Испытание импортозамещающего пакета присадок для дизельного топлива

Выпуск современного дизельного топлива отвечающего жестким требованиям технических регламентов (Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 г. М2 118, Технический регламент Таможенного союза 013/2011 от 18.10.2011 г. М 826) невозможен без применения присадок различного функционального назначения. В настоящее время на крупных НПЗ применяют: смазывающие, цетаноповышающие, депрессорно-диспергирующие присадки. На некоторых НПЗ применяют моющие присадки для создания «брендового» топлива.

Допущенные к применению в России присадки в большинстве своем относятся к продуктам импортного производства, что влечет за собой высокую зависимость отечественных производителей топлива от поставок из-за рубежа. В этой связи вопрос импортозамещения, создания отечественных композиций присадок, не уступающих по качеству зарубежным аналогам, перерастает в вопрос независимости российского рынка топлива от мировой конъюнктуры, что становится особо важным в последнее время.

Целью данной работы была сравнительная оценка эксплуатационных свойств дизельного топлива с использованием импортного пакета присадок (1) (депрессорно-диспергирующая Dodiflow 5416, смазывающая Dodilube 4940 и цетаноповышающая Kerobrizol ЕНN) и отечественного пакета присадок (2) (депрессорно-диспергирующая ВЭС-410+Депран-ДП, смазывающая «Байкат» и цетаноповышающая 2-этилгексилнитрат). В качестве объекта исследования выступало дизельное топливо производства «АО Рязанская НПК». Для максимально объективного сравнения эффективности действия различных пакетов присадок применительно к данному дизельному топливу была использована единая рецептура, рекомендованная для выпуска товарного дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009) на данном предприятии. Сравнительные испытания топлива с различными пакетами присадок включало в себя оценку низкотемпературных и смазывающих свойств топлива. Полученные данные показали, что оба пакета присадок, 1 и 2, значительно повышают смазывающую способность данного топлива на 44 и 34%, соответственно, пакет присадок 2, показал высокую эффективность по низкотемпературным и смазывающим свойствам и по большинству показателей не уступает пакету присадок 1, включающему присадки импортного производства и принятому при выпуске товарного дизельного топлива в АО «Рязанский НПК».

 

Буров Е.А., Иванова Л.В.

Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России