Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы: разъяснительная и надзорная деятельность (3, 2019)

msergeevaПубликация ответов Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на вопросы юридических и физических лиц по разъяснению правовых вопросов в обеспечении экологически безопасного природопользования, материалов проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства будет способствовать разъяснению и укреплению законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения и территорий.

Разъяснение законодательства

Вопрос: На арендуемом нашей организацией земельном участке в границах

г. Москвы растут различного вида деревья, кустарники. Какие действия организации необходимо проводить как землепользователю земельного участка, на котором произрастают зеленые насаждения, при содержании объектов озеленения?

Ответ: Все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите.

Граждане, должностные и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений и природных сообществ.

Согласно пункту 2.11. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП (ред. от 24.07.2018) «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы» под содержанием объектов озеленения понимается комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.

Содержание объектов озеленения включает:

● уход за деревьями и кустарниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др.;

● уход за низкотравными газонами (партерными и обыкновенными) - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание, обрезка кромки у бортов газона, скашивание травостоя, обработка агрохимикатами, обработка природными гуматами в соответствии с Технологическим регламентом применения природных гуматов для ремедиации загрязненных городских почв и в целях стимулирования развития растений, удаление экскрементов домашних животных;

● уход за обыкновенными газонами из дикорастущих почвопокровных растений - сбор мусора, осенний сбор листового опада, прочесывание один раз в 3-4 года в случае чрезмерного накопления травяной ветоши, значительно тормозящей развитие трав, подкормка, полив и дополнительное скашивание в засушливые годы при пожарной опасности, прополка запрещенных растений и агрессивных интродуцентов, активно вытесняющих местные виды растений (борщевик Сосновского, конопля, карантинные виды растений и др.), землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя в целях создания на многовидовом газоне преимуществ для невысоких и низких дикорастущих растений, удаление экскрементов домашних животных;

● уход за разнотравными и высокотравными многовидовыми газонами из дикорастущих растений - сбор мусора, осенний сбор части листового опада в местах со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, прочесывание выкошенных участков, подкормка, полив и дополнительное выкашивание в засушливые годы при наступлении повышенной пожарной опасности, прополка запрещенных и агрессивных растений, удаление экскрементов домашних животных по слежавшейся траве и на выкошенных участках до отрастания травы;

● уход за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы;

● работы по уходу за цветочными вазами и вертикальными цветочными конструкциями;

● поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев, прочистка и промывка газонного борта; окраска и мытье ограждений зеленых насаждений; замена и восстановление недостающих секций ограждений, подметание, полив, удаление снега, расстановка и перемещение диванов, скамеек, урн, выемка мусора, мытье и окраска урн, лестниц и контейнеров;

● уход за детскими площадками, песочницами, промывка полированных и мраморных поверхностей, пьедесталов, барельефов;

● текущий ремонт;

● комплекс работ по полному или частичному восстановлению зеленых насаждений и элементов благоустройства с доведением объемов ремонта в рамках регламента по содержанию объектов озеленения 1-й и 2-й категории до 15% объема работ;

● уход за дорожно-тропиночной сетью;

● уход за малыми архитектурными формами;

● инвентаризацию объекта озеленения и актуализацию ее результатов, за исключением случаев, когда эти работы выполняются в рамках соответствующих мероприятий.

Следует отдельно отметить, что нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с наказанием в виде штрафа для должностных лиц в размере от сорока до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц – 350 тыс. рублей.

Вопрос: Каким образом орган государственного контроля должен уведомить юридическое лицо о проведении проверки?

Ответ: О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течении трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой предусмотрены п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Нарушение сроков уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки в силу ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является грубым и влечет недействительность результатов проверки.

Вопрос: Скоро наступит весна и на улицах города Москвы можно будет встретить людей, продающих ландыши и подснежники. Почему продажа таких цветов является незаконной и какое наказание за нее предусмотрено?

Ответ: Да, действительно, в период наступления весны активизируется незаконная продажа растений, занесенных в Красную книгу города Москвы. Подобные действия наносят непоправимый ущерб экологии.

В месте с тем, необходимо внести ясность, что представляет собой Красная книга города Москвы - это официальный документ Правительства Москвы, в котором содержится информация о редких и исчезающих на территории города видах животных и растений, причинах ухудшения их состояния и исчезновения, кроме того, в этом документе содержится программа действий по сохранению и восстановлению таких видов.

С приходом весны на территории города Москвы распускаются первые цветы, одними из которых являются подснежники. Однако эти первоцветы занесены в Красную книгу. Несмотря на запрет, люди срывают подснежники, тем самым нарушают их корневища. Такие действия ведут к сокращению прежних местообитаний подснежников и последующему сокращению численности данных цветов. По этой причине цветы подснежники находятся под охраной государства, их незаконный сбор влечет за собой наложение административной ответственности.

Еще одним первоцветом являются ландыши майские. Эти цветы произрастают в лесной зоне европейской части России, Ландыш майский обладает целебными свойствами, поэтому его сбор может производиться в том числе и в лечебных целях. В аптеках можно встретить лекарства, изготовленные на основе этих растений.

Однако ландыш майский занесен в Красную книгу. Срывать эти цветы запрещено, поскольку повреждаются листовые почки, закладывающиеся на следующий год.

Несмотря на то, что первоцветы занесены в Красную книгу города Москвы, природа несет потери среди редких растений каждый год. По этой причине охрана окружающей среды регламентирована законодательством Российской Федерации.

Так, статьей 4.20 Кодекса об административных правонарушениях города Москвы за незаконные сбор или торговлю растениями, занесенными в Красную книгу города Москвы предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; для должностных лиц - сорока тысяч рублей; для юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Вопрос: Допускается ли установление сплошных заграждений на путях массовых миграций животных?

Ответ: Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 вышеуказанного Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с п. 2 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 (далее – Требований), данные Требования подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.

Важно отметить, что данные Требования обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и действуют на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 вышеуказанных Требований в целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных.

Таким образом, на путях массовой миграции животных запрещается установление сплошных ограждений.

Надзорная деятельность природоохранной прокуратуры

Межрайонная природоохранная прокуратура добивается устранения нарушений при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного, лицензионного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия при проведении работ на территории Усадьбы «Покровское-Глебово-Стрешнево», расположенной в границах природно-исторического парка «Покровское-Стрешнево».

Согласно реестру объектов культурного наследия, на территории вышеуказанного исторического парка расположены объекты культурного наследия регионального значения – Усадьба «Покровское-Глебово-Стрешнево» и федерального значения – Усадьба «Покровское» (Глебово–Стрешнево) XVIII-XIX вв.

Согласно п. 1 и п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления авторского надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, допускаются юридические лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

По сообщения природоохранной прокуратуры, в ходе проверки установлено, что коммерческая организация производила работы по сохранению вышеуказанных объектов культурного наследия в отсутствие соответствующей лицензии и разрешения Департамента культурного наследия г. Москвы.

Прокурор возбудил в отношении юридического лица и его генерального директора дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), ст. 7.14 (организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения судами вышеуказанных постановлений виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму более 160 тыс. рублей.

Работа по защите интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду продолжается.

М.А. Сергеева,

заместитель межрайонного природоохранного прокурора

г. Москвы, советник юстиции.