Font Size

Cpanel

Как испить алтайской водицы в соседнем Китае и не поперхнуться от экологических бедствий в России

bg25Еще не успели стихнуть споры по поводу объявленного российским министром Александром Галушко намерениях переноса целого ряда производств из Китая на Дальний Восток, о чем говорилось в предыдущем номере ЭВР, как в СМИ появилась новая порция социально-экологического раздражителя для российской общественности и специалистов. На этот раз министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил о переброске излишков паводковых вод из алтайского Гилевского водохранилища в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. И точно также, как и его коллега ранее, министр попытался всех «успокоить», дескать, эту идею можно рассматривать только «при соблюдении всех интересов России».

После анализа целого ряда заявленных в российском правительстве подобных «новаций» складывается странное впечатление. Будто бы среди министров идет своеобразное соревнование на выдвижение как можно более абсурдных идей. По-другому и нельзя отнестись к проекту завалить россиян китайскими помидорами, огурцами и другими овощами, выращенными на российских землях. Или же перенести целый ряд китайских производств на Дальний Восток, тем самым желая значительно увеличить отечественный промышленный потенциал. Наконец, был озвучен грандиозный проект по торговле с Китаем алтайской водой.

Те, кто сегодня выдвигает все эти идеи, как будто бы и слыхом не слыхивали о бульдожьей деловой хватке китайского бизнеса, а потому отделываются успокоительными оговорками типа «обязательное соблюдение установленных в России экологических требований». После этого так и хочется спросить, у нас что, не было этих самых требований, когда приглашали китайских аграриев в Россию для выращивания овощей? Конечно же были, однако это нисколько не помешало в итоге получить на прилавках опасные для здоровья нашпигованные химикатами овощи и выжженные земли, на которых теперь, по мнению специалистов, еще несколько лет не вырастет даже бурьян.

Точно также ничто не мешает китайскому бизнесу при разных обстоятельствах сбрасывать ядовитые вещества в общие водные акватории с Россией и не нести за это никакой ответственности. Ежегодно, начиная с 1996 года, фиксируются загрязнения, вызванные деятельностью приграничных промышленных предприятий Китая.

Так, только с ноября 2005 г., было зафиксировано более 130 инцидентов, связанных с загрязнением реки, о чем сообщают государственные СМИ Китая. Сбросы химикатов происходят с периодичностью в несколько дней. Власти видят причину такой ситуации в «нерациональном размещении промышленных предприятий». В Китае свыше 20 тыс. химических заводов и фабрик расположены вдоль крупных рек, что привело к резкому ухудшению экологической обстановки на Амуре. Как результат, хабаровские ихтиологи отмечают сегодня в Амуре рыб без глаз, хвоста и плавников, с химическими ожогами. Содержание нитрозалина выше допустимых норм в каждой шестой рыбе. При этом существующие договоренности между Россией и Китаем остаются в подобных ситуациях бесполезными.

В связи с этим вспоминается рассказ участника на не так давно состоявшейся конференции с заявленной темой «Российско-китайское нефтегазовое сотрудничество: риски и возможности». Иллюстрируя потенциальные риски делового сотрудничества с предпринимателями из Поднебесной, он вспомнил, как китайская сторона встретила их в аэропорту и повезла не в гостиницу, чтобы гости могли привести себя в порядок после многочасового перелета, а к себе в офис в переговорную. Уже на месте россиянам не был предложен обед, или хотя бы кофе-брейк, не говоря уже о времени для отдыха, а сразу включили их в работу, ради которой они и прибыли в Китай. Час за часом шли переговоры, а на столе стояла только питьевая вода в бутылках. Менялись бригады китайских переговорщиков, а российские уже не могли думать ни о чем другом, как о том, чтобы поскорее закончить многочасовые истязания без еды и отдыха. И как только сторонами были подписаны деловые протоколы сразу же обнаружилось во всей полноте китайское радушие и гостеприимство принимающей стороны.

Думается, что по такому же пути в российском правительстве планируется и реализация проекта по переброске излишков алтайских паводковых вод в Китай. Не выслушав компетентное мнение ученых, специалистов, без открытых общественных слушаний Минсельхоз решил снова опираться только на свои прекраснодушные словесные посылы, дескать, никому не нужно беспокоиться, все будет исполнено «при соблюдении всех интересов России, в том числе с точки зрения экологии».

А на самом деле, беспокоиться есть о чем. И свое профессиональное беспокойство высказывают прежде всего ученые, специалисты. К примеру, зав. кафедрой природопользования и геоэкологии географического факультета Алтайского государственного университета, доктор географических наук, профессор Г.Я. Барышников делает неутешительный вывод, что, если забрать часть воды из Оби, то произойдет иссушение так называемых Васюганских болот Томской области, а это климатоформирующий природный массив, то есть от этих болот зависит климат всего региона. Из-за их осушения может нарушиться существующий климат всей Западной Сибири, что приведет к природной катастрофе, предупреждает он.

Не менее категоричен на этот счет и ученый, экономист, член-корреспондент РАН В.И. Данилов-Данильян. Без особой дипломатии он назвал глобальные планы Минсельхоза по переброске пресной воды в Китай без подробных и детальных расчетов «верхом безрассудства». При этом известный эколог подчеркнул, что намного важнее беречь воду, совершенствовать водные технологии. Скажем, для производства одной тонны зерна сегодня потребляется тысячу тонн воды. А в химической промышленности на одну тонну продукта расходуется ее 15 тысяч тонн. Согласитесь, что при нынешнем уровне водопользовании никакая переброска рек не решит эту проблему.

Усомнился в инициативе сельскохозяйственного министра и председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член РАСХН Владимир Кашин. Он пожелал «молодому министру» заниматься вопросами продовольственной безопасности в собственной стране, поскольку сегодня Россия по-прежнему закупает продовольствие больше, чем, к примеру, в 2014-м году.

Поэтому, если Минсельхозу все-таки захочется испить алтайской водицы в соседнем Китае, то как бы не поперхнуться от экологических бед в самой России.

Полная версия текста и постоянный адрес для обсуждения статьи http://ecovestnik.ru

Материал подготовлен на основе открытых источников информации
Б. Триль,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA