Font Size

Cpanel

Заседание Правительства от 13 декабря 2012 года.

Стенограмма начала заседания:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Вчера Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным было оглашено Послание Президента. Это всегда важное событие, тем более что значительная часть поручений главы государства традиционно относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Речь идёт о задачах, которые уже реализуются и которые ещё будут реализовываться, поэтому нужно будет вместе с Администрацией Президента подготовить перечень поручений по реализации послания.


Теперь в отношении сегодняшних тем. Мы продолжаем рассматривать государственные программы. Сегодня у нас Северный Кавказ на повестке дня – программа развития Северо-Кавказского округа на период до 2025 года. Главная цель – создание в регионе новых центров экономического роста, индустриальных и туристско-рекреационных зон, а также координация инвестиционных стратегий государства и бизнеса по развитию современной транспортной, промышленной, гостиничной инфраструктур. Мы должны эффективно использовать то богатство, которым располагает регион. Это конкурентное преимущество Кавказа – это и горы, и воздух, и реки, и, конечно, полезные ископаемые, которые там есть, и географическая близость к крупным рынкам сбыта.
Значительная часть программы посвящена решению социальных вопросов – снижению уровня безработицы, модернизации и строительству больниц, школ, детских садов, естественно, повышению качества и доступности образования, медицинского обслуживания Северо-Кавказского округа. Вы знаете, мы периодически проводим правительственные комиссии на эту тему. Последняя комиссия была в октябре.
Государственная программа рассчитана на три этапа. Из федерального бюджета в период с 2013 по 2020 годы на её реализацию планируется истратить почти 235 млрд рублей. Завершающий этап потребует окончательного определения объёма и источников финансирования.
О результатах, естественно, будем судить по росту валового регионального продукта, инвестиций, включая иностранные инвестиции, по тому, как будет увеличиваться количество высокопроизводительных рабочих мест, предприятий малого и среднего бизнеса, насколько эффективной окажется деятельность перепрофилированных предприятий оборонно-промышленного комплекса, и, конечно, по благосостоянию и качеству жизни всех, кто живёт в округе.
Я напомню, что в сентябре 2012 года все туристско-рекреационные особые экономические зоны Северного Кавказа, Адыгеи и Краснодарского края были объединены в единый туристический кластер. Создаётся крупнейший курорт, который будет иметь не только горнолыжные возможности, но и выход к морю. Он должен стать не только источником дополнительных денег в бюджеты республик и муниципалитетов, но и дать более 15 тыс. новых рабочих мест, а может, и больше, потому что первоначально цифры назывались несколько более высокие.
На сегодняшнем заседании у нас присутствуют по традиции руководители регионов, к которым эта программа имеет отношение: глава Республики Северная Осетия–Алания Таймураз Дзамбекович Мамсуров и президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов. Естественно, я им тоже предоставлю возможность высказаться по проблеме.
Ещё один вопрос, который мы рассмотрим, касается отопительного сезона. Если брать ситуацию в целом, подготовились вроде бы удовлетворительно, в порядок приведено 75 тыс. котельных (это почти 100% планируемых), около 162 тыс. км тепловых и около 460 тыс. км водопроводных сетей (это тоже почти 100%). Запасы угля и мазута на электростанциях значительно выше, чем расчётные, отремонтировано 94 с лишним тыс. км линий электропередачи (это все линии, которые требовали ремонта) и около 430 км тепловых сетей.
Но есть, конечно, и проблемы, потому что хозяйство это само по себе проблемное, кроме того, у нас страна очень большая и сложная. До конца октября практически не включались котельные в целом ряде посёлков Карелии, в ноябре в Воронеже произошло повреждение трубопровода тепломагистрали, в результате без тепла и без горячей воды осталось много людей, около 50 тыс. человек, и, что особенно неприятно, семь социальных объектов - это детские сады, школы, больницы. Также в ноябре в Ростове-на-Дону из-за падения давления в системе теплоснабжения остановлена работа в котельных. Это лишь примеры, но в общем они показывают, что всё равно есть сложности, есть и проблемы, и просто недоработки.
В Правительство поступили обращения от граждан с жалобами на качество теплоснабжения и в Татарстане, Алтайском крае, Хабаровском крае, Рязанской, Ростовской, Свердловской областях. Целый ряд проблем существует в военных городках: по-прежнему остаётся проблема долга перед коммунальщиками на объектах Министерства обороны.
Зима только началась, основные холода ещё впереди, причём прогнозы весьма неутешительные по холодам. Считается, что зима будет одной из самых суровых за последние десятилетия, поэтому нужно готовиться. Обращаю внимание также на то, что каждый случай нарушения теплоснабжения требует немедленной реакции. Проблемы нужно устранять и стараться не допускать их повторения. Скоро начнутся праздники, и местные власти, а также энергетики вообще должны держать ситуацию под неусыпным 24-часовым контролем.
Ещё один вопрос, который хочу затронуть вначале, – это распределение денег, которые выделены субъектам на софинансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства. В этом контексте отмечу, что программа развития села – это, безусловно, наш приоритет, и создание современной социальной инфраструктуры – очень важная цель. На соответствующие мероприятия предлагается направить дополнительно 2,3 млрд рублей, из них 1,6 млрд рублей – за счёт дополнительных доходов федерального бюджета плюс ещё 700 млн – за счёт перераспределения в рамках государственной программы. Деньги должны пойти на улучшение жилищных условий граждан, в том числе, как обычно мы это стараемся делать, прежде всего на молодые семьи, молодых специалистов, на газификацию, водоснабжение, поддержку образования и поддержку культуры.
Приступим к обсуждению повестки дня. Соответственно, первый вопрос – это программа развития Северо-Кавказского федерального округа. Докладчиком является Министр регионального развития и коллеги, которые присутствуют здесь. Пожалуйста.
И.Слюняев (Министр регионального развития): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Минрегион России подготовил проект государственной программы развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Представленный проект согласован с 17 федеральными органами исполнительной власти, всеми субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа, а также одобрен решением Общественного совета при Минрегионе России. В последние несколько лет принят ряд системных решений, направленных на развитие Северо-Кавказского округа. Созданы специальные институты развития (две корпорации), выделены особые экономические зоны, в отдельных случаях разработаны и приняты территориальные и федерально-целевые программы. Только по инвестиционным программам естественных монополий в настоящее время реализуется более 100 крупных проектов, общий объём которых превышает 115 млрд рублей. Все перечисленные меры дали положительный результат, и промышленное производство в округе, начиная с 2003 года, демонстрирует уверенный рост. Темпы прироста валового регионального продукта выше, чем в среднем по стране. Если в 2003 году ВРП округа составлял 220 млрд рублей, то по предварительным данным 2011 года ВРП уже превышает 1 трлн рублей. Однако кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию на Кавказе пока не удалось.
Какие основные проблемы можно назвать? Во-первых, крайне высокий уровень безработицы. По итогам прошлого года её показатель составил 15%, а по состоянию на октябрь текущего года –13,7%, причём этот показатель более чем в 2 раза превышает среднероссийский уровень. Во-вторых, низкая обеспеченность социальной инфраструктурой. Так, из-за дефицита детских садов охват дошкольным образованием в среднем по округу составляет всего 36%. Более 1,7 тыс. школ (а это 51% от общего числа) работает в две и три смены. В таком режиме обучается более 570 тыс. кавказских детишек. 2,4 тыс. школ (или 70% от общего числа) не имеет основных видов благоустройства: спортивных залов, водопроводов, канализации, центрального отопления, большинство из них нуждается в капитальном ремонте.
Не лучше ситуация и в системе здравоохранения. С каждым годом растёт дефицит больниц и поликлиник, обеспеченность объектами дневного стационара составляет всего 54%, наблюдается тотальная нехватка квалифицированных медицинских кадров. В округе мы отмечаем высокий уровень младенческой смертности, который более чем в 1,5 раза превышает среднероссийские показатели. По большинству ключевых экономических показателей, таких как валовый региональный продукт, объём инвестиций на душу населения, производительность труда, уровень развития реального сектора экономики, Северо-Кавказский федеральный округ уступает всем федеральным округам России. Бюджетная обеспеченность регионов Северного Кавказа более чем в 2 раза ниже среднероссийских значений, а расходы бюджетов покрываются за счёт собственных доходов только на 40%.
Сегодня мы отмечаем и то, что собственный потенциал Северного Кавказа остаётся высоким, но не реализован в полной мере. Округ обладает целым рядом очевидных преимуществ – это и удобное географическое положение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов и свободных производственных мощностей, относительно развитая транспортная сеть, которая интегрирована в состав международного транспортного коридора "Север–Юг".
В округе сформированы и благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих отраслей. На территории округа функционирует особо охраняемый курортный регион Кавказские Минеральные Воды. В составе этого региона более 130 санаториев и 80 минеральных источников. Ожидается, что по итогам текущего года общее число отдыхавших на курортах Северного Кавказа превысит 1 млн человек.
И, что самое важное, Северо-Кавказский федеральный округ обладает самыми высокими показателями естественного прироста населения – в структуре населения доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 25%. Это максимальный показатель среди всех федеральных округов России и это та опора, с которой нам вместе предстоит строить новую экономику и новую жизнь на Кавказе.
Ключевая цель государственной программы развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года – формирование условий для опережающего развития экономики в регионе и создание новых рабочих мест. На достижение этой цели направлены три из 11 подпрограмм: развитие инвестиционной привлекательности округа, развитие региона Кавказские Минеральные Воды, а также развитие туристического кластера. Основными точками роста должны стать проекты, связанные с развитием туристического кластера и региона Кавказские Минеральные Воды. Только по двум этим направлениям мы предполагаем создать более 113 тыс. новых рабочих мест. На повышение инвестиционной активности будут направлены также различные инструменты государственной поддержки – софинансирование из вышестоящего бюджета, государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, имущественные взносы, региональные налоговые льготы. Важной функцией госпрограммы должна стать увязка инвестиционных программ естественных монополий с крупными проектами частного сектора. Это будет способствовать оптимизации затрат на создание необходимой инфраструктуры. Рассчитываем, что реализация всех мероприятий государственной программы позволит значительно улучшить экономические показатели округа. К 2025 году будет создано более 400 тыс. новых рабочих мест. Ежегодный объём инвестиций возрастёт до 2 трлн рублей, объём валового регионального продукта достигнет 6 трлн рублей.
Вторая ключевая цель госпрограммы – это повышение качества жизни и благосостояния граждан. Основным инструментом модернизации и строительства объектов социальной сферы должна стать федеральная целевая программа. Её реализация позволит построить 338 объектов дошкольного и общего образования, 168 объектов здравоохранения, 91 объект культуры, 385 спортивных объектов и 43 объекта социальной защиты. Мы планируем существенно улучшить уровень развития социальной инфраструктуры и повысить качество услуг. Почти в 3 раза в 2025 году должны увеличиться среднедушевые доходы населения, при этом снизится уровень безработицы – с 15% в 2011 году до 10,7% в 2025 году.
Принципиальной особенностью госпрограммы является наличие в её составе семи подпрограмм территориального развития субъектов, входящих в состав федерального округа. Они позволят, во-первых, обеспечить аналитический и пообъектный учёт средств, объектов капвложений в развитие субъектов Федерации. Во-вторых, подпрограммы позволят оценивать достаточность принимаемых мер господдержки и обеспечат эффективное планирование социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа. Наша задача – на основе программно-целевого подхода обеспечить адресность и прозрачность расходования бюджетных средств.
Общий объём финансирования госпрограммы за весь период её реализации составит порядка 2,5 трлн рублей, причём 90% этих средств приходится на внебюджетные источники финансирования. В госпрограмме учтены долгосрочные ориентиры, заданные стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Во-первых, это государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов. Во-вторых, локализация производств и создание на уровне субъектов Федерации индустриальных, агропромышленных, туристических, технологических парков, реализация якорных проектов в каждом субъекте Федерации. В-третьих, внедрение и сопровождение комплексной инновационной системы мониторинга инвестиционной деятельности округа. Предлагаемая система позволит улучшить координацию действий всех участников инвестиционного процесса и существенно снизить административные барьеры.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Прошу вас поддержать проект представленной государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года". Уверен, что благодаря государственной программе мы получим комплексный механизм управления социально-экономическим развитием округа, который позволит перейти от политики стабилизации к политике развития регионов, входящих в состав Северо-Кавказского округа, и обеспечит кардинальное улучшение качества жизни людей. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Я просто хочу, чтобы всё-таки цифра более точная прозвучала. Сколько рабочих мест планируется создать? Потому что у меня одна была цифра, вы называли другую, потом третью…
И.Слюняев: За счёт всех мероприятий и объектов, которые предусмотрены проектом программы, мы говорим о 460 тыс. новых рабочих мест.
Д.Медведев: Почти 500 тыс.?
И.Слюняев: Да, почти 500 тыс.
Д.Медведев: Ладно. Присядьте, пожалуйста.
Пожалуйста, коллеги, какие вопросы, выступления по программе развития Северного Кавказа? Давайте с министра образования, а потом министр финансов. Пожалуйста.
Д.Ливанов (Министр образования и науки): Действительно, Игорь Николаевич (И.Слюняев) уже сказал, что острота проблем, которые сложились в системе образования в регионах на территории СКФО, очень велика. И с учётом той демографической ситуации, тех трендов, которые мы сегодня наблюдаем и прогнозируем на ближайшие годы в рамках бюджетного сценария, который основан на бюджетных проектировках 2013–2015 годов, эти проблемы в течение этих трёх лет не просто не будут решаться – они будут ещё больше усугубляться. Я прекрасно понимаю логику разработчиков программы, и более того, мы её согласовали с пониманием того, что федеральный бюджет принят. Но я бы хотел сегодня предложить рассмотреть и дополнить программу одним ещё более амбициозным вариантом с дополнительным финансированием социальной сферы, инфраструктуры прежде всего, в том числе системы образования на период 2013–2015 годов, может быть, 2014–2015 года, рассмотрев возможности выделения дополнительного финансирования в рамках бюджетного процесса следующих лет. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Антон Германович.
А.Силуанов (Министр финансов): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я не согласился сейчас с коллегой, что нужно дополнять вариант каким-то вторым, поскольку, действительно, трёхлетний бюджет утверждён. Но в то же время за рамками этого трёхлетнего бюджета идёт существенный рост финансирования из федерального бюджета, поэтому будет возможность у нас в ходе исполнения бюджета 2013–2015 годов выделить дополнительные ресурсы на образование, здравоохранение, культуру и так далее. Будем корректировать программу, не первый раз такое бывает. Лучше в ходе исполнения бюджетов дополнять программы, а не сразу закладывать порой нереализуемые результаты.
У меня вопрос и соображения немножко другого плана. Мы программу согласовали, Дмитрий Анатольевич, но у меня есть соображения. Первое – всё-таки видно, что субъекты Российской Федерации могли бы побольше поучаствовать в финансировании программы. Да, действительно регионы Северного Кавказа не самые богатые среди регионов Российской Федерации, но несколько цифр…

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA