Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (7, 2018)

doev2Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: В каких случаях возникает необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, и кто обязан ее вносить?

Ответ: Порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, её исчисление, а также перечень лиц, обязанных вносить плату указаны в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды», а также постановлении Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Так, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

● выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

● сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

● хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В случае размещении отходов на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов не взимается.

 

Вопрос: Проживая около лесного массива, не раз обращал внимание, что соседи для отапливания своего частного дома самостоятельно заготавливая дрова, рубят деревья. Законно ли это?

Ответ: Нет, не законно. В соответствии с действующим законодательством рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. При этом незаконной признается рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В целях пресечения незаконных рубок леса в настоящее время в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При этом критерием разграничения уголовной и административной ответственности является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который для отнесения его к уголовно-наказуемому преступлению должен превышать 5 тыс. рублей. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений с причинением значительного ущерба, в крупном или особо крупном размере квалифицируется частями 1, 2 и 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За совершение указанного преступления законом предусмотрено назначение наказания в виде штрафа, величина которого доходит до 3 млн. рублей, принудительных работ либо лишение свободы сроком до 7 лет, в том числе возможно назначение дополнительного вида наказания в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае, если в результате совершение незаконной рубки лесных насаждений или самовольного выкапывания в лесах деревьев причиненный природным ресурсам ущерб не достигает 5 тыс. рублей, то за такие противоправные действия наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если указанные неправомерные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, то предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершение действий по приобретению, хранению, перевозки или сбыту заведомо незаконно заготовленной древесины правонарушителю грозит административное наказание по ч. 3 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За совершение указанных неправомерных действий предусмотрено административное наказание в виде штрафа, максимальный размер которого достигает 5 тыс. рублей для граждан, до 50 тыс. рублей - для должностных лиц, от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей - для юридических лиц. Кроме того, по результатам рассмотрения административного дела может быть принято решение о конфискации продукции незаконного природопользования и орудий совершения административного правонарушения.

 

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры провели экологический субботник, посвященный Всемирному дню окружающей среды

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в честь празднования Всемирного дня окружающей среды организован и проведен совместно с представителями районной управы экологический субботник на территории бывшей усадьбы XVI века Захарьино.

Всемирный день окружающей среды, отмечаемый ежегодно 5 июня, учрежден Генеральной ассамблеей Организаций Объединенных Наций в 1972 году и является одним из способов привлечь внимание к проблемам окружающей среды, которые стоят в ряду самых важных, определяющих благополучие всей планеты, как сообщил представитель прокуратуры.

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры во время субботника расчистили от мусора береговую полосу каскада Захарьинских прудов, расположенных на реке Лопенка на территории бывшей усадьбы.

Своим примером работники прокуратуры призывают жителей столицы и организации к сохранению экологии города, соблюдению чистоты и облагораживанию мест массового отдыха москвичей.

 

По требованию межрайонной природоохранной прокуратуры организация и должностное лицо оштрафованы на 550 тыс. рублей за отсутствие разрешения на строительство

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований градостроительного законодательства при ведении строительных работ в границах особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный заказник «Воробьевы горы».

Установлено, что ООО «Московские канатные дороги» организовано проведение работ по строительству капитального объекта в границах вышеуказанной особо охраняемой природной территории в отсутствие разрешения на строительство.

По результатам проверки прокурор возбудил в отношении юридического и ответственного должностного лица ООО «Московские канатные дороги» 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 (нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены для рассмотрения в Арбитражный суд г. Москвы, а также в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

По результатам рассмотрения административных материалов виновные юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 550 тыс. рублей.

 

Межрайонной природоохранной прокуратурой принимаются меры к устранению нарушений федерального законодательства на территории природно-исторического парка «Битцевский лес»

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес».

В ходе проверки установлено, что в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес» по адресу: г. Москва, Сумской проезд, д. 18 расположено одноэтажное нежилое здание площадью 62 5 кв.м., находящееся в собственности физического лица.

С января 2016 года вышеуказанное нежилое здание и прилегающая к нему часть территории земельного участка, расположенные в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес», эксплуатируются коммерческой организацией на основании договора аренды. По указанному адресу обществом предоставляются услуги населению, в том числе проката спортивного инвентаря, проката и ремонта велосипедов, лыжного оборудования, парикмахерской, фотоателье, кафе, обслуживание и ремонт автотранспорта (шиномонтаж).

Вместе с тем, деятельность по обслуживанию автотранспорта (шиномонтаж) противоречит целям создания и режиму охраны особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес», чем нарушает закрепленное и гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки межрайонной природоохранной прокуратурой в Чертановский районный суд г. Москвы направлено исковое заявление о признании недействительным пункта договора аренды нежилого помещения, заключенного между собственником здания и коммерческой организацией, в части представления нежилого здания под техническое обслуживание и мелкий ремонт транспортных средств (шиномонтаж), а также об обязании прекратить нарушающую требования природоохранного законодательства хозяйственную деятельность по обслуживанию автотранспорта, в том числе оказанию услуг шиномонтажа по вышеуказанному адресу.

 

Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке защитила права граждан на благоприятную окружающую среду

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Установлено, что ПАО «МОЭК» занимает земельный участок общей площадью 24 445 кв.м. по ул. Терешково для целей эксплуатации зданий районной тепловой станции. При ведении указанной деятельности обществом эксплуатируются и планируются к дальнейшей эксплуатации стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Указанная хозяйственная деятельность осуществляется обществом в отсутствие обязательной документации в области охраны атмосферного воздуха, а именно разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Срок ранее выданного разрешения истек.

По результатам проверки межрайонный природоохранный прокурор направил в Хамовнический районный суд г. Москвы исковое заявление об обязании ПАО «МОЭК» оформить документацию в области охраны атмосферного воздуха.

Решением суда исковые заявления прокурора удовлетворены в полном объеме.

Исполнение судебного решения поставлено на контроль.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

Т.К. Доев,

заместитель межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы.