Font Size

Cpanel

ИНТЕРВЬЮ: Артем Сидоров. «В фокусе – формирование отходоперерабатывающей отрасли»

sidorovaЧуть больше года А. Сидоров руководит Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Перед своим назначением он более пяти лет возглавлял Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана, где за эти годы была создана и функционирует сегодня современная региональная система экологического мониторинга с доступной информацией о качестве компонентов окружающей среды для населения. Также был создан и успешно работает в республике институт общественных инспекторов по охране природы, а также получил развитие механизм гражданского экологического контроля.

На вопросы журнала «ЭВР» о том, как упомянутые выше направления и, прежде всего, реформа всей системы обращения с отходами, реализуются в масштабах страны отвечает руководитель Росприроднадзора А.Г. Сидоров.

- Артем Георгиевич, за немногим больше года Вашего руководства Росприроднадзором было введено лицензирование всех видов работ с отходами I-IV классов опасности, также созданы и прошли согласования территориальные схемы в сфере обращения с отходами. А с 1 января 2017 года в полную силу заработала расширенная ответственность производителя, что, как считает в целом профессиональное сообщество, может служить основой для создания новой мусороперерабатывающей отрасли отечественной экономики. С какими перспективными планами Вы и возглавляемая Вами Федеральная служба вступили в Год экологии-2017?

- Необходимо отметить, что объявленный Президентом нашей страны 2017 год - Годом экологии - наглядно подтверждает внимание и системный подход Руководства страны к необходимости решения вопросов охраны окружающей среды.

По Плану основных мероприятий, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1082-р, Служба непосредственно отвечает за ряд мероприятий, в том числе формирование информационной системы взаимодействия общества и государственных органов по выявлению, пресечению и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, а также обеспечивает контроль за реализацией всех природоохранных мероприятий предприятиями промышленного комплекса.

С каждым предприятием подписано соответствующее четырехстороннее соглашение о взаимодействии, сформирована «дорожная» карта, в ежедневном режиме обеспечивается мониторинг выполнения мероприятий.

Наша цель – экологический эффект от модернизации производственных циклов должен быть одинаково четко понятен всем заинтересованным сторонам. Под заинтересованной стороной я в первую очередь подразумеваю население страны, наших граждан.

- Вы затронули острейшую проблему, о которой на всю страну рассказал даже Президент В. Путин, когда только после его личного вмешательства удалось ликвидировать свалку в Московской области. Что предпринимается сегодня Росприроднадзором для решения этой непростой задачи?

- Да, действительно, проблема ликвидации отходов – одна из самых острых. Свалок в стране с 2011 г. было выявлено более 190 тысяч, примерно три четверти из них ликвидировано, но они, как головы гидры вырастают заново. Чтобы изменить в стране ситуацию к лучшему, в минувшем году значительно усилено государственное регулирование в сфере обращения с отходами. Большая работа проведена Службой по лицензированию деятельности в сфере обращения с отходами. Всего по стране было выдано и переоформлено более 12 тыс. лицензий.

Сегодня мы видим определенный пробел - недостаточно эффективна система государственного контроля за транспортированием отходов. В результате чего хозяйствующими субъектами, незаконно оказывающими услуги по транспортированию отходов, допускаются нарушения природоохранного законодательства. В этой связи Службой инициировано введение требований в части 100%-го оснащения транспортных средств, перевозящих отходы, бортовыми устройствами ГЛОНАСС и объектов размещения отходов устройствами фото/видео фиксации и весо-габаритного контроля. Будем над этим работать с коллегами из Минприроды, правительства, депутатами Государственной Думы.

Сегодня в фокусе – формирование отходоперерабатывающей отрасли. Именно в этом контексте надо рассматривать и создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В систему поступило более 2 000 отчетов о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Как вы помните, с 1 января вступила в силу норма о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, утративших потребительские свойства. Время на «моральную подготовку» к новациям у производителей было: изменения в закон «Об отходах потребления и производства» были внесены еще в декабре 2014-го и в сентябре 2015 г. был утвержден перечень из 36 групп товаров и упаковки, на производителей которых распространяется новая норма.

- Просьба объяснить для наших читателей, что такое расширенная ответственность производителя и зачем она нужна?

- Расширенная ответственность производителя (РОП) предполагает, что производитель и импортёр должен принять на себя ответственность за утилизацию выпущенной (ввезённой) продукции в конце её жизненного цикла. Очень важно понимать, что РОП – это не какой-то новый налог, а нормальное, принятое во всем мире стимулирование производителей продукции (включая упаковку и упаковочные материалы) к снижению негативного воздействия на окружающую среду.

С 2017 года вступил в силу запрет на захоронение части отходов. Производители экономически мотивированны использовать биоразлагаемые упаковки и вообще заботиться о переработке того, что остается от их товаров. В противном случае им придется платить.

- Также будет полезно пояснить, что собой представляет новый экологический сбор и предприятия каких отраслей и в каком объеме, в соответствии с прогнозам, заплатят этот сбор в 2017 г.?

- Экологический сбор введен Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потреблении»». Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утвержден перечень из 36 групп товаров, на производителей которых распространяется новая норма, тогда же были утверждены и нормативы утилизации упаковки для предприятий (в 2015-м они были нулевыми для всех; в 2016-м составляют от 0 до 15% от общего объема использованной в производстве товаров упаковки; нормативы на 2017 г. составляют уже от 5 до 20%).

Что касается конкретных цифр, то самая высокая финансовая нагрузка в этой части ляжет на производителей аккумуляторных батарей — они обязаны платить по 33476 рублей за тонну. 26469 рублей за утилизацию своей продукции обязаны заплатить производители электронной техники. Утилизация бумажной упаковки стоит 2378 рублей за тонну, пластиковой - 3844 рубля, стеклянной - 2564 рубля.

О конкретных цифрах можно будет говорить в апреле: до 1 апреля предприятия обязаны сдать декларации и отчитаться о выполнении нормативов по утилизации, а до 15 апреля – уплатить экосбор в случае невыполнения нормативов утилизации.

- Ясно и понятно, что собранные деньги ушли в бюджет, но остается главный вопрос, на какие цели они будут потрачены, на что пойдут средства экосбора?

- Собранные средства в дальнейшем будут направляться в регионы в виде субсидий. Что здесь важно? Несмотря на то, что законодатель перенес до 2019 года сроки формирования института региональных операторов, в целом переход в регионах на новую систему обращения с ТКО, за регионами оставлено право приступить к реализации уже сегодня.

В планах Правительства распределять средства от экосбора в приоритетном порядке регионам-участникам «пилотного» проекта. Безусловно шаги в этом направлении должны быть осознанными и выверенными. Ни в коем случае не должны привести к коллапсу, и что уж точно, никоим образом не ухудшать качество жизни наших граждан. К слову скажу, что более 20 регионов уже изъявили желание организовать эту работу в качестве «пилотного» проекта.

- Существуют ли расчеты, каким образом введение нового экологического сбора повлияет на экологическую обстановку в стране?

- Введение института экологического сбора напрямую влияет на организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Без средств уплаты экологического сбора государство будет иметь меньше возможностей и финансовых источников для развития отрасли утилизации отходов, следовательно, возможен рост числа несанкционированных свалок и заморожено строительство объектов утилизации отходов.

Уверен, ситуация в области обращения с отходами должна поменяться коренным образом. Новые условия для притока инвестиций в отрасль обеспечат потребность в создании производственных объектов по переработке отходов, подлежащих утилизации, что позволит исключить из практики технологию захоронения несортированных отходов. Следовательно, будут уменьшаться площади несанкционированных свалок, а затем и вовсе ликвидироваться.

- Артем Георгиевич, спасибо за столь исчерпывающие ответы на вопросы, желаем Росприроднадзору в Вашем лице дальнейших успехов в решении природоохранных проблем на благо сохранения окружающей среды и здоровья граждан нашей страны.