной смеси на дне и состояния подземных вод. Для проведения восстановительных работ компания Enbridge разработала и претворяла в жизнь следующие программы: план борьбы с эрозией прибрежной зоны и рекультивации земель, план по удалению и обезвреживанию отходов, план работы с заболоченными участками.

Контроль за проведением очистительных и восстановительных работ взял на себя Национальный совет США по безопасности на транспорте. Этот же орган возглавил расследование причин аварии, в результате проведения которого были выявлены многочисленные коррозионные дефекты, а также повреждение полиэтиленового покрытия трубопровода.

Спустя два месяца компания Enbridge восстановила работу трубопровода Line 6B, выполнив целый ряд требований регулирующих и надзорных органов. Во-первых, были проведены ремонтные и восстановительные работы аварийного трубопровода. Во-вторых, был предоставлен план соответствия работы трубопровода программе управления целостностью трубопроводной системы, включающий в себя обзор истории эксплуатации трубопровода Line 6B, план мероприятий по проведению внутритрубной диагностики и тестирования, проведения ремонтных работ в случае обнаружения дефектов. Дополнительно Компанией были проведены пробные раскопки (для расследования причин разрыва) и гидравлическая опрессовка трубопровода. И, наконец, независимой инженерной группой был проведен металлургический анализ поврежденной части трубопровода.

В целом, проведенный комплекс мероприятий по восстановлению пострадавшей в результате аварии территории и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду был достаточно эффективным, и в 2012 г. р. Каламазу была открыта для рекреационных целей, окончательно все очистные мероприятия закончились в октябре 2014 г.

Однако, в результате аварии компания Enbridge понесла колоссальные финансовые убытки, потратив за все это время несколько миллиардов долларов США на проведение очистных мероприятий, 3 млрд. долл. США на замену части трубопровода и его ремонт.

Надо отметить, что в США существует очень жесткая система мер ответственности за подобные нарушения экологического благосостояния. C 2010 г. компания Enbridge уже выплатила 90 млн. долл. Штрафов. При этом сумма штрафов может возрасти, поскольку в 2015 г. представители федеральных и уровня штата агентств по охране окружающей среды, подали иск на компанию Enbridge за нарушение Акта о чистоте водных ресурсов, а также обязали ее провести проекты по восстановлению природных ресурсов на сумму порядка 4 млн. долл. США. Параллельно продолжается расследование Национального совета США по безопасности на транспорте того обстоятельства, что компания Enbridge могла знать о дефектах трубопровода Line 6B еще при проведении обследования в 2005 г. В случае доказательства данного факта компании Enbridge грозит многомиллионный штраф.

Однако, несмотря на весьма жесткие меры со стороны государства по отношению к компаниям, случаи крупных аварий на трубопроводах далеко не редкость. Важно другое: насколько система контроля со стороны федеральных структур по охране окружающей среды побуждает компании к внедрению новейших научных достижений, стимулирует их инвестировать в экологическую безопасность.

И здесь стоит отметить, что компания Enbridge усвоила урок, полученный в результате этой крупнейшей аварии. Тяжелые экологические последствия аварии, ухудшение имиджа и отношения к компании, колоссальные финансовые затраты на проведение мер по снижению негативного воздействия и восстановлению окружающей среды пострадавшей территории – все это побудило компанию Enbridge тщательно пересмотреть свою политику в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды, и, буквально за несколько лет, стать лидером по безопасности в своей отрасли.

С целью недопущения подобных аварий в будущем в компании Enbridge проведена кардинальная реформа в системе промышленной безопасности, усилены меры по повышению надежности трубопроводной системы, в частности:

1. Усилено внимание к управлению целостностью трубопроводов (так, с 2010 по 2014 гг. проведено почти 10000 контрольных раскопок и 700 внутритрубных диагностик во всей трубопроводной системе). При этом увеличено финансирование системы управления целостностью трубопроводов и программ обнаружения утечек по всем операциям, проводимым на территории Канады и США (по данным компании, на эти цели с 2010 г. по 2014 гг. потрачены 3,8 млрд. долл. США).

2. Усовершенствована организационная структура и почти вдвое увеличен штат сотрудников Центра контроля операционной деятельности (с 130 человек в 2011 г. до 240 в 2014 г.). В рамках корпоративного управления в компании Enbridge был проведен ряд изменений: создан специальный Департамент контроля трубопроводной системы и обнаружения утечек, Комитет по производству и целостности, Комитет Совета Директоров по безопасности и надежности.

3. Пересмотрена Программа информирования общественности с целью ознакомления населения с работой компании, местоположении трубопроводов, программой по предотвращению повреждений трубопроводов в местах прокладки трубопровода по земле в частном владении («Call before you dig»). Компания Enbridge проводит встречи с местным населением и природоохранными организациями на регулярной основе, предоставляет бесплатные обучающие программы и информационные материалы, предоставляет планы проведения мер экстренного реагирования для заинтересованных лиц во всех регионах своего присутствия.

4. Активизированы меры по усилению готовности и экстренного реагирования сотрудников: во всех подразделениях компании внедрены регулярные обучающие и тренировочные мероприятия по отработке действий в случае аварии; разработана интерактивная обучающая онлайн программа как для сотрудников службы экстренного реагирования, так и для всех организаций экстренного реагирования и колл-центров 9-1-1. Предприняты меры по усовершенствованию программы охраны труда в рамках компании.

В настоящее время Enbridge вкладывает значительные средства в оборудование, технологии, развитие новых программ и направлений в области безопасности своей деятельности. Компания стала активно заниматься развитием возобновляемых и альтернативных источников энергии. Вскоре после аварии компания ввела новое подразделение, занимающееся производством экологически чистой энергии с использованием солнечной и геотермальной энергии, ветровых генераторов, интегрированных топливных батарей и систем, получающих тепло из промышленных и бытовых отходов.

Но не только канадская компания Enbridge усвоила урок. Поскольку авария произошла на территории США, то государственные органы США отреагировали на нее крайне оперативно, и вскоре на законодательном уровне были предприняты меры усиления безопасности трубопроводных систем. Уже в 2011 г. Конгрессом США был одобрен Закон о безопасности трубопроводов, а немногим позже Национальным комитетом по вопросам безопасности транспорта были выпущены дополнительные рекомендации по пересмотру и обновлению требований относительно перевозки нефти и нефтепродуктов. В настоящее время в Сенате готовятся поправки для внесения в Закон по безопасности трубопроводного транспорта. Поправки касаются следующих областей:

расширение требований оценки программ управления целостностью трубопроводных систем (все участки трубопроводной системы будут подвергнуты обязательной внутритрубной диагностике минимум раз в 10 лет);

изменение критериев проведения ремонтных работ

обязательное оснащение трубопроводов, пролегающих на уязвимой территории, средствами проведения внутритрубной диагностики в течение 20 лет;

обязательное требование по проектировке нефтепроводов с учетом установки средств обнаружения утечек;

расширение требований к проектной документации самотечных и промысловых трубопроводов;

проведение осмотра в течение 72 часов для трубопроводов, находящихся на территории, где имели место погодные катаклизмы и стихийные бедствия.

Данные меры призваны снизить количество аварий, следовательно, защитить окружающую среду и здоровье людей.

Российским компаниям, конечно же, есть чему поучиться у канадской Enbridge. Однако, хочется отметить пробелы на государственном уровне. В первую очередь, это отсутствие в России должной системы государственного контроля за авариями на нефтепроводах, отсутствие достаточного объема исследований их последствий и современных методов борьбы с ними. Зачастую это обусловлено нехваткой открытой отечественной статистики по количеству аварий и объемам разлитой нефти, а оценка аварийности на основе зарубежных источников статистической информации представляется недостоверной.

Также существует и большой пробел в законодательстве, которое отстает от существующих современных стандартов. Наше законодательство зачастую щадит нефтяников и нередко суммы экологических штрафов выглядят просто смешными по сравнению с нанесенным ущербом. Подобная политика явно не способствует тому, чтобы компании желали вкладывать серьезные средства в новейшие научные технологии. Законодательная система США значительно жестче, отсюда и наша вынужденная зависимость от западных технологий. И уж, коль сегодня говорим об импортозамещении в этой отрасли, то заниматься этим надо решительно. Так, до сих пор не принят ФЗ «Об обязательном экологическом страховании», принятие которого позволило бы значительно эффективнее управлять рисками, повысило бы ответственность компаний и прямо заставило бы их внедрять новейшие технологии. А без фактического жесткого законодательства в области охраны окружающей среды нам будет весьма непросто.

Литература

1. Салыгин В.И., Лисин Ю.В., Соловова Ю.В., Аралов О.В., Гулиев И.А. Практика государственного регулирования деятельности в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в Канаде //Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 4 (20) . С. 106-112.

2. Салыгин В.И. Гулиев И.А., Хубаева А.О. Анализ текущего состояния и перспектив развития нефтепроводной системы Канады // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. Материалы V международной научно-практической конференции. 2015. С. 219.

3. Салыгин В.И., Кравченко С.А. Усложняющиеся опасности и риски современного магистрального нефтепроводного транспорта // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4 (08). С. 50-66.

4. Салыгин В.И., Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Роль стандартов в техническом регулировании деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. С. 166-170.

5. Салыгин В.И., Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Проблемы современной энергетики в контексте устойчивого развития // В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. С. 161-165.

6. Кравченко С.А., Салыгин В.И. Риски магистрального нефтепроводного транспорта: востребованность опыта США и ЕС по управлению ими // Управление риском. 2015. № 3 (75). С. 41-48.

7. Никитина Ю.А., Горбанев В.А. Окружающая среда, геоэкология и геоэкологическая безопасность //Проблемы региональной экологии. - 2011. № 6 С. 81-85.

8. Никитина Ю.А., Давыдова М.В. Проблемы экономического стимулирования охраны окружающей среды предприятиями ТЭК // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2011. № 6. С. 60-63.

9. Никитина Ю.А. Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли (международный опыт и российская практика): Автореферат диссертации канд. эк. наук. - М., 2012.

10. Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Актуальные вопросы добычи, переработки и транспортировки нефти в Канаде // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 3. - С. 184-189.

11. Гулиев И.А., Хубаева А.О. Рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов в Канаде: проблемы и перспективы его развития //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 2. С. 234-238.

12. Enbridge Pipleline Release // Damage Assessment, Remediation and Restoration Program (DARRP) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://darrp.noaa.gov/oil-spills/enbridge-pipleline-release (дата обращения ноябрь 2015 г.).

13. EPA’s Response to the Enbridge Oil Spill // United States Environmental Protection Agency (EPA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www3.epa.gov/region5/enbridgespill/ (дата обращения ноябрь 2015 г.).

14. Board Meeting: Marshall, MI - Enbridge, Inc. Hazardous Liquid Pipeline Rupture and Release, 7/10/2012 // National Transportation Safety Board [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ntsb.gov/news/events/Pages/2012_Marshall_MI_BMG.aspx (дата обращения ноябрь 2015 г.).

15. Emergency Responder Information, Enbridge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emergencyresponderinfo.com (дата обращения ноябрь 2015 г.)

16. Hunton & Williams LLP Extensive New Rules for Hazardous Liquid Pipelines Proposed by PHMSA, October 6, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pipelinelaw.com/2015/10/06/extensive-new-rules-for-hazardous-liquid-pipelines-proposed-by-phmsa/ (дата обращения ноябрь 2015 г.).

17. Kalamazoo River Incident and Response, Enbridge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enbridge.com/InYourCommunity/PipelinesInYourCommunity/Enbridge-in-Michigan/Marshall-Incident-and-Response.aspx (дата обращения ноябрь 2015 г.).

18. Pipeline Safety, Regulatory Certainty, and Job Creation Act of 2011 // Public Law 112-90-Jan. 3, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-112publ90/pdf/PLAW-112publ90.pdf (дата обращения ноябрь 2015 г.).

19. MDEQ Summary and Strategy for Management of Enbridge Energy’s Line 6B Oil Spill to Talmadge Creek and the Kalamazoo River December, 19, 2012 // Official Website for the State of Michigan [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.michigan.gov/documents/deq/deq-wrd-enbridge-strategy_413869_7.pdf (дата обращения ноябрь 2015 г.).

 

И.А. Гулиев,

к.э.н., зам. директора Международного института

энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России,

доцент, кафедра «Внешнеэкономическая деятельность

в области транспорта энергоресурсов»,

руководитель Центра стратегических исследований и геополитики

в области энергетики МИЭП МГИМО МИД России,

директор Центра стратегических исследований

Международной Академии ТЭК, г. Москва

Ю.А. Никитина,

к.э.н., ведущий аналитик Центра стратегических исследований

и геополитики в области энергетики Международного института

энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России

МГИМО МИД России, г. Москва.