Font Size

Cpanel

Экологическое образование как один из базисов устойчивого развития

grishenkoyaВ статье рассмотрены мировые модели и подходы к экологическому образованию и развитию экологической культуры общества на примере стран Евросоюза, США и Китая. Показана государственная экологическая политика этих стран и современное состояние окружающей среды. Проанализированы стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области экологического развития в целом и развития вопросов непрерывного экологического образования как значимого фактора охраны окружающей среды.

1. Мировые модели экологического образования и мировая экологическая политика
В конце XX века была сформулирована концепция устойчивого развития, в основу которой лег постулат о том, что удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей невозможно без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды. Устойчивое развитие в самом общем смысле стоит на трех китах: устойчивый экономический рост, благоприятные социальные условия жизни и экологизация всех сфер деятельности человека. С началом XXI века теория устойчивого развития сформировалась как системное единство экономических, социальных и иных видов деятельности, взаимосвязанных при решении двойственной задачи – обеспечение безопасности через устойчивое развитие и развитие через обеспечение безопасности.
Каждая страна в рамках своих государственных интересов решает обозначенные задачи по-своему. Однако в каждом случае прослеживается стремление максимального развития законодательства по грамотному управлению природными ресурсами и охране окружающей среды, обязательным условием которого является всеобщее экологическое знание.
Европа. Практика экологического образования в странах Западной Европы опирается на принципы международных конференций (Конференция по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Конференция по образованию в области окружающей среды, Тбилиси, 1977 г.) и, несмотря на всеобщую Европейскую интеграцию, по большей части зависит от состояния окружающей среды в той или иной стране, научных средств определения этого состояния, наличия и использования технологичного оборудования, уровня социально-экономического и культурного развития общества. Просвещение, подготовка кадров и информирование населения об экологических проблемах, возникающих при взаимодействии человека с окружающей средой, были признаны одним из главных условий перехода стран к устойчивому развитию и решения проблем выживания человечества. Было признано, что лица, принимающие управленческие решения, а также значительная часть населения должны иметь соответствующие экологические знания.
Наиболее показательными для всей Европы можно считать модели экологического образования Дании и Бельгии, основы которого были заложены в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века и могут быть сведены к следующим принципам:
● понимание комплексности и неразрывности взаимодействий между человеком и окружающей средой;
● предоставление каждому возможности приобретения экологических знаний и опыта принятия экологически ответственных решений, а также соответствующих практических умений и навыков, необходимых для защиты и оптимизации природной среды;
● создание и внедрение в индивидуальное, групповое и общественное сознание новых экологически грамотных моделей поведения и деятельности в окружающей среде, способствование формированию у отдельных граждан, различных социальных групп и общества в целом нового отношения к окружающей среде;
● способствование приобретению школьниками и студентами широкого практического опыта в сфере решения реальных экологических проблем;
● формирование умения распознавать и классифицировать экологические проблемы, решать проблемные задачи и ситуации, участвовать в процессе принятия экологически ответственных решений.
На сегодняшний день охрана окружающей среды наряду с экономической интеграцией относится к одному из приоритетов Европейского Союза, а экологическая безопасность рассматривается как неотъемлемая часть европейского интеграционного процесса. За последние 20 лет европейскими странами принято более 200 нормативно-правовых документов, имеющих отношение к охране окружающей среды и имеющих в своей основе концепцию устойчивого развития.
Для решения экологических задач в рамках единого Европейского экологического пространства действует региональная экологическая организация – Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА), призванное осуществлять достоверную экспертизу по оценке степени экологической опасности, способствовать разработке экологического законодательства и созданию условий для реализации программ в сфере охраны окружающей среды [3].
Несмотря на все принимаемые меры, Европу не покидают давние экологические проблемы, а международные организации периодически напоминают о затянувшемся экологическом кризисе. Еще в 1995 году на очередной конференции «Окружающая среда для Европы» был представлен подробный и всесторонний доклад («Добржишская оценка»), затрагивающий в том числе проблемы изменения климата, истощение запасов озона в атмосфере, распространение кислот в окружающей среде, регулярные крупные аварии на промышленных предприятиях и многие другие вопросы, а экологическая ситуация в целом была названа катастрофической. К сожалению, спустя 20 лет ни один из пунктов этого документа так и не был полностью решен, однако в последние 10-20 лет значительно сократились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в локальном масштабе они могут классифицироваться как малоопасные.
США. Экологическое образование США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех изучаемых дисциплин, широким привлечением общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у населения норм бережного и ответственного отношения к природной среде. В этой стране общепризнанным является положение о том, что если человек не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, он является неграмотным. Ведущей задачей экологического образования в США является формирование экологической грамотности обучающихся.
Как и европейская модель, система экологического образования США призвана обеспечить решение схожих частных задач:
● обеспечение широкого контакта человека с окружающей природной средой;
● внесение вклада в формирование экологически приемлемых стилей поведения и деятельности в природе;
● формирование совокупности знаний об окружающей среде как системе взаимосвязанных природных, экономических и социальных факторов;
● вовлечение каждого школьника и студента в решение местных экологических проблем.
В США отсутствует единая общегосударственная политика в области экологического образования и большинство решений по вопросам образования принимается на уровне штатов или же отдельных учебных заведений. Роль федерального правительства заключается, прежде всего, в финансировании различных эколого-образовательных программ и проектов, реализуемых чаще всего общественными организациями или инициативными группами педагогов-экологов [3].
Экологическое законодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от разрозненных статутов до взаимосвязанной, многоуровневой системы законов, обеспечивающей защиту ресурсов.
Федеральное законодательство разделяется на нормативно-правовые акты в области экологической экспертизы и акты, посвященные конкретным ресурсам. К первой группе относится «Акт о национальной политике в области окружающей среды» 1969 года, возлагающий на федеральные ведомства обязанность по охране окружающей среды и закрепляющий в качестве механизма реализации экополитики экологические стандарты, предварительную оценку воздействия на окружающую среду, долгосрочное программирование природоохранной деятельности. Его продолжает и дополняет «Акт об улучшении качества окружающей среды» 1970 года.
Ко второй группе законодательных актов относятся «Акт о чистом воздухе», «Акт о чистой воде», «Акт о сохранении и восстановлении ресурсов», «Акт о контроле за ядовитыми веществами» и др.
Государственное экологическое регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
Деятельность Конгресса США по формулированию природоохранительной политики страны заключается в утверждении законопроектов, проведении слушаний по отдельным аспектам контроля выполнения экологического законодательства, в утверждении программ финансирования в сфере экологии.
В системе исполнительной власти с 1970 года в системе аппарата президента действует Совет по качеству окружающей среды для координации национальных программ охраны окружающей среды. В том же году было создано регулирующее ведомство – Агентство по защите окружающей среды (EPA), функции которого состоят в проведении мероприятий по улучшению качества окружающей среды, оценке программ федерального правительства по охране окружающей среды, организации мероприятий по научно-практической охране атмосферного воздуха и водных ресурсов, контролю за разработкой мероприятий по борьбе с шумом, радиацией, пестицидами и др.
Загрязнение окружающей среды в США достигло наивысшего уровня в 60-70-е годы, что вызвало большую обеспокоенность всех американских государств и общемировой общественности. В это время были приняты основные природоохранные законы и установлены стандарты на загрязнения и системы штрафов. В дальнейшем многие из этих законов пересматривались в сторону ужесточения требований. Например, в 1990 году были внесены поправки в закон о чистом воздухе, согласно которым выбросы в атмосферу диоксида серы в 2000 году должны сократиться на 50 % по сравнению с 1980 годом, что касалось всех без исключения ТЭС страны. Кроме того, под все экологические программы в США ежегодно выделяются колоссальные средства. Все это незамедлительно сказалось на результатах - заметно уменьшилось загрязнение воздушного и водного бассейнов, в десятки раз сократились ежегодные потери почвы.
Важно отметить, что говоря о перспективах охраны окружающей среды в США, нужно иметь ввиду не только законодательные и другие меры, но и переход США к постиндустриальной стадии развития. Этот переход влечет за собой кардинальные структурные сдвиги во всей экономике, включающие также уменьшение доли грязных производств и производственной сферы вообще.
Китай. Высшее образование Китая пережило сложные времена. С начала XX века все силы государства в лице сменяющих друг друга политических систем были направлены на быстрое и эффективное обучение и воспитание простой рабочей силы. В середине века уровень неграмотности среди всего населения достигал 80 % и тут, как говорится, было не до экологизации образования. Однако уже в 80-х годах, пройдя невероятный путь от феодализма до индустриального и урбанизированного общества, в стране начались качественные преобразования и всей образовательной системы, начавшиеся с введения обязательных экологических факультативов и практикумов в начальной и средней школе. Высшее же образование КНР старательно строится по международному образцу, вобрав в себя все принципы экологической ответственности.
С начала 80-х годов в Китае стала проводиться политика экологического регулирования в промышленной сфере, сочетавшаяся с совершенствованием системы переработки промышленных отходов.
По сравнению с другими развивающимися и даже некоторыми развитыми странами Китай достиг существенных успехов в создании законодательной и исполнительной базы экологического регулирования. С 1983 года охрана окружающей среды рассматривается как важная часть государственной политики.
В 1984 году Госсовет учредил Комитет по охране окружающей среды и соответствующее Государственное управление, занимающееся проблемами загрязнения. Экологические подразделения министерств сельского хозяйства, лесных и водных ресурсов отвечают за комплекс вопросов, связанных с использованием соответственно земельных и лесных ресурсов, охраной вод. Энергетические ведомства следят за охраной окружающей среды и предотвращением распространения загрязнения. Прямым контролем за природоохранной деятельностью, сбором штрафов и платежей с предприятий-загрязнителей занимается Бюро по охране окружающей среды [3].
Основой для экологической политики КНР служат «Основной закон об охране окружающей среды», законы по охране водных ресурсов, атмосферы, морей и прибрежных зон, по сохранению биоразнообразия и т.п.
Средством для предотвращения ухудшения экологической обстановки служит экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду проводится по двадцати показателям в шести направлениях, а заводы, наносящие большой ущерб окружающей среде могут быть закрыты по итогам экологической инспекции.
Природа Китая подверглась такому мощному воздействию городского и промышленного развития, что загрязнение воздуха, воды и почвы достигло критического уровня. Загрязнение воздуха в Пекине в январе 2013 года достигло такого высокого уровня, что для него было придумано новое слово «аэроколлапс». С тех пор оно используется для обозначения критического загрязнения воздуха в Пекине и других китайских городах. К 2014 году эти показатели возросли еще больше, смог был невыносимым до такой степени, что прерывались занятия в школах и останавливались работы.
Исследование Шанхайской академии социальных наук в феврале 2013 года показало, что Пекин среди 40 крупнейших городов мира находится на втором месте по загрязнению воздуха, согласно Daily Mail. В этом исследовании говорится, что Пекин «почти не пригоден» для жизни в связи с сильным смогом.
Аэроколлапс происходит не только в китайских городах, но также влияет на другие страны путем переноса загрязнения по воздуху. Примерно 40-60% загрязнений Япония получает из Китая, влияние на Корею еще больше. Загрязняющие вещества даже пересекают Тихий океан и оседают на западе США.
Непосредственной причиной загрязнения воздуха в Китае служат чрезмерное потребление угля (почти половина всего угля в мире) и наплевательское отношение к выбросам. В пользу последнего утверждения говорит тот факт, что не смотря на то, что Китай является лидером по количеству сертифицированных по ISO 14001 организаций, воздух в 99 % крупнейших городов Китая не соответствует стандартам качества Всемирной организации здравоохранения [2].
2. Особенности и цели экологическое образование в Российской Федерации
Стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области экологического развития зафиксированы в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [4]. Среди них сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Достижение всех обозначенных целей предлагается через решение ряда задач, среди которых в том числе отдельным пунктом выделено формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
Решение поставленной задачи раскрывается через ряд основных механизмов государственной политики в области экологического развития:
● формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
● государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведение тематических мероприятий;
● включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
● обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
● государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
● развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
● включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Россия не первой вступает на путь экологизации своей образовательной системы и данная модель не является уникальной, а где-то и напрямую совпадает с задачами, решаемыми в европейских странах и США, обладая при этом и своими специфическими чертами. Черты эти в первую очередь связаны с нашими отечественными реалиями, хотя их сложно увидеть за строгостью выверенного федерального документа.
Так, например, особый акцент сделан на развитии системы подготовки и повышения квалификации для руководителей и ответственных (Прим.: мнение автора о том, кто именно должен проходить повышение квалификации в области экологической безопасности подробно изложено в предыдущем номере журнала [1]). В отличие от европейского, а тем более американского образования, заточенных на подготовку специалистов в конкретной сфере, наша модель традиционно предполагает более широкое профилирование. Кроме того, связь университетских программ с реальными производственными вопросами с каждым годом становится все более призрачной по многим причинам, одной из которых является формализация процесса обучения, как со стороны обучающих, так и со стороны обучающихся. В самом деле, какой смысл «затачивать» молодого специалиста под определенную специализацию, если по окончанию вуза ему может просто не найтись вакантного места.
Среди таких причин - отсутствие преподавателей с реальным и недавним производственным опытом. «Забудьте всему, чему вас учили в институте», - фраза, давно переставшая быть анекдотичной и прочно вошедшая в обиход специалистов и руководителей, вынужденных вкладывать в почву поверхностных теоретических знаний «обо всем» зерна знаний о конкретных производственных процессах. Здесь как раз и приходит на помощь система переподготовки и повышения квалификации, развитие которой, как мы видим, жизненно необходимо нашему экологическому образованию, а качество системы, ее доступность и массовость поможет гораздо более уверенно укрепиться на пути устойчивого развития.
Рассмотренный выше мировой опыт показывает, что экологизация высшего образования способна воспитать экологическую ответственность будущих специалистов (что, разумеется, немаловажно), но становится беспомощной в изменяющихся экономических и политических реалиях, примером чему служит китайская экологическая проблема, перерастающая постепенно в общемировую. Именно поэтому в сегодняшнем процессе охраны окружающей среды нам не стоит строить иллюзий относительно внедрения экологических вопросов в новые образовательные стандарты. Экологизация дошкольного, начального, среднего и высшего образования - это несомненные инвестиции в наше будущее, но они не будут работать, если не думать о настоящем. А настоящее экологического образования – это, прежде всего, быстрая и эффективная подготовка специалистов по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности нуждается в реанимационных действиях, главным их которых в сложившихся реалиях является непосредственное государственное участие в этом вопросе. Государство должно стать весомым игроком на рынке услуг дополнительного профессионального экологического образования, быть конкурентоспособным, вводить качественно новые стандарты и тем самым постоянно совершенствовать механизмы государственной политики в области экологического развития.


Литература
1. Грищенко Я.И., Книжникова О.А. Особенности организации и проведения обучения работников предприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности // Экологический вестник России. – 2015. – № 7. – С. 62-67;
2. Иткин Б.А. Сертификация систем экологического менеджмента и качество окружающей среды // Экология производства. – 2015. – № 6. – С. 32-41;
3. Морозов В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество. - Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007;
4. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012);
5. Юдин А.Г. Китайский проект // Экология и жизнь. - 2002. - № 1. - С. 31-33.

Я.И. Грищенко,
к.г.-м.н., начальник экспертно-методического отдела,
Консалтинговая группа «Термика»