Font Size

Cpanel

Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (12, 2018)

pochtarevaj

Публикация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: Известная мне организация арендует земельный участок в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в г. Москве, используемый для оказания услуг проката спортивного инвентаря. Слышал, что требуются заключение охранного обязательства в связи с особым статусом территории, на которой расположен арендуемый земельный участок, так ли это?

Ответ: Да, действительно, в соответствии с законом г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» охранными обязательствами предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования.

Порядок заключения охранных обязательств установлен, в частности, постановлением Правительства г. Москвы от 04.07.2017 № 432-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача заявителям охранного обязательства (дополнительного соглашения к охранному обязательству) по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в г. Москве».

В соответствии с вышеуказанным постановлением предоставление государственной услуги «выдача заявителям охранного обязательства (дополнительного соглашения к охранному обязательству) по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в г. Москве» осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

В качестве заявителей могут выступать юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся правообладателями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в г. Москве.

Общий срок предоставления государственной услуги составляет 35 рабочих дней для выдачи охранного обязательства и 19 рабочих дней для выдачи дополнительного соглашения.

Вопрос: Как генерального директора организации, которая в качестве генерального подрядчика планирует строительство нежилого здания на территории

г. Москвы, меня интересует такой вопрос. Необходимо ли оформление какой-то разрешительной документации на перемещение грунтов, а также отходов, образующихся при строительстве, на начальном этапе которого будет осуществляться разрытие котлована с выемкой грунта?

Ответ: В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Частью 1 ст. 16 предусмотрено, что транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличии паспорта отходов; наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдении требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличии документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» разрешение на перемещение отходов строительства и сноса - документ, подтверждающий перемещение отходов строительства и сноса к объектам их размещения, оформленный в установленном порядке.

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона г. Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» транспортирование отходов строительства и сноса осуществляется на основании разрешений на их перемещение.

Процедура получения вышеуказанных разрешений на перемещение отходов строительства и сноса, в том числе отходов грунта установлена Регламентом подготовки Департаментом строительства города Москвы запрашиваемых заявителями документов, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 № 254-ПП «Об утверждении Регламента подготовки Департаментом строительства города Москвы запрашиваемых заявителями документов»

В соответствии с п. 1.3 вышеуказанного регламента заявитель – получатель разрешения, участник процесса строительства в городе Москве (государственный заказчик, заказчик, генеральный подрядчик, субподрядная организация), осуществляющий перевозку грунта и перемещение отходов строительства и сноса.

Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за незаконную рубку зеленых насаждений, а также за выкапывание в лесу деревьев и кустарников?

Ответ: В качестве наказания за незаконную рубку зеленых насаждений предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством.

Согласно примечанию к ст. 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

Следует отметить, что рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо наказания за рубку зеленых насаждений предусмотрено и наказание за самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, а также лиан.

Так, незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей.

Вышеуказанные действия, но совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 рублей; на должностных лиц – 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.

Вопрос: Организация, в которой я работаю, планирует заниматься строительством жилых домов в границах водоохранных зон рек. Просьба сообщить, не будет ли это являться нарушением закона?

Ответ: В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Размещение объекта, согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, должно осуществляться с соблюдением правил градостроительного проектирования, которыми устанавливаются виды использования территории, виды объектов капитального строительства, объектов благоустройства территории, размещение которых в зонах с особыми условиями использования (водоохранные зоны) запрещается, а также виды объектов строительства, размещение которых допускается при соблюдении установленных ограничений и условий.

Кроме того, частями 1 и 2 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 уполномоченным органом в данной сфере определено Федеральное агентство по рыболовству, которое осуществляет свои полномочия через территориальные органы.

Таким образом, законодательством установлена обязанность получения всей необходимой разрешительной документации для ведения строительства, оформления земельно-правовых отношений на территорию объекта строительства, а также согласование ведения работ в воодоохранной зоне.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Судом удовлетворены исковые требования межрайонной природоохранной прокуратуры о признании отсутствующим права частной собственности на участок береговой полосы водного объекта общего пользования

Кунцевский районный суд г. Москвы рассмотрел исковое заявление межрайонного природоохранного прокурора о признании недействительным образования и отсутствующим права частной собственности на земельный участок общей площадью более 1,9 га, расположенный по адресному ориентиру: г. Москва, в районе с. Успенское.

Основанием для обращения в суд послужили результаты ранее проведенной прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что вышеуказанный земельный участок, сформированный в береговой полосе водного объекта общего пользования - реки Москвы, в нарушение прямых запретов природоохранного, земельного и водного законодательства находится в частной собственности юридического лица.

Нахождение в частной собственности береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для передвижения и пребывания граждан около водоема, использования для личных и бытовых нужд, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств нарушает законные права, свободы и интересы неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе землям общего пользования.

Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме. После вступления судебного решения в законную силу прокуратурой будет организовано его исполнение.

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы выявлены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в парках столицы

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан, должностными лицами государственных учреждений, на которых возложено осуществление публично значимых функций, выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства в Государственном автономном учреждении культуры города Москвы Парк культуры отдыха «Фили», Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы «Государственный музей заповедник «Царицыно».

Проверкой, проведенной в августе 2018 года, установлено, что в нарушение ст. 9, п. п. 1, 4, ч. 1 ст. 10, ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ГАУК г. Москвы ПКиО «Фили», ГБУК г. Москвы «Государственный музей заповедник «Царицыно» в установленные законом сроки и порядке не рассмотрены обращения граждан.

По указанным фактам природоохранной прокуратурой в отношении уполномоченных должностных лиц вышеуказанных парков вынесено 2 постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, мировыми судьями различных судебных участков вынесены решения о признании указанных должностных лиц виновными в совершении административных правонарушений и которым назначены административные штрафы.

Кроме того, в адреса директоров вышеуказанных парков внесены представления об устранении нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений, по итогам рассмотрения которых, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

А.Ю. Почтарев,

первый заместитель межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы,

старший советник юстиции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA