Font Size

Cpanel

Новые требования в области охраны окружающей среды в России открывают дорогу для новых решений

KarimovaУважаемые коллеги!
Решения прикладных вопросов промышленности в области охраны окружающей среды в современных экономических условиях стабильно ориентированы на формальные способы обоснования снижения собственных финансовых затрат в указанной сфере. Этому также способствует и тот факт, что сегодня в России система национальных счетов такова, что не позволяет в натуральном выражении оценить фактическую массу вредных (загрязняющих) веществ, в т.ч. СО2 (в составе всех видов выбросов, сбросов, отходов) на единицу выпущенного вида товара/услуги/добавленной стоимости. Кроме того, фактические отчетные данные о массе вредных (загрязняющих) веществ, образованных и размещенных в компонентах окружающей среды в составе выбросов, сбросов, отходов конкретным предприятием, являются конфиденциальными.

Этому способствует и принцип, заложенный в систему нормирования и госэкоконтроля негативного антропогенного воздействия: экологические аспекты предприятия исследуются проектировщиками и контролируются инспекторами «на конце трубы», т.е. в конце всех этапов производства продукции. Сложившаяся в Российской Федерации практика экологического нормирования негативного воздействия такова, что фактические значения массы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности и за которые предприятия отчитываются, в 2-14 раз ниже разрешенных нормативных значений (Д.Б.Каримова. «Отход. Ресурс. Новые решения». VI Международная энергетическая неделя, г. Москва, 24-25.10.2011, http://www.bellona.ru/filearchive/fil_gosdoklad2008.pdf , стр. 298-300, http://www.gosnadzor.ru/ files/4c44310ca3066_Gosdoklad_2009.pdf, стр.273-375).
В целом, промышленность не имеет и экономических стимулов для разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий: все экологические затраты относятся на себестоимость продукции и оплачиваются конечным потребителем.
Вместе с тем, впервые в России с 2011 года на основании статьи 40 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, хранения, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Это значит, хозяйствующие субъекты и целые отрасли смогут обеспечить реализацию своих обязательств по обеспечению экологической безопасности на любом этапе жизненного цикла своей продукции (услуги) за счет совершенствования технологии, а не обслуживания «бумажной экологии» за счет инструментов технического регулирования,
Так, уже с 2009 года произошли кардинальные изменения по одному из ключевых моментов воздухоохранной деятельности, касающейся пылегазоочистного оборудования. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», эффективность пылегазоочистного оборудования подлежит добровольной оценке соответствия или рисков в уполномоченных организациях, и не подлежит государственному экологическому контролю. Решение о соответствии пылегазоочистного оборудования проектным показателям или приемлемым критериям риска принимает орган по сертификации по результатам добровольной оценки соответствия. При этом контрольные подразделения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в этой работе не представлены. Конечно, это выглядит странно, так как эффективность пылегазоочистки является отражением эффективности всей воздухоохраной деятельности на предприятии. Несмотря на это, выполнение проектных работ по «бумажному» обоснованию и согласованию значений предельно-допустимых выбросов без учета указанных выше изменений продолжается, почему-то предприятия продолжают оценивать эффективность работы пылегазоочистного оборудования.
Очень хочется верить, что практическая реализация механизма добровольной сертификации пылегазоочистного оборудования позволит не только отказаться от избыточных «экологических обоснований», но и на деле достигнуть эффективности воздухоохраной деятельности, в т.ч. экономической.
Во многом успех нового подхода будет зависеть от того, какими будут национальные приоритеты России.

Д.Б. Каримова, к.г.-м.н.,
член Редакционного совета «ЭВР»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA