Font Size

Cpanel

Не успевают утвердить территориальные схемы обращения с отходами более 50 регионов России

recycl1Председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин выступил с докладом на Всероссийском селекторном совещании по вопросу формирования системы обращения с отходами, которое прошло под председательством Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергея Донского.

С 1 января 2017 г. в России запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Об этом на совещании заявил глава Минприроды России Сергей Донской. Фактически будет запрещено захоронение большинства видов отходов, их полный перечень установит Правительство РФ.

Альтернативой захоронению отходов на полигонах станет увеличение числа мусороперерабатывающих предприятий и налаживание полноценного рециклинга. Определить потребности каждого региона в тех или иных предприятиях помогут территориальные схемы обращения с отходами. Их разработка стала ключевым вопросом совещания и темой доклада председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергея Чернина. «Общественная палата участвует в согласовании территориальных схем, совестно с Росприроднадзором уже проделана большая конструктивная работа. Первые девять территориальных схем в июле поступили на согласование в Комиссию ОП РФ по экологии и охране окружающей среды, по некоторым обнаружился целый ряд замечаний», — отмечено в докладе.

26 сентября 2016 года наступает срок завершения разработки территориальных схем в области обращения с отходами. Практически во всех субъектах Российской Федерации процесс создания этих схем запущен, однако далеко не везде он близок к завершению на сегодняшний день. Только девять регионов представили свои территориальные схемы в центральный аппарат Росприроднадзора. Из них пройти согласование удалось лишь пяти: Воронежской, Тюменской и Ростовской областям, Ямало-Ненецкому автономному округу и Москве. Трем субъектам (Белгородской и Омской областям, Ставропольскому краю) было отказано в согласовании, их территориальные схемы обращения с отходами отправлены на доработку. Согласование схемы Томской области в настоящий момент продолжается. Еще в восьми регионах территориальные схемы либо находятся на рассмотрении в территориальных органах Росприроднадзора, либо уже были направлены на доработку. 

В 65 субъектах РФ разработка территориальных схем весьма далека от завершения, при этом в 10 регионах успели лишь объявить о проведении конкурса по выбору разработчика, а в 11 только готовятся к его проведению. В трех регионах (республики Северная Осетия и Крым, г. Севастополь) работа по созданию территориальных схем еще не началась.

«Сейчас перед нами стоит задача в срок разработать максимально качественные территориальные схемы обращения с отходами. Это архисложно, учитывая безответственное отношение к этой работе в ряде регионов, для некоторых субъектов РФ это уже стало невозможным», — подчеркнул Сергей Чернин. Он отметил, что разработка полноценной схемы занимает не менее полугода. Например, Воронежская область запустила этот процесс еще осенью прошлого года, что и позволило ей получить согласование Росприроднадзора в числе первых. «Если регион только сейчас объявляет конкурс и собирается выбирать разработчика схемы, то мы должны понимать, что к 26 сентября ожидать приемлемого результата не стоит», — подчеркнул член ОП РФ. 

Также в докладе Сергея Чернина было отмечено, что проведение аукционов не всегда идет на пользу процессу разработки территориальных схем. «Компании, которые в состоянии сделать эту работу качественно, в России можно пересчитать по пальцам. На практике проведение аукционов приводит к занижению стоимости разработки территориальных схем обращения с отходами. Зачастую конкурсы выигрывают компании, которые демпингуют, однако они далеко не всегда имеют соответствующий опыт, чтобы справиться с задачей. Высокопрофессиональные разработчики подчас не имеют ни одного шанса выиграть аукцион. Между тем территориальные схемы — это фундамент будущей системы обращения с отходами. И сейчас многое свидетельствует о том, что фундамент будет «кривым». В дальнейшем данное обстоятельство приведет к появлению недозагруженных мощностей и потере миллиардов бюджетных денег. Даже концессионные деньги при недозагруженности предприятий по переработке отходов будут компенсироваться из региональных бюджетов», — подчеркнул глава Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды. 

Кроме того, Сергей Чернин отметил, что существует комплексная проблема, связанная с недостоверностью исходных данных, на основе которых строится территориальная схема. «Подчас данные по промышленному комплексу и особенно по агропромышленным отходам могут в тысячу раз отличаться от фактических объемов. Между тем добросовестно и грамотно разработанная схема обращения с отходами поможет вскрыть глубинные экологические проблемы, которые накапливались десятилетиями», — сказал член ОП РФ.

В докладе было отмечено, что в Общественную палату все чаще поступают сигналы о давлении на существующих игроков рынка по переработке отходов. «Из некоторых регионов нам сообщают о шантаже и вымогательстве со стороны разработчиков территориальных схем и местных властей. Даже образцовые мусороперегрузочные предприятия, в которые были вложены немалые средства, оказываются под угрозой. Они могут просто не попасть в территориальную схему: появится крупный концессионер и схема обращения с отходами будет выстроена уже без них, действующие предприятия рискуют потерять бизнес», — отмечает Сергей Чернин. 

Такая ситуация, например, сложилась в Хабаровском крае. «Мы считаем, что это в корне неправильно. Разумеется, если речь идет о морально устаревшем полигоне, находящемся в неприемлемом состоянии, его нужно безжалостно закрывать. Но если в регионе уже есть современные предприятия, то именно они должны стать базой для создания территориальных схем. Мы предлагаем взять лучшие образцы за основу и создавать новые предприятия вблизи уже действующих. Это поможет свести к минимуму риск возникновения протестов со стороны населения. Если люди привыкли, что переработка отходов происходит в определенном месте и это никому не мешает, то новые мощности нужно наращивать на близлежащих территориях, если, конечно, это разумно с точки зрения логистики», — подчеркнул глава Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.

Сергей Чернин также отметил необходимость инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба: действующих и законсервированных полигонов, несанкционированных свалок, скотомогильников, а также бесхозных объектов хранения ТКО, промышленных отходов и т.п. «Эти объекты должны учитываться при составлении территориальных схем обращения с отходами. Так мы сможем застраховаться от проблем, возникающих, когда, например, строительство жилых домов начинается на месте бесхозного захоронения скота. На практике подобные обстоятельства зачастую выявляются, когда несколько этажей уже построено, такую стройку приходится закрывать», — подчеркнул Сергей Чернин.

В докладе председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды отмечается, что при проведении инвентаризации должны в обязательном порядке учитываться как официальные данные, так и информация, полученная от НКО и общественных организаций. «Территориальные схемы не должны стать догмой: необходима возможность дополнять и актуализировать их со временем. Мы поддерживаем идею Росприроднадзора об объединении лучших региональных наработок и создании интерактивной модели территориальной схемы обращения с отходами», — выразил мнение член ОП РФ.

пресс-служба
Общественной палаты РФ
+7 495 221 83 61

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA