Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (8, 2016)

sitnikovvaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Являюсь представителем организации-арендатора лесного участка, каким образом сегодня регулируется правоотношения в отношении арендаторов земельных участков указанной категории?

Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» предусмотрено ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, которое будет осуществляться уполномоченным федеральным органом власти. В реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры в связи с нарушениями ими лесного законодательства.

Обновлены также главы Лесного кодекса Российской Федерации, касающиеся заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и договора купли-продажи лесных насаждений; содержания лесоустройства; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Определено, что в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств).

Уточнены положения, касающиеся ответственности за правонарушения в области лесных отношений, в частности, - конфискации незаконно заготовленных древесины и иных лесных ресурсов, а также возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам.

Установлена административная ответственность за:

● нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;

● ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в орган власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

● включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Установлено, что при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда.

Также определено, что в отчете об использовании лесов должна содержаться информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку древесины, прилагают к отчету об использовании лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации. Перечень информации, включаемой в отчет, порядок ее фиксации, форма и порядок представления отчета, а также требования к его формату в электронной форме устанавливаются уполномоченным органом власти. Уточнены также положения, касающиеся отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении и отчетов об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2017 года.

Вопрос: Как индивидуальный предприниматель хотел бы знать, имеются ли сегодня какие-то особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Ответ: С 1 января 2016 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми был изменен порядок исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно вступивших в силу изменений к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, отнесены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение (хранение, захоронение) отходов производства и потребления.

Ранее вышеуказанный перечень был более широким и даже имел формулировку «иные виды негативного воздействия на окружающую среду», что давало право трактовать данную норму разноречиво.

В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ (в редакции от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду будут обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность.

Также установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, будут относиться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

При этом из числа плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится по месту нахождения стационарного источника, а плата за размещение отходов производства и потребления – по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится один раз в год – не позднее 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Кроме того, законодателем предусмотрена подача в этот же срок декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

При этом необходимо отметить, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по предоставлению сведений для актуализации учетных сведений влет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений).

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура через суд требует освободить от отходов производства и потребления земельный участок вблизи д. Саларьево

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного и земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 11 га в районе дер. Саларьево, уч. 10/1, пос. Московский.

Установлено, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Абсолют». Вид его разрешенного использования – для размещения многофункционального административно-торгового и спортивно-развлекательного комплекса.

Вместе с тем, на части участка площадью 5 га организован несанкционированный завоз и планировка отходов строительства и сноса (отходов грунта, боя бетонных изделий, лома строительного кирпича, отходов древесины), чем причинен экологический ущерб расположенным на участке компонентам природной среды.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

По результатам проверки прокурор направил в Щербинский районный суд г. Москвы исковое заявление об обязании ООО «Абсолют» освободить земельный участок от отходов производства и потребления.

Рассмотрение искового заявления контролируется.

По инициативе природоохранной прокуратуры ГПБУ «Мосприрода» оштрафовано на 720 тыс. рублей за нарушения при приеме на работу бывших госслужащих

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы выявила нарушения требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» в деятельности государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосприрода».

Установлено, что организация на протяжении четырех лет: с 2012 по 2016 год не направляла в установленный законом 10-дневный срок уведомления о приеме на работу семи бывших государственных служащих по последнему месту их службы.

По результатам проверки прокурор возбудил в отношении ГПБУ «Мосприрода» и начальника отдела кадров указанной организации 8 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 179 района Раменки г. Москвы юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму в размере 720 тыс. рублей.

Межрайонная природоохранная прокуратура оспаривает право собственности коммерческих организаций на 12 земельных участков с водными объектами общего пользования

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения требований природоохранного, водного и земельного законодательства при формировании и передаче в частную собственность земельных участков, расположенных в границах Новомосковского административного округа г. Москвы.

Установлено, что в границы 10 участков, расположенных вблизи деревень Черепово, Кувекино, Новинки поселения Десеновское г. Москвы общей площадью более 15,9 га и 2 участков, расположенных вблизи д. Яковлево поселения Десеновское г. Москвы - площадью более 2,9 га, включены водные объекты общего пользования – акватории рек Череповка, Плесенка и Десна, 2-го правого ручья, Верхнего, Нижнего и Малого прудов реки Черепово, Нижнего пруда реки Плесенка, а также береговые полосы указанных водных объектов. Право собственности на указанные участки зарегистрировано двумя коммерческими структурами: ЗАО «Проект-Град» и АО «А101 Девелопмент» (соответственно).

Нахождение в частной собственности водных объектов общего пользования и их береговых полос, предназначенных для передвижения и пребывания граждан около водоемов, влечет за собой нарушение их экологических прав, в том числе на равный доступ к природным ресурсам.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в Щербинский районный суд г. Москвы исковые заявления о признании недействительным образования указанных земельных участков и отсутствующим права собственности на них.

Рассмотрение исковых заявлений находится на контроле в прокуратуре.

По инициативе межрайонной природоохранной прокуратуры за нарушения при рассмотрении обращений граждан наказан первый заместитель руководителя ГПБУ г. Москвы «Мосприрода»

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в ГПБУ г. Москвы «Мосприрода».

Установлено, что в апреле-мае 2016 года при рассмотрении 4 обращений в сфере природоохранного законодательства нарушен предусмотренный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 7-дневный срок для перенаправления жалоб в соответствующие органы для рассмотрения по существу. Уведомления в адрес заявителей направлены также с нарушением установленного срока.

По результатам проверки прокурор возбудил в отношении первого заместителя ГПБУ г. Москвы «Мосприрода» 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 179 района Раменки г. Москвы виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 20 тыс. рублей.

Кроме того, в адрес руководителя ГПБУ г. Москвы «Мосприрода» внесено представление об устранении выявленных прокуратурой нарушений действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Рассмотрение представления находится на контроле прокуратуры.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

В.А. Ситников,
первый заместитель
межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы,
советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA