Вылезти из бутылки

Российский рынок ПЭТФ достиг предела роста. Чтобы развиваться дальше, нужно инвестировать и осваивать новые продукты и технологии 

В середине февраля в Москве в отеле «Ритц-Карлтон» состоится международная конференция Creon «ПЭТФ 2012». Интерес к мероприятию, которое будет посвящено проблемам и перспективам развития российского и зарубежного рынка полиэтилентерефталата, уже сейчас огромен. Причин для этого немало. Отечественный рынок ПЭТФ в прошлом году преподнес игрокам неприятный сюрприз: объемы потребления практически не увеличились. Эффекты посткризисного отложенного спроса и жаркого лета 2010 года оказались исчерпанными. Российский рынок ПЭТФ больше не растет и это печальный статистический факт. Более того, в свете недавних законодательных инициатив о запрете розлива алкогольных напитков в ПЭТ-тару, он может заметно сократиться, поскольку пивная индустрия до сих пор являлась одним из ведущих потребителей ПЭТ-преформ. Будут или нет в России, вслед за Казахстаном запрещены пластиковые пивные бутылки, остается неясным. Однако государственная политика, направленная на ограничение потребления алкоголя в целом и пива в частности, вероятнее всего, продолжится. Что это означает для отрасли ПЭТФ? Смогут ли компенсировать выпадающий спрос другие «бутылочные сектора»: бутилированные, минеральные и газированные воды, подсолнечные масла, соки, молочные продукты? Это один из наиболее актуальных вопросов отрасли. Однако стратегическая ставка на бутылочный рынок уже не кажется производителям бесспорной. Появляется все больший интерес к рынку пленочного ПЭТФ и рынку полиэфирных волокон. Пока в России не производятся ни те, ни другие марки полиэтилентерефталата, однако инвестиционные инициативы в этих сегментах есть. Имеют ли они будущее в стране, на какой рынок должны ориентироваться? Найдутся ли смелые инвесторы, готовые реализовывать эти идеи? Ответы на эти вопросы также будут найдены на предстоящей конференции.

Нынешняя ситуация на рынке и инвестиционная привлекательность отрасли станут другой важной темой для обсуждения. Цены на ПЭТФ в России, в отличие от некоторых других полимеров, избежали обвального снижения летом прошлого года, но резко упали зимой. При этом стоимость гранулята российских производителей сравнялась с ценой азиатского импорта. Ситуацию усугубляет сырьевой дефицит – в России работает только один производитель ТФК и его мощностей недостаточно для удовлетворения всего спроса. С нового года отменена импортная пошлина на ТФК, однако сможет ли это существенно повысить конкурентоспособность отечественных производителей ПЭТФ? Насколько привлекательно в таких условиях создание новых мощностей? Это жизненно важный вопрос для всех, кто намерен инвестировать в российскую полиэфирную индустрию. 

Внимание всех участников рынка обращено, прежде всего, на проект «Сибура» и «Газпром нефти» по созданию крупного производства терефталевой кислоты и ПЭТФ на базе сырья (параксилола) Омского НПЗ. При этом мощность производства ПЭТФ (420 тыс. т) превзойдет весь нынешний объем производства этого полимера в России. В какой стадии реализации находится проект? Как его осуществление скажется на расстановке сил на российском рынке? Чего следует ожидать независимым игрокам? На эти вопросы в ходе конференции постараются ответить представители обеих компаний. Но не менее интересен для рынка и опыт нового игрока – «Алко-Нафты», которая запустила производство в Калининграде только в феврале прошлого года. В силу географических причин это единственный пример работы российского полимерного производства почти исключительно на зарубежный рынок. Опыт «Алко-Нафты» позволит оценить «чистую» конкурентоспособность российского производства при работе на импортном сырье, без учета российских сырьевых преимуществ. Начинается реализация и проекта создания крупного производства ПЭТФ на Северном Кавказе компании «Этана», который вызывает большой интерес отраслевой общественности. Это еще один важный фактор влияния на рынок. 

Глава компании Creon Фарес Кильзие считает, что отрасль ПЭТФ в России давно прошла этап первоначального роста за счет простых продуктов и сейчас воочию столкнулась с необходимостью качественного развития. Важно использовать эффективные конкурентные преимущества России и поддержать переформатирование рынка. Для этого необходим диалог и совместные усилия всех игроков отрасли и предстоящая конференция создает для этого все условия.