Font Size

Cpanel

Экологические и экономические последствия боев федерального значения вокруг «лампочки Ильича»

bg26Результаты реализации госпрограммы по энергоэффективности интересны каждому из нас, в первую очередь, как обычному жителю обычного дома. И, как следует из недавнего предложения Минэнерго российскому правительству о выводе из оборота ламп накаливания мощностью 60 и 75 Вт, мы без оглядки шагаем к достижению всеобщей отечественной энергоэффективности. Как говорится в ведомственном документе, за последние четыре года светоотдача светодиодных ламп увеличилась в полтора раза, цена их снизилась в три с лишним раза, экономия от перехода от ламп накаливания к светодиодным лампам достигает 8−10 раз.

Когда сопоставляешь оптимистичное по содержанию предложение Минэнерго с реалиями повседневности, приходит на память известная пословица «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». А «овраги» появились с самого начала реализации этого грандиозного по масштабу государственного проекта.

Да и как скажешь по-другому, если, Евросоюз, у которого есть чему поучиться в этой сфере, в процессе реализации программы энергосбережения использование компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) рассматривал как промежуточный этап и почти сразу перешел на практически безопасные светодиодные лампы. При этом природоохранные Директивы ЕС очень жестко контролировали изготовление, продажу, обезвреживание и утилизацию вышедших из строя ламп. Кроме того, Евросоюз ввел заградительную пошлину на импорт дешевых ламп китайского производства, что и определило высокое качество потребляемых в Европе КЛЛ. Подобные меры были оправданы экологическими соображениями, поскольку дешевая китайская лампа служит вдвое меньше европейской. Ведение жесткого контроля над оборотом, ценами и качеством КЛЛ позволило светодиодным лампам занять в Европе большую долю, нежели в других регионах мира.

В качестве примера к сказанному, обратимся к нашему соседу Польше, где переработка люминесцентных ламп регулируется законом в соответствии с Директивой ЕС. Он регламентирует условия переработки осветительного оборудования, которое оказывает вредное воздействие на состояние окружающей среды. При этом в стране ведется учет организаций, участвующих в производстве, распространении, потреблении и переработке отработанных компактных люминесцентных ламп. Вот какие обязанности у них перед государством, предполагающие социальную и экологическую ответственность.

Обязанности участников рынка, связанных с продажей оборудования:

● регистрация в Инспекции по окружающей среде;

● оплата регистрационного и ежегодного взноса;

● маркировка продукции;

● отчет перед Инспекцией по окружающей среде об объемах поставляемого на рынок оборудования;

● предоставление ежеквартального отчета в Инспекцию по окружающей среде о характере отработанного оборудования, сборе, обработке (включая переработку) и нейтрализации, а также ежегодное предоставление отчета об уровне сбора, обработки и переработки использованного оборудования;

● информирование потребителей о правилах сбора отработанного оборудования;

● предоставление информации в перерабатывающую компанию относительно утилизации и восстановления неисправного оборудования не позднее 12 месяцев после даты выхода нового продукта на рынок.

Обязанности розничных и оптовых продавцов:

● продажа оборудования, предназначенного для частных потребителей, с прилагающейся информацией о порядке его сбора и утилизации и специальной маркировкой;

● предоставление ежеквартального отчета в Инспекцию по охране окружающей среды о собранном и сданном в пункты утилизации оборудовании;

● компенсация стоимости нового оборудования при сдаче отработанного (например, одна новая компактная люминесцентная лампа взамен старой).

Частные потребители обязаны сдавать оборудование в специально отведенные пункты приема, исключая смешивание с остальными видами мусора. На потребителей, игнорирующих данные требования, налагается штраф,

При этих требованиях и такой организации только за один год в Польше было отправлено на переработку почти 10% отработанного осветительного оборудования от поставленного на рынок. При этом без малого 95% собрали предприятии и организации, а 5,4% - домохозяйства.

Россия как всегда избрала свой путь. После введения в 2009 г. ФЗ «Об энергосбережении», предусматривающего полный вывод из производства и продажи ламп накаливания мощностью 100 ватт и более с 2011 года, в нашей стране резко повысился спрос на энергосберегающие лампы. В связи с этим особенностью российского рынка энергосберегающих ламп стало то, что многие крупные поставщики энергосберегающих ламп, в частности КЛЛ, стали заказывают их на китайских заводах, где это экономически выгодно, а потом поставляли в Россию под собственным брендом. Одним словом, мы распахнули ворота для зарубежной дешевой продукции так широко, что к 2012 году доля импорта на нашем рынке стала занимать около 95%.

Вряд ли сегодня можно найти такого, кто не знал бы об опасности и вреде энергосберегающих люминесцентных ламп, от которых, как говорят, в российских магазинах полки ломятся. Поэтому, несмотря на принятое в 2010 году правительственное постановление и правила, ужесточающие требования и контроль над сбором и утилизацией отработанных люминесцентных ламп, в действительности мусорные контейнеры с ТКО и сегодня являют собой отдельно стоящие в наших дворах «территории чрезвычайных ситуаций», поскольку кроме пальчиковых батареек в них стали еще сбрасывать и вышедшие из строя люминесцентные лампы. В результате, пластик, бумага, стекло, металл и все, что находится в контейнере, перемешивается еще и с парами ртути от разбившихся ламп, превращаясь в опаснейшую для окружающей среды и здоровья человек смесь.

На эту тему вспоминается случай, когда одна из центральных телекомпаний пригласила журнал ЭВР в качестве эксперта при съемке сюжета по сбору и обращению с вышедшими из строя КЛЛ. Телевизионщики поделились с нами возникшей проблемой с самого начала, посетовав, как трудно было найти в Москве благополучный ДЭЗ или РЭУ, куда жители могли сдать перегоревшие энергосберегающие лампы и где была бы поставлена такая работа на должный уровень. А когда мы прибыли на место, то открылась просто-таки удручающая картина: в металлический жестяной бак были воткнуты без всякой упаковки вышедшие из строя КЛЛ. И если бы кто-нибудь ненароком опрокинул эту стоящую на проходе емкость, то по всем правилам безопасности нужно было бы вызывать бригаду спасателей. И можно быть уверенным, что такое отношение к сбору и хранению вышедшего из строя осветительного оборудования не исключение.

Ну, а если говорить об экономике российского госпроекта по энергосбережению, здесь тоже немало своеобразных «оврагов». Скажем, по мнению Минэнерго, цена, в частности, на светодиодные лампы сегодня снизилась «в три с лишним раза», что должно было по идее благоприятно отразиться на потреблении этой продукции населением. Наши исследования в обычном с демократическими ценами супермаркете показали, что стоимость на светодиодные лампы начинаются от 120 с лишним рублей, на лампы КЛЛ – свыше 100, а на лампы накаливания – от 13 рублей. При таком ценовом раскладе не только из психологических соображений рука потребителя неизбежно тянется к обычной лампе накаливания. Сегодня экономическая ситуация в стране при увеличении числа безработных, снижении уровня заработной платы, ограничение индексации пенсий не работающим пенсионерам, а работающим – ее полной отмены, светодиодные лампочки, как показывают наблюдения в сфере продаж, далеко не каждому по средствам. Поэтому бодрые выводы заместителя министра энергетики Антона Инюцына газете «Известия» о том, что настал момент рассмотрения возможности «введения ограничения на оборот ламп накаливания меньшей мощности», кажется не таким уж и бесспорным.

В ранее опубликованных редакционных материалах в ЭВР уже высказывалось мнение о качестве заявленных в российском правительстве целого перечня «новаций». Здесь и проект завалить россиян нашпигованными химикатами китайскими овощами, и перенос целого ряда китайских грязных производств на Дальний Восток, и такой же абсурдный проект по торговле с Китаем алтайской водой. Как ни печально, но к этому совсем не престижному ряду с полным основанием можно причислить и организованные чиновничьей неосведомленностью экологические и экономические бои федерального значения вокруг «лампочки Ильича».

Полная версия текста и постоянный адрес для обсуждения статьи http://ecovestnik.ru

Материал подготовлен на основе открытых источников информации
Б. Триль,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA