Font Size

Cpanel

КТО ВИНОВАТ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ?

КТО ВИНОВАТ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ?
(Нравственные размышления по поводу «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.»)

 

«Если бы каждый человек на кусочке своей земли

сделал всё, что он может,-

как прекрасна была бы земля наша».

А.П. Чехов

Слово «экология» появилось в нашем языке сравнительно недавно, в XX-м столетии. В переводе с греческого оно означает учение о сохранении дома, Родины, а в более широком смысле – всей нашей планеты. Выражение «экологический кризис» уже понятно нам и без перевода: неблагоприятные изменения в природе происходят на наших глазах. Быстро загрязняются воздух и вода, земля покрывается неорганическими отходами, исчезает животный и растительный мир, изменяется климат. Называются даже сроки самоуничтожения человечества, которое погибнет, как ожидается, под горами собственных отходов уже через 1-2 поколения.
Бесспорно, что засоряют окружающую среду в большой степени промышленные предприятия и транспорт. Однако и от каждого из нас, от меры нашей нравственности, разумности, совести и ответственности, любви к Отечеству, будущим поколениям и к земле, сотворённой Богом, зависит красота и порядок на всей планете. Приведём простой пример. Вот вы купили подкрашенный напиток в пластиковой бутылке. И уже выброшенной пустой посудой нанесли маленькое пятно на земле. Если каждый житель города поступит так же, то вырастет целая гора мусора, а если всё население планеты, - то появится громадный остров из пластика размером почти в 7 млрд. бутылок. Итак, начнём с самого простого – не будем без необходимости покупать пластмассовые предметы, особенно в нашей стране, где до сих пор во многих городах нет мусоросортировочных предприятий и - что самое страшное! - не производится переработка пластика.
Кроме ущерба природе, многие продукты в пластиковых упаковках наносят вред и нашему здоровью. На этих продуктах обычно ставится специальная маркировка (буква Е и трёхзначная цифра). Производитель предупреждает об использовании вредного консерванта. Всего заиндексировано и известно свыше 100 консервантов и канцерогенов, среди них те, что нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта, функции кожи, вызывают сыпь. В книге «Божья аптека. Лечение дарами природы» приводится такая информация: «Некоторые увлекаются такими напитками, как пепси-кола, кока-кола, спрайт и другими, содержащими различные консерванты и красители. Вы должны знать, что если в них поместить зуб (довольно твёрдый материал), то через 3 недели он растворится, а после приёма 2-3 бутылочек в неделю возможно развитие диабета. Реклама этих и других напитков – надёжное средство наживы за счёт вашего здоровья».
Итак, разумно ли тратить деньги на все эти роллтоны, модифицированные продукты, искусственные кетчупы, дошираки, снеки, чипсы, хот-доги, крабовые палочки и прочие «закуски» и одурманивать себя пивом с консервантами, крейзи-колой и другими безумными напитками (слово «крейзи» в переводе с английского и означает «безумный, сумасшедший») и засорять пластмассовыми отходами нашу родную землю? Разве нет у нас более здоровой и доброкачественной пищи и приличной посуды?
От неумеренной и безрассудной покупки искусственных напитков, суррогатных продуктов и разного рода пластмассовых побрякушек, от нашей духовной и культурной деградации, от непомерного корыстолюбия, омрачившего многих из нас после «перестройки», экологической и экономической безграмотности, от отсутствия мусоросортировочных и пластикоперерабатывающих заводов наши города за короткий срок превратились в гигантские свалки мусора. Да и жители сельской местности уже не отстают от городов. Ведь если раньше почти все отходы в сельском доме использовались как удобрение для земли, на корм скоту, бумага сжигалась в печке, то сейчас, не задумываясь, перемешают остатки пищи и прочего хлама в больших полиэтиленовых мешках и в считанные месяцы устраивают несанкционированную помойку возле посёлка.
Примечательно, что в Германии и других странах Европы мусор распределяют по 4 корзинам. Отдельно складывают пищевые отходы, бумагу, стекло и пластик. И почти всё перерабатывают. В ФРГ утилизируется 90% сельскохозяйственных отходов, 98% корпусов выбрасываемых автомобилей.
Могли бы и мы хотя бы пищевые отходы отделять от промышленного мусора, отчего свалки в наших городах стали бы значительно меньше и не издавали бы такого жуткого зловония. Но в наших сердцах настолько охладела любовь к Отечеству, что мы и русские леса безжалостно и по-варварски забросали бутылками и пакетами с иностранными словами. И, увы! наша страна, в которой «много лесов, полей и рек», страна, «где так вольно дышал человек», в считанные годы превратилась в масштабную свалку бытовых отходов и относится, по словам российских СМИ, к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.
И здесь уместно вспомнить историю наивысшего развития «мусорного периода» в нашей стране. Вначале, в 90-х гг. XX в., после «перестройки», появились многочисленные ларьки, ассортимент которых почти полностью состоял из товаров в пластиковых упаковках. Вполне понятно, что весь мусор от этих «товаров», зачастую не соответствующих никаким продовольственным стандартам, оказывался в лучшем случае в парках и оврагах наших городов, а в худшем – прямо на улицах и автобусных остановках. Непонятным и загадочным остаётся другое: почему в 90-х годах, когда в наших магазинах и на рынках было ещё достаточно натуральных соков и продуктов, многие «перестроились» на «Фанту» и «Цитрон», которыми из-за большого количества консервантов можно чистить медные монеты, и вместо полноценной пищи стали употреблять полусинтетическую? Не произошёл ли от «Фанты» фантом в нашем сознании?
Как бы то ни было, ларьки, сделав своё грязное дело, постепенно исчезли. Лавины мусора «культурно» вывезли за город, покрыв обширные размеры плодородной земли, и соорудили гипермаркеты и супермаркеты, которые лишь увеличили засорение наших городов. Ведь в этих крупных магазинах практически каждый кусочек продукта в пластике, пенопласте и так называемой одноразовой посуде, которая ещё не один раз переживёт нас с вами. А промышленные отделы гипермаркетов, переполненные тысячами одних только названий парфюмерии и бытовой химии в пластмассовых пузырьках, все эти многообещающие «волшебные» эликсиры, от которых якобы и объем волос увеличится, и старушечья кожа станет, как у младенца, и бельё будет «благоухать», всё это феерическое изобилие скорее не радует, а ужасает здравомыслящих людей, понимающих, чем закончится вся эта мишура.
Когда корабль тонет, то с него выбрасывают лишние вещи. А мы, утопая в мусоре, заполняем землю и наши жилища новым хламом и устраиваем пир во время чумы. Так, объём промышленных товаров в России только за 4 года увеличился на 50%, в то время как население страны уменьшилось по сравнению с 2002 годом более чем на 2 млн. человек. Да и академик Российской экологической академии, архимандрит Иоанн (Экономцев) ещё в 1996 г. предостерегал: «… чтобы выйти из экологического кризиса, нужно решить проблему сдерживания производства». А так называемая диверсификация экономики, т.е. расширение ассортимента выпускаемой продукции, её разнообразие, без создания утилизационных заводов, в условиях безответственного, хищнического отношения к природе многих предпринимателей и упадка нравственности привела и ведёт к развращению народа, интенсивному росту отходов и быстрому истощению природных ресурсов государства.
Стоит ли удивляться тому, что наши свалки растут с геометрической прогрессией, и размеры большого тихоокеанского мусорного пятна составляют миллионы квадратных километров? Отчёты и статьи специалистов-экологов напоминают страницы Апокалипсиса. В самом деле, разве не сгорела уже третья часть лесов, и не исчезает ли во многих местах зелёная трава? Разве не сделалась третья часть вод, непригодной для питья, и не умерла ли третья часть одушевлённых тварей, живущих в море? Гибнут миллионы птиц, зверей и рыб оттого, что по своему неразумию принимают за пищу выброшенные нами пластмассовые и металлические предметы.
Даже такой привычный предмет, как полиэтиленовый пакет, который мы чаще всего без необходимости почти ежедневно берём в магазине, а затем выбрасываем, может служить причиной гибели черепахи в море и коровы на суше. По данным ООН, пластиковые отбросы являются причиной смерти более 1 млн. морских птиц в год, а также более 100 тыс. морских млекопитающих, таких как дельфины, киты, тюлени.
Однако гораздо опаснее и страшнее то, что мы, люди, наделённые от Бога разумом, речью, волей к добру становимся хуже бессловесных и несмысленных рыб, когда без всякой причины и необходимости бросаемся на все эти блестящие обёртки. Но не всё то золото, что блестит. Миллиарды предметов в наше время издают фальшивый, мёртвый свет. Свет Люцифера…
«Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» - вот самая точная характеристика нашего времени. Увеличение зрелищ и чувственных наслаждений, извращённых и безнравственных, - смысл XXI века. Строительство торгово-развлекательных центров, мегакомплексов стало символом «величия» города. Но что скрывается за этим «величием»? Обезображенная архитектура наших городов, вырубка парков и зелёных насаждений, опустынивание земель, большой экологический вред (современное строительство загрязняет атмосферу более, чем на 30%), появление громадных источников мусора и шума. По причине умножения бытовых отходов многие наши города из культурных центров превратились в клондайки.
Увлекаясь внешним блеском, мы даже не воспринимаем всерьёз возникшие экологические угрозы, относя их к далёкому будущему. Организаторы ТРЦ, гипермаркетов, производители упаковочного пластика и им подобные удовлетворяются своим временным благополучием, рассчитывая, очевидно, после гибели Земли жить на Марсе. «Трагизм положения усугубляется тем, что за ошибки и просчёты одного поколения жестоко расплачиваются следующие поколения. Эгоистический принцип «после нас хоть потоп», философия личного успеха становятся сущим проклятием для потомков преуспевших в своё время «деятелей», - предупреждал ещё в прошлом веке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Увы, почти все мы мало задумываемся о том, в каких условиях будут жить наши дети. Уже с детства мы окружаем их тысячами безделушек, погружаем в виртуальный мир и устраиваем множество искусственных наслаждений в пластиковых стаканчиках, не размышляя о последствиях.
В этом отношении проводимая ныне ювенальная юстиция лишь усугубляет экологические проблемы. «Основы» призывают к формированию экологически ответственного мировоззрения, прежде всего у молодёжи; а ювенальная юстиция – к бесконечному удовлетворению неразумных прихотей нового поколения. Материальные потребности современных людей достигли апогея, а расплачиваться за всё приходится нашей общей матушке-земле. Сейчас человечество производит в 20 раз больше мусора, чем 30 лет назад, и 40% от него – одноразовая упаковка, т.е. то, что вполне можно сократить.
Если, например, все покупатели нашей страны начнут, как и 30 лет назад, ходить за покупками со своими сумками и пакетами, чтобы не брать в магазинах новые пакеты, то в городах и сёлах станет значительно чище и красивее. И если вместо «одноразовой» посуды будем использовать ту, которую не нужно после употребления выбрасывать, то и земля наша станет прекраснее. В этом отношении можно уверенно сказать, что никакой необходимости в «ресторанчиках», кормящих людей из неразлагающегося «одноразового» пластика, не имеется. Увы, сейчас стало привычным и модным заводить подобные источники мусора даже в посёлках. Но если бы жители посёлков их не посещали и не обольщались бы мертвенным светом рекламы этих странных заведений, то они бы и сами, подобно призракам и фантомам, исчезли с лица русской земли.
Процесс загрязнения нашей страны одноразовой упаковкой принял такой масштабный и катастрофический характер, что необходимо уже сейчас, а не на период до 2030 г., как предполагается в «Основах», принять чрезвычайные меры – сдержать производство некоторых видов промышленных товаров, наложить запрет на продажу пустых пластиковых бутылок в любом месте и т. п., т.е. в первую очередь устранить многочисленные источники распространения мусора. К несчастью, мы развратились до такой степени, что у нас стало в порядке вещей постоянно покупать новый хлам и выбрасывать что бы то ни было – будь то бутылка из под святой воды, будь то машина. Но «что посеет человек, то и пожнёт», и как аукнется, так и откликнется.
Вспомним, что первые люди были уничтожены потопом, а Содом и Гоморра сожжены огнём и серой за то, что все заботы их были только об удовольствиях. И нас, если не одумаемся и не утвердим разум над страстями, ждёт не менее ужасная участь – погибнуть под грудами собственных отходов.
И это вовсе не преувеличение. В настоящее время только под полигоны по захоронению твёрдых бытовых отходов в России ежегодно расходуется свыше 100 км2 пригодных для использования земель, не считая земель, загрязняемых многочисленными незаконными свалками, и теми огромными толщами мусора, который собирается для «захоронения» на полигонах. Официальных свалок в нашей стране 7500, а несанкционированных – 17000. Произвольное создание свалки стало более выгодным предприятием для соответствующих служб, чем переработка мусора. Но в конечном итоге никто от этого не выигрывает, потому что все мы – смертны, а выброшенная нами пластмасса ещё долго будет свидетельствовать о нашем варварском отношении к земле. Если не сократится потребление пластика и не решится вопрос повторного использования пластиковой упаковки, то через 10-20 лет тысячи километров российской земли превратятся в «мёртвую зону», не считая тех миллионов гектаров, которые уже превращены в пустыню. «Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности», - читаем с ужасом на первой странице «Основ госполитики в области экологического развития России». И это в нашей –то негустонаселённой стране с громадной территорией! Что было бы с крохотной Данией, если бы она так же беспечно и легкомысленно относилась к вопросам охраны окружающей среды, как и наша страна?! По данным Росприроднадзора, в России 96% отходов размещается на свалках и полигонах и только 4% идёт на вторичную переработку, в то время как в Дании 91% мусора перерабатывается или сжигается. «Сребролюбие – корень всех зол. И желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Вдумаемся в эти слова св. апостола Павла и найдем главную причину экологического кризиса.
Причина – наша жадность к деньгам, безграничная страсть к вещам и пустым развлечениям, корни которой тянутся ещё со школьного материализма прошлого века. Это – наши неразумные, преувеличенные (гипертрофированные) и извращённые потребности, постоянное желание обеспечить себя далеко вперёд. Вместо 1 млн. рублей мы хотим иметь 10, чтобы «есть, пить и веселиться» сотни лет, как «безумный богач» в Новом Завете; из-за корысти сооружаем тысячи лишних магазинов; вместо одного дома строим два или три, как будто собираемся жить двести лет; не успели купить одну машину, как уже приобретаем другую; старую мебель, которая могла бы послужить ещё полвека, выбрасываем на свалку и без нужды покупаем новую. Примеров накопительства и производства лишних вещей, фактов бесхозяйственности можно приводить миллиарды. На территории Москвы, например, ежегодно скапливается около 20 тыс. тонн брошенной техники, из которой, по оценкам, можно извлечь 28 тонн золота и 60 тонн серебра. А сколько в нашей стране некачественных китайских товаров, наводнивших и продолжающих наводнять городские и сельские свалки?!
И если мы оценим наши прошлые и настоящие покупки в свете разума, пользы и необходимости, то, несомненно, придём к выводу, что многие, очень многие купленные нами вещи – бесполезны, вредны для здоровья, навязаны модой, приобретены по неразумию, под влиянием ложной рекламы,тщеславия и иных страстей, и оттого, что мы не задумывались, что каждая такая вещь приносит ущерб первозданной природе, что совокупное производство всех этих излишних домов, машин, мебели, одежды и т.п. изрядно губит нашу землю.
Бывало, мы завидовали материальной жизни американцев, о которой Теодор Драйзер ещё в 1925 году написал знаменитую «Американскую трагедию» и которая, можно сказать, завершилась крупномасштабной экологической катастрофой в Мексиканском заливе в апреле 2010 г. «Доигрались - Гольфстрим встал!» - так называется статья академика РАЕН В.П. Полеванова, опубликованная в июне прошлого года в православном обозрении «Радонеж». Алчность остановила Гольфстрим, что изменило мировой климат на планете.
И вот теперь из-за алчности в несколько раз, по сравнению с прошлым веком, увеличилось количество автомобилей в нашей стране, в магазинах – масса товаров, и со всем этим совершается наша российская трагедия. В обмен на эти «удобства» мы продаём свежий воздух, запасы пресной воды, своё здоровье, красоту русской природы и многое другое. И чем больше окружаем себя материальными штучками и лишними вещами, тем быстрее приближаем трагическую развязку.
Уже на протяжении десяти лет американцы занимают лидирующую позицию по производству твёрдых бытовых отходов, на втором месте – Китай (поскольку в нём более 1,5 млрд. населения) и закрывает тройку лидеров наша страна. Ежедневно каждый американец выбрасывает 2,2 кг ТБО, на одного россиянина приходится 1,5 кг, что превышает уровень даже европейских стран, где при всём при том производится переработка пластика.
Стремительный рост экологической драмы происходит и от искусственного увеличения потребностей, нерациональном, неумелом и по большей части греховном применении вещей. Так, иные используют автомобиль, чтобы съездить в нём в казино или увеселительное заведение; иные каждый день озабочены поиском «нового платья»; кто-то с шумной музыкой выезжает в лес, чтобы распугать птиц и увековечить память о себе целым ворохом пластмассовой и стеклянной посуды; а кто-то, и вовсе обольщённый светом Люцифера, коллекционирует фильмы ужасов.
Цинизм, наглость и бесстыдство даже небольшой группы людей влияют на общее состояние климата. Так, самыми жаркими днями в России в 2012 году стали 6 и 7 августа, когда температура воздуха превысила 38º тепла. В эти дни и появилась в Москве пресловутая мадонна со странным обществом и с не менее странным концертом.
Абсурд и нелепость современной цивилизации прекрасно раскрыл ещё в прошлом веке старец Святой Горы Афон схимонах Паисий в книге «С болью и любовью о современном человеке»: «Современные технические средства всё развиваются и развиваются без конца. Они развиваются быстрее, чем человеческий ум, потому что в их развитии помогает дьявол. В старину, не имея всех этих средств, всех этих факсов, всей этой кучи приспособлений, люди имели тишину и простоту. Из-за машин люди посходили с ума. От многих удобств они мучаются, их душит тревога. Сейчас цивилизация приносит людям болезни и смерть». Ежегодно только в автокатастрофах в Российской Федерации погибает свыше 20 тыс. человек, а получивших травмы и увечья – в 4-5 раз больше.
- Природа стала служить множеству пришлых потребностей человека, между которыми много ненужных, пустых, суетных, страстных, греховных.
Не их ли роковая власть повинна в прогрессирующем разрушении окружающей среды и в огромном количестве человеческих жертв, устилающих путь современной цивилизации ? - писал Патриарх Алексий II в статье «Христианский взгляд на экологическую проблему».
Так, если подсчитать все праздные и бессмысленные поездки в пределах только одного города в течение дня, то станет понятно, почему, согласно недавно утверждённым «Основам государственной политики в области экологического развития России», более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. А любители праздных полётов пусть задумаются над следующим фактом. Современный реактивный лайнер, чтобы перелететь через Атлантический океан, поглощает 35 тонн кислорода. По подсчётам специалистов, автомашинам и самолётам принадлежит более 50 процентов участия в отравлении нашей планеты.
- Человек из-за своего эгоизма и страсти к наслаждениям изуродует природу, в которой он живёт, готовя погибель себе и себе подобным, - писал ещё в начале XIX века Ж.Б. Ламарк. Великий естествоиспытатель прекрасно понимал, что проблема экологии связана с нравственностью. «Эгоистическая деятельность человека, осознавшего себя властелином мира, породила экологический кризис», - подчёркивал академик, архимандрит Иоанн (Экономцев). Каков был идеал советского времени? В одном из романов 30-х годов описывается светлое будущее. В Сибири вырублена и распахана вековая глушь тайги, всюду видны трубы заводов и фабрик. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, протоиерей Глеб Каледа в статье «Экология, Православие и нравственность» приводил такие примеры алчного и варварского отношения к природе в советское время: «Чтобы получить премии, ловили рыбы больше, чем могли переработать, по тому же принципу били китов, а туши их гнили на берегу, отравляя окрестности. Запасы некоторых видов рыбных консервов превышали потребности нескольких лет». А сколько бездарных, идеологически направленных, откровенно глупых, богоборческих книг и газет было выпущено в советское время миллионными тиражами?! Не говоря о нравственном вреде, который трудно исчислить, можно, однако, достоверно сказать, что леса наши от такого литературного вандализма значительно сократились.
Осознали ли мы свои ошибки, просчёты, заблуждения в экологической области в годы так называемой «перестройки» и в последующее время? Вряд ли. Напротив, именно в 90-е годы увеличилось количество экологических преступлений в нашей стране. С широкого употребления пластика началось вопиющее загрязнение нашей земли. Неразлагающаяся пластиковая упаковка стала настоящим бедствием для природы! Кроме того, прежде вещи были крепкими, их хватало надолго. «А сейчас, - писал ещё в 90-х годах XX века старец Святой Горы Афон схимонах Паисий, - платишь целую кучу денег и покупаешь вещи, которые сразу же ломаются. И предприятиям это на руку – они увеличивают выпуск товаров и весьма наживаются на этом». Взять, к примеру, многие китайские товары, которые, действительно, быстро выходят из строя. К категории быстроломающихся вещей относятся и 5-литровые пластиковые бутылки, выпуск которых следует резко сократить, в особенности запретить продажу пустых бутылок и бесплатную раздачу полиэтиленовых пакетов в магазинах без необходимости, которыми в основном и заполняются наши свалки.
«Старуха у разбитого корыта» - таков образ большинства послереволюционных реформ, обещавших сделать нашу державу «владычицей морскою». Изрядно обветшала Россия от «перестроек», экспериментов, и миллиарды разбитых пластмассовых корыт уже беспорядочно разбросаны по всей её обширной территории. А основоположнику «пластиковой экономики» в нашей стране Б. Ельцину поставлен даже памятник в Екатеринбурге.
- Русь, куда ж несёшься ты? – так и хочется с тревогой за будущее воззвать вместе с Николаем Васильевичем Гоголем. Но – «не даёт ответа», ибо предвидел Николай Васильевич 160 лет назад: мало в ней останется русского. Уже, к примеру, трудно определить, каких слов больше в нашем языке – русских или заимствованных. И не уподобились ли мы рассеянным строителям Вавилонской башни, не понимающим наречия друг друга?
Обратим внимание в словах апостола Павла и на то, что вначале «впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти желающие обогащаться», и эти «сети», «искушения», «безрассудные и вредные похоти» и других людей «погружают в бедствие и пагубу». «Читающий да разумеет» . Антонию Великому, весьма почитаемому святому на Востоке и Западе, эти сети и соблазны были показаны ещё в III веке. Ужаснувшись их многообразия, Антоний удивлённо спросил: «Кто же сумеет их преодолеть и избежать?»
- Смирение, - прозвучало в ответ. К сказанному добавим, что св. Антоний наивысшим достоинством человека называл рассудительность, чего так не хватает в нашем современном обществе.
- К какому будущему направляют нашу культуру власть имущие, не только в государстве, но и в области промышленности, торговли, финансов, рекламы, профессиональных союзов? - ставил вопрос один из известных общественных деятелей и отвечал: «С тех пор, как мы увидели опасность химического загрязнения городов и природы, мы знаем, что сила техники способна не только создавать, но и разрушать. Она зависит от тех, кто пускает её в ход. От тех, кого может трагически ослепить желание непосредственной выгоды, жадность, страсти, жажда мести».
Разрушает она и нравственно. Взять, к примеру, сеть современных средств массовой информации, которая по большей части заполнена пошло – развлекательными картинками и зрелищами, безудержной однотипной и безликой рекламой товаров в угоду производителей. Между тем как те же самые СМИ могли бы трезво говорить, сообщать, объяснять, проповедовать людям, как сохранить и поддержать красоту и порядок на нашей планете, как остановить рост экологической катастрофы. В той же Германии, например, выбросить мусор в лесу за городом считается преступлением против окружающей среды. Об этом пишут в газетах, говорят по радио, показывают по телевизору. Полиция открывает «дело», и, если преступника ловят, его показательно штрафуют на внушительную сумму. Весьма широкое поприще деятельности для наших органов полиции и СМИ.
В этой связи неплохо было бы поразмышлять, почему же до сих пор в самых толстых книгах по нравственности отсутствует грех загрязнения и уничтожения окружающей среды? Не потому ли, что «Основы госполитики в области экологического развития России» утверждены с опозданием по меньшей мере в 20 лет и по сути ещё не исполняются, словно бы о них забыли? Будет ли, к примеру, формироваться у всех слоёв населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственное мировоззрение и включат ли вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания, в государственные, федеральные и региональные программы, как указывается в «Основах»? Об этом, к сожалению, приходится лишь строить догадки. Ведь теория, по словам святителя Феофана Затворника, похожа на придворную даму, а практика – на медведя в лесу. На практике, т.е. в реальности, положение – критическое. Планета задыхается от мусора, а безумная и суетная гонка за вещами увеличивается. «Пластиковая лихорадка» охватила всех. Она проникла даже в некоторые святые обители: и здесь – непонятно зачем? - продают пластиковые бутылки, которые у каждого из нас имеются в доме.
Известно, что спрос рождает предложение. Но в настоящее время уже навязчивое предложение, непрактичность покупателей и реклама определяют спрос. Разглядывая, к примеру, многотысячный ассортимент товаров в крупных магазинах, невольно задаёшься вопросом: неужели всё это ошеломляющее предложение пользуется спросом? Во всяком случае, если убрать половину товаров из этих магазинов и больше половины лишних упаковок, никто бы не пострадал; напротив, многие получили бы душевное и телесное здравие, и земля бы российская облегчённо вздохнула от чужеземного ига. Действительно, какая необходимость каждые 100 грамм конфет, обёрнутых в синтетическую фольгу, ещё и помещать в пенопластовое корыто с плёнкой или подгнившую кисть винограда, протухшую селёдку и т.п. заталкивать в пластмассу? Очевидно, за этим стоит выполнение плана по реализации пластиковых упаковок, испорченной продукции и полный произвол заинтересованных в этом лиц.
В наше время есть люди, которые сознательно из сострадания к природе никогда не покупали товары в пластиковых упаковках; есть такие, которые свели их приобретение до минимума. Довести потребности до разумного и естественного предела – вполне по силам каждому человеку. Построить предприятия по переработке пластика и других отходов - крайне необходимо. Переориентировать производителей на продукты и упаковку с меньшим количеством отходов (биоразлагаемые пакеты, бумажно-картонную) – задача первостепенной значимости. Но ещё важнее и существеннее освободиться каждому из нас от корыстолюбия, алчности, тщеславия, неразумия, безнравственности, равнодушного, а порой варварского и хищнического отношения к родной земле.
Впрочем, и в этом, казалось бы, безнадёжном случае приходят на помощь забытые многими из нас слова Священного Писания.
- Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут, - наставляет нас Спаситель в Новом Завете. Сказано предельно просто и ясно, на все века и для всех поколений. И если бы мы исполняли хотя бы это одно-единственное наставление Иисуса Христа, то не было бы никакого экологического кризиса на нашей планете.
Литература:
1. Библия.
2. Православие и экология (сборник статей), М., 1999.
3. Произведения писателей.
4. Информация из журналов и интернета и др.

монах Павел,

библиотекарь монастыря Коренная пустынь,

в миру: Пётр Андреевич Сулохин.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA