Font Size

Cpanel

Имплементация в российскую нормативную правовую систему и внедрение в практику хозяйствующих субъектов международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»

Авторы настоящей статьи, основываясь на своем 15-ти летнем опыте разработки и сертификации систем экологического менеджмента, (далее - СЭМ ) по МС ISO 14001:2004 для организаций/предприятий, осуществляющих различные виды производственной и бизнес-деятельности, (например, работы [1-4]), сочли своевременным изложить свое восприятие изменений и дополнений МС ISO 14001:2015, (далее - МС), используя перевод финального международного проекта стандарта ISO/FDIS 14001 Системы экологического менеджмента – Требования и руководство по применению ( Systèmes de management environnemental - Exigences et lignes directrices pour son utilization) [5].

Статья подготовлена в формате комментария к основным положениям разделов МС и содержит предложения, реализация которых, по мнению авторов, способствует имплементации МС в российскую нормативную правовую систему, оперативному переходу заказчиков и разработчиков СЭМ на МС и пониманию бизнес-сообществом, надзорными органами и общественностью значимости и востребованности экоменеджмента в складывающихся в России экономических условиях.

Предисловие

МС разработан с помощью единой структуры ISO для стандартов по СМ (англ.: high level structure), в виде единого текста с единой терминологией, которая приведена в приложении SL, приложении 2 Директив ISO/IEC- часть 1, единое приложение ISO, 2014; …такая структура разработана, чтобы поддержать пользователей при реализации многих стандартов ISO по СМ.

Определенные изменения структуры МС обусловлены:

● включением в текст МС новых разделов (см. Приложение В «Связь между ISO 14001:2015 и ISO 14001:2004» и Алфавитный перечень терминов: Понимание организации и ее контекста, Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, Лидерство, Лидерство и заинтересованность, Действия по обработке рисков и реализации возможностей, Действия по обработке рисков и реализации возможностей; изменением наименований разделов Организационные роли, ответственность и полномочия, (вместо …Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия), Определение области действия системы экологического менеджмента (вместо … Общие требования), Оперативное планирование и управление (вместо … Управление операциями), Оценка результатов деятельности (вместо … Контроль), Мониторинг, измерение, анализ и оценка (вместо ...Мониторинг и измерения), Оценка соблюдения (вместо … Оценка соответствия), Анализ менеджмента (вместо … Анализ со стороны руководства), Несоответствие и корректирующее действие (вместо … Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия);

● изменением последовательности размещения разделов МС.

Указанные изменения МС требуют определенной корректировки «наработанной» ранее модели СЭМ по мере ознакомления с требованиями МС.

Введение

0.1 Общие положения

Необходимость достижения баланса между экологическими, социальными и экономическими интересами привела к тому, что …организации вынуждены использовать системный подход к экологическому менеджменту, внедряя СЭМ, нацеленные на внесение вклада в экологическую составляющую стабильности.

По нашему мнению, словосочетание …организации вынуждены использовать системный подход… несколько неудачен, т.к. слово вынуждены ассоциирует с состоянием безысходности, в то время как речь идет о продуманном решении разработчика МС, (но не пользователей МС), об обязательности комплексного системного подхода и использования методологии программно-целевого планирования, обусловленных сложностью проблематики организации управления охраной окружающей среды, (далее, соответственно - ООС, ОС) и гарантирующего достижение баланса между экологическими, социальными и экономическими интересами в общественно-политических и экономических условиях, сложившихся в России.

Это достигается не только использованием комплексного системного подхода к организации управления производственной и бизнес-деятельностью хозяйствующих субъектов, но и совершенствованием нормативно-правовой базы, используемой в целях формирования основ правового регулирования указанной деятельности, прежде всего, ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации» и соответствующих подзаконных актов [2]. Очевидна необходимость следовать положениям нового законодательства при разработке модели СЭМ с учетом требований МС.

0.2. Цель системы экологического менеджмента

Цель настоящего МС состоит в том, чтобы дать организациям нормативную основу для защиты ОС и ответа на изменяющиеся экологические условия при соблюдении баланса с социально-экономическими интересами.

Системный подход к экоменеджменту может предоставлять информацию высшему руководству, которая в долгосрочной перспективе содействует успеху и открывает возможности, способствующие устойчивому развитию.

Отметим:

● разработчиком МС сформулирована цель МС, но не цель СЭМ; вероятно, разработчик предоставляет пользователю МС возможность самому сформулировать цель СЭМ, исходя из положений и требований МС;

● термин охрана ОС заменен термином защита ОС, который далее в тексте МС не использован (см. Алфавитный перечень терминов).

Настоящий МС … не предполагает увеличения или изменения законодательных требований для организации.

Это принципиально важное для разработчиков СЭМ положение, т.к., разработчик МС, вводит некоторые термины и определения, не совпадающие с дефинициями и положениями, закрепленными российским законодательством, что могло бы рассматриваться как «опосредованное» изменение законодательных требований для организации/предприятия, внедряющего экоменеджмент. 0.3. Факторы успеха

…Принятие настоящего МС, однако, не гарантирует само по себе наилучших результатов в сфере экологии…

Данное утверждение разработчика МС, на наш взгляд, «априори» снижает привлекательность экоменеджмента:

● МС и СЭМ ориентируют пользователя МС и разработчика СЭМ на получение не наилучших результатов в сфере экологии, а оптимального (в смысле введенных критериев) решения при организации управления ООС;

● гарантией получения оптимального решения является не …принятие данного МС, а грамотное применение адаптированных к специфике управления ООС принципов, понятийно-терминологического аппарата, решающих правил, правового инструментария, составляющих суть комплексного системного подхода к разработке СЭМ в целях получения «локального» оптимума на каждом цикле (периоде) планирования: годовом, от 3-х до 6-ти лет, более 6-ти лет [2].

В соответствии с принципом оптимальности Беллмана [Bellman’s optimality principle] оптимальное поведение в задачах динамического программирования обладает тем свойством, что каковы бы ни были первоначальное состояние и решение (т. е. «управление» на начальном цикле планирования), последующие решения (на каждом цикле планирования) составят оптимальное поведение относительно состояния, получающегося в результате первого решения. Следовательно, если формируется оптимальная траектория, т.е. динамика управления ООС, то любой ее участок (на любом цикле планирования) представляет собой оптимальную траекторию.

Для иного предприятия решение будет (содержательно) иным, но также оптимальным, в смысле именно для этого предприятия принятых критериев и ограничений правового, финансового, материально – технического. характера.

0.4. Цикл Plan-Do-Check-Act

Подход, положенный в основу СЭМ, использует концепцию цикла Plan-Do-Check-Act (PDCA). Модель PDCA представляет повторяющийся процесс, используемый организациями для достижения постоянного улучшения. Он может быть применен к СЭМ и к каждому ее элементу. Учитывая представленный в МС рис. 1 «Соотношение цикла PDCA и структуры МС» [5], иллюстрирующий…каким образом структура настоящего МС могла бы быть связана с моделью PDCA, что может помочь новым и уже существующим пользователям понять важность системного подхода. структуру МС, а также «традиционно» применяемую в практике экоменеджмента модель СЭМ, представим актуализированную модель СЭМ (рис.1).

pic1sam2016

Рис.1. Модель системы экологического менеджмента

0.5 Содержание настоящего Международного Стандарта

МС не включает требования, специфичные для других СМ, которые нацелены на качество, безопасность труда и охрану здоровья, энергоменеджмент или финансовый менеджмент; но позволяет использовать организации/предприятию общий подход и мышление, ориентированное на оценку рисков для интегрирования СЭМ с требованиями к другим СМ.

Примером использования общего подхода и мышления, ориентированных на оценку рисков для интегрирования СЭМ с требованиями к другим СМ, является работа [6].

1. Область применения

МС определено:

а) МС применим в любой организации, независимо от размера и структуры и для тех экоаспектов, которые могут быть определены в организации, которыми она может управлять или на которые может влиять, с учётом жизненного цикла;

б) МС не определяет специфических критериев для экологической деятельности, не ужесточает и не изменяет правовые обязательства организации;

в) МС может применяться полностью или частично для улучшения экоменеджмента. Однако в отношении всех требований предполагается, что они внедряются и реализуются без исключений, когда организация заявляет, что она соответствует данному МС.

Из сказанного следует целесообразность введения приложения к сертификату о соответствии СЭМ требованиям МС ISO 14001:2015, в котором присутствовала бы информация о размере и структуре для тех экоаспектов, которые … определены в организации, которыми она может управлять, … о применимости МС - полностью или частично для улучшения экоменеджмента.

2. Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют. Данный раздел был добавлен для сохранения одинаковой нумерации разделов с другими стандартами ISO по системам менеджмента.

Опыт разработки и сертификации СЭМ свидетельствует о необходимости обстоятельной подготовки на основе системы технического регулирования предприятия, (далее – СТР), перечня нормативных правовых актов и нормативно-методических документов, минимально необходимого и достаточного для организации разработки и сертификации СЭМ с тем, чтобы гарантировать выполнение требований российского законодательства при организации экоменеджмента. Наличие СТР позволит с учетом видов деятельности предприятия, закрепленных его Уставом и разрешительной документацией на ее проведение, установить минимально необходимый перечень нормативных актов, регламентов, стандартов и т.д., требованиями которых обязан руководствоваться каждый работник предприятия, и за нарушение которых он может быть привлечен к юридической ответственности [2; 3], а также перечень нормативных правовых актов и нормативно-технической документации, (включая настоящий МС), на которые правомерны ссылки при разработке и поддержании в рабочем состоянии СЭМ..

СТР должна быть разработана с учетом положений ФЗ «О техническом регулировании» в соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности», (утв. приказом Минпромэнерго РФ от 23.05.2012 г. № 112).

3. Термины

Для целей МС применяются термины, представленные в Алфавитном перечне терминов, и соответствующие определения. Учитывая формат настоящей статьи, авторы не считают нужным привести термины и определения и ограничиваются замечанием о том, что часть определений введена разработчиком МС в формулировках, вступающих в некоторое противоречие с дефинициями, введенными Гражданским кодексом РФ (например, понятие … организация), законодательством о юридической ответственности (п.3.1.5, примечание 1, из которого следует, что допускается возможность высшего руководства внутри организации делегировать ответственность …, т.е. перекладывать свою ответственность на подчиненных); ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (понятия … система менеджмента и система экологического менеджмента (см. работу [2]); ФЗ «Об охране окружающей среды» (понятия окружающая среда , воздействие на ОС, состояние ОС, предотвращение загрязнения, риск); Градостроительным кодексом РФ (понятие … жизненный цикл продукционной системы); ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об охране окружающей среды» понятие … аудит, (см., например, работу [6]); ФЗ «О гидрометеорологической службе», ФЗ «Об охране окружающей среды» (понятие …мониторинг).

Приложение А (информационное). A.2 Разъяснение по структуре и терминологии

Дадим принципиально важное для разработчиков СЭМ положение МС: Структура разделов и некоторые термины МС изменены для улучшения совместимости со стандартами на другие СМ. Однако в МС нет требования, чтобы его структура и терминология применялись в документации СЭМ организации. Нет и требования заменить термины, используемые организацией, на термины МС. Организация имеет возможность выбирать использование тех терминов, которые подходят для ее бизнеса…. Сказанное открывает широкие возможности для творческого подхода к разработке СЭМ, ориентируясь, прежде всего, на требования российского законодательства.

А.3 Термины.

Разработчик МС отмечает:

термины, которые приведены в разделе 3 , имеют специальное техническое значение и являются нормативными для применения в настоящем МС;

подраздел А.3 содержит дальнейшие пояснения к некоторым терминам, которые часто применяются в стандартах СМ, для того чтобы поддержать пользователя.

В МС дано краткое пояснение новых (дополнительно к прежним редакциям МС) выражений и терминов, которое нацелено на помощь в их понимании и переводе как новым пользователем, так и тем, кто уже применял предыдущие редакции МС:

● «пригодность» («suitability») означает, насколько СЭМ подходит организации, ее деятельности, культуре и бизнесу;

● «адекватность» («adequacy») показывает, соответствует ли она требованиям МС и функционирует ли соответствующим образом;

● «результативность» («effectiveness») показывает, достигаются ли ожидаемые результаты;

● выражение «обязательства соблюдения» («compliance obligations») заменяет выражение «законодательные и иные требования, которые организация обязалась выполнять», использовавшееся в предыдущей редакции МС; смысл нового выражения не отличается от смысла выражения в предыдущей редакции.

● «документированная информация» («documented information») заменила существительные «документация» («documentation»), «документы» («documents») и «записи» («records»), использовавшиеся в предыдущей редакции МС. Для того, чтобы разделить смысл общего термина «документированная информация», МС использует выражение «сохраняет документированную информацию, как свидетельство…» («retain documented information as evidence of....») в значении записи, а «управлять документированной информацией» («maintain documented information») для обозначения других – отличных от записей – документов. Выражение «как свидетельство…» («as evidence of....») не является требованием соответствия юридическим требованиям к предоставлению доказательств; его смысл только в том, чтобы указать на необходимость сохранения объективных свидетельст;

● выражение «внешний поставщик» («external provider») означает внешнюю снабжающую организацию (включая подрядчика), которая поставляет продукты и услуги;

● замена слова «выявить» («identify») на «определить» («determine») нацелена на гармонизацию со стандартизованной терминологией по СМ. Слово «определить» предполагает процесс изучения, завершающийся получением знаний; смысл не отличается от смысла в предыдущей редакции;

● выражение «ожидаемый результат» («intended outcome») обозначает, что организация ожидает получить от функционирования ее СЭМ. Минимальные ожидаемые результаты включают в себя улучшение экологических показателей деятельности, выполнение обязательств соблюдения и достижение экологических целей. Организации могут определить ряд дополнительных ожидаемых результатов для своей СЭМ. Например, в соответствии с обязательством сохранять ОС организация может установить в качестве ожидаемого результата работу на устойчивое развитие;

● выражение «лицо (лица), выполняющие работу под ее [организации - прим. пер.] управлением» («person(s) doing work under its control») подразумевает лиц, работающих в организации и тех, кто работает от ее имени, но за которых организация несет ответственность (например, подрядчики). Оно заменяет выражения «лица, работающие на нее или от ее имени» («persons working for it or on its behalf») и «лица, работающие на организацию или от ее имени» («persons working for or on behalf of the organization»), использовавшиеся в предыдущей редакции МС. Смысл нового выражения остался тем же, что и в предыдущей редакции;

● понятие «задача» («target»), применявшееся в предыдущей редакции МС, охватывается термином «экологическая цель» («ecological objective»).

По поводу новых терминов, имеющих специальное техническое значение и вводимых МС без изменения смыла ими заменяемых, отметим, что замены:

● выражения «обязательства соблюдения» («compliance obligations») на «законодательные и иные требования, которые организация обязалась выполнять»;

● слова «выявить» («identify») на «определить» («determine»);

● выражение «лицо (лица), выполняющие работу под ее [организации - прим. пер.] управлением» («person(s) doing work under its control») на «лица, работающие на нее или от ее имени» («persons working for it or on its behalf») и «лица, работающие на организацию или от ее имени» («persons working for or on behalf of the organization»); а также утверждение: понятия «задача» («target»), охватывается термином «экологическая цель» («ecological objective») – не корректны. Смысл перечисленных терминов и выражений, в случае их внесения в качестве обусловленных введением в действие СЭМ дополнений и изменений в должностные инструкции специалистов, юристами может быть понят в контексте толковых словарей русского языка или даже соответствующих дефиниций, закрепленных правовыми нормами.

Положения, закрепленные разделами 1 и 3, приложениями А.2 и А.3, имеют принципиальную значимость для разработчиков СЭМ, т.к. открывают широкие возможности по выбору терминов, применяемых при разработке СЭМ, и их адаптации к дефинициям и положениям, закрепленным российским законодательством, по обеспечению их совместимости (преемственности) с понятийно-терминологическим аппаратом, традиционно используемым в течение ряда лет участниками деятельности в области экоменеджмента.

Учитывая сказанное, для достижения единообразного понимания проблематики экоменеджмента и результатов его внедрения в практику производственной и бизнес-деятельности хозяйствующих субъектов, авторы настоящей статьи рекомендуют при проведении работ по внедрению экоменеджмента воспользоваться основными терминами и определениями, апробированными в ходе разработки СЭМ в соответствии с МС ISO 14001: 2004 [1-4]:

● интегрировать - это… объединить (-нять) в одно целое; в математике … найти (находить) интеграл данной функции; экономическая интеграция - форма интернационализации хозяйственной жизни (Толковый словарь русского языка);

● имплемента́ция – это: фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляемая путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты; программная или аппаратная реализация какого либо протокола, алгоритма, какой-либо технологии (Викисловарь);

● экология - это …наука о совместном развитии человека, сообществ людей в целом и ОС (включающей все остальные организмы), изучающая биостатические механизмы регуляции и стабилизации ОС, механизмы, обеспечивающие устойчивость жизни; …исследует причины нарушения этих механизмов, возникновения экологических проблем и предлагает способы их преодоления, которые обеспечивали бы устойчивость ОС и существование человечества («Глобалистика. Энциклопедия», ЦНПП «Диалог», ОАО Изд. «Радуга» М. 2003 г., с. 1215);

● промышленная экология – это …научное направление, предметом изучения которого является непосредственное отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на ОС; основные разделы ее включают: мониторинг, регулирование, контроль и управление воздействием на ОС как на уровне отдельного производства, так и на территориальном уровне (там же, с. 863);

● инженерная экология – это раздел промышленной экологии, связанный с разработкой и практическим применением технологических и технических методов регулирования воздействия на ОС, включая очистку сточных вод, отходящих газов, рециклирование, рекуперацию, организованное размещение и удаление отходов и т.д. (там же, с.1217);

● управление - деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели; управление (в организации) - синоним понятия менеджмент;

● объекты управления - технологические процессы; характеристики технических устройств и оборудования; условия труда; квалификация, обученность, осведомленность, культура безопасности и экологическая культура работников;

● конте́кст – это совокупность обстоятельств, окружающих какой-либо объект (Википедия);

● идентификация - признание тождественности, отождествление объектов (Энциклопедический словарь русского языка);

● определять - это: выяснять, устанавливать что-либо; словами описывать сущность, значимые свойства чего-либо; устанавливать, назначать; то же, что обуславливать, задавать ход чего-либо; устраивать куда-либо (Энциклопедический словарь русского языка);

● формы взаимодействия природы и предприятия в процессе его производственной и бизнес-деятельности, (см., например, работу [4] и ФЗ «Об охране окружающей среды»): использование природных ресурсов; охрана ОС; обеспечение экобезопасности, включая защиту промышленных объектов, входящих в состав предприятия, от ЧС;

● охрана ОС - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

● негативное воздействие на ОС - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества ОС;

● природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

● использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

● загрязнение ОС - поступление в ОС вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ОС;

● загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на ОС. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» предусматривается возможность контроля и, соответственно, взимания платы за 254 вещества в газовых выбросах, за 249 веществ в сточных водах и за 63 вещества в почве;

● вред ОС - негативное изменение ОС в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

● предприятие как объект прав: обособленный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (Гражданский кодекс РФ, ст. 132);

● производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности; (ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). объект, оказывающий негативное воздействие на ОС, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ФЗ «Об охране окружающей среды»);

● категории объектов: I - оказывающие значительное негативное воздействие на ОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий; II - оказывающие умеренное негативное воздействие на ОС; III - оказывающие незначительное негативное воздействие на ОС; IV- оказывающие минимальное негативное воздействие на ОС. Правительством РФ принято постановление от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

● потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек;

● экоаспект: элемент деятельности, технологический процесс, взаимодействующий с ОС и выполняемый квалифицированным персоналом с использованием штатных технических устройств и оборудования в соответствии с регламентирующей документацией, производственными инструкциями и правилами;

● наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны ОС при условии наличия технической возможности ее применения; (абзац в редакции, введенной в действие с 01.01.2015 г. ФЗ от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ); координатором разработки отраслевых информационно технических справочников по наилучшим доступным технологиям данной деятельности является Бюро НДТ, созданное на базе ВНИИ СМТ приказом Росстандарта от 03.12.2014 г. № 1920 (http://burondt.ru/);

● источники образования факторов физического, химического или биологического характера, которые в определённых ситуациях могут оказать негативное воздействие на ОС, - это технические устройства и оборудование, используемые при осуществлении технологического процесса;

● источники образования экофакторов, которые в определённых ситуациях могут оказать негативное воздействие на жизненно-важные интересы предприятия - это природно-антропогенные объекты (загрязнённая ОС) или стихийные бедствия и природные явления;

● предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (в контексте ст. 2 Гражданского кодекса РФ);

● бизнес-процесс – набор взаимоувязанных последовательно выполняемых управляемых операций, ориентированных на обеспечение безусловного выполнения мероприятий, предлагаемых с использованием процедур менеджмента; бизнес-процесс в большей степени относится к области финансово-экономического менеджмента, к формированию корпоративной политики, к бюджетированию;

● оценка воздействия на ОС - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

● комплексное экологическое разрешение - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны ОС, (ФЗ от 21.07. 2014 г. № 219-ФЗ);

● риск-ориентированный подход: метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности; применяется в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ;

● государственный экологический надзор: деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами МСУ, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области ООС, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами МСУ, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»);

● контроль в области охраны ОС (экологический контроль): система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС;

● государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг ОС) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных;

● экологический риск - это вероятность деградации ОС или перехода ее в неустойчивое состояние в результате текущей или планируемой хозяйственной деятельности, а также ЧС; может быть количественно оценен произведением вероятности негативного воздействия источника опасности и величины ущерба, причиненного реципиенту в результате этого воздействия («Глобалистика. Энциклопедия», ЦНПП «Диалог», ОАО Изд. «Радуга» М. 2003 г., с. 902).

опасность – это:

● наличие и действие реальных (или потенциальных) сил и факторов, которые могут стать дестабилизирующими по отношению к личности, к какой-либо социальной или природной системе с нанесением им ущерба, дезорганизации или полного уничтожения («Глобалистика. Энциклопедия.», изд. «Радуга», М. 2003 г., с. 727);

● ситуация, обусловленная техногенной деятельностью, при которой возможно возникновение процессов и явлений, (факторов техногенного характера), способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на ОС;

● процесс, свойство или состояние ОС, при которых возможно возникновение условий, (факторов экологического характера), способных привести к одному или совокупности негативных последствий для здоровья человека, состояния ОС, экономической деятельности (по аналогии с EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 г.).

● безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (Закон РФ «О безопасности», ст.1); вид безопасности: техногенная, или экологическая, или социально-экономическая - определяется характером (происхождением) угрозы, соответственно, техногенной, экологической, социально-экономической, от которой должен быть защищен объект безопасности;

● промышленная безопасность ОПО (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий (ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.1). Заметим, что введенное определение правовой категории «промышленная безопасность» противоречит определению правовой категории «безопасность», введенному Законом РФ, и наименованию ФЗ: а именно, из названия ФЗ следует, что объектами промбезопасности являются ОПО, а из ст.1 - жизненно важные интересы личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий. Учитывая сказанное, при разработке документации СЭМ используется определение: промышленная безопасность ОПО - состояние защищенности жизненно важных интересов ОПО от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.

● пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ в ред. от 13.07.2015 «О пожарной безопасности», ст.1);

● безопасность гидротехнических сооружений - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, ОС и хозяйственных объектов (ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 28.12.2013 № 445-ФЗ, ст. 3). Заметим, что введенное определение правовой категории «безопасность ГТС» противоречит определению правовой категории «безопасность», введенному Законом РФ, и наименованию ФЗ: а именно, из названия ФЗ следует, что объектами безопасности являются ГТС, а из ст.3 - жизнь, здоровье и законные интересы людей, ОС и хозяйственных объектов. Учитывая сказанное, при разработке документации СЭМ используется определение: безопасность ГТС - состояние защищенности жизненно важных интересов ГТС от внешних и внутренних угроз.

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1). Заметим, что введенное определение правовой категории «экобезопасность» не следует общепринятому принципу определения вида безопасности защищаемого объекта. Учитывая сказанное, при разработке документации СЭМ используется определение: экобезопасность промышленных объектов, входящих в состав предприятия - это состояние защищенности их жизненно важных интересов от угроз:

● со стороны природно-антропогенных объектов, естественные природные свойства которых изменены, (загрязнены, засорены, заражены), вследствие воздействия при осуществлении техногенной деятельности либо вследствие аварий, катастроф, либо преднамеренно в результате экологических диверсий, либо вследствие природных явлений и стихийных бедствий;

● необеспеченностью природными ресурсами, обусловленной истощением, порчей, уничтожением природных объектов вследствие техногенной деятельности или экологических диверсий и экологической агрессии [5];

● чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ОС, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

● предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ОС и материальных потерь в случае их возникновения;

● ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ОС и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

● зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС;

● Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) – это объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов МСУ, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (в формате объектового звена функциональной подсистемы РСЧС);

● культура безопасности и экологическая культура работников – это их квалификационная и психологическая подготовленность, при надлежащем уровне которой обеспечение безопасности является их приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию ими ответственности и к самоконтролю при осуществлении своей профессиональной деятельности в полном соответствии с требованиями нормативной документации;

● документация стратегического планирования – это документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, и иными участниками стратегического планирования в рамках целеполагания, планирования и программирования (ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ), [3];

● промышленная политика – это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции (ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ);

● экологическая политика – это система специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых с целью управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны («Глобалистика. Энциклопедия.», изд. «Радуга», М. 2003., с. 1480), [3];

экологический менеджмент:

● совокупность теоретических положений, принципов, правовых средств и организационных приемов, разрабатываемых на основе единого комплексного системного подхода и необходимых, и достаточных для реализации оптимального (в смысле выбранного критерия) управления деятельностью предприятия/организации в области использования природных ресурсов, ООС, техногенной и экобезопасности, включая защиту от ЧС;

● область управления, при реализации которого отчетливо проявилась скоординированная деятельность административного (управленческого) аппарата предприятия по управлению использованием природных ресурсов, ООС, обеспечением техногенной и экобезопасности и защиты от ЧС, включая вопросы, связанные со стратегией производственной и бизнес-деятельности или конкурентоспособностью предприятия;

● комплексный механизм управления как совокупность квалифицированно применяемых работниками правовых средств, мер правового, административно-хозяйственного, организационно-технического, финансового, эколого-экономического, воспитательного и иного характера, закрепленных российским законодательством и являющихся основой взаимоувязанных процедур, документированных в соответствии с требованиями МС ISO 14001, ISO 19011 и идентичных им национальных стандартов РФ;

● система экологического менеджмента – это организационно правовая форма экоменеджмента как совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления экологической политики и экологических целей и достижения этих целей, управления экологическими аспектами, являющаяся частью системы менеджмента предприятия/организации и включающая в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы (в контексте п. 3.28. ГОСТ Р ИСО 14001);

● адекватность СЭМ - это степень соответствия формальной модели СЭМ организуемому с ее помощью управлению использованием природных ресурсов, ООС, техногенной и экобезопасностью, защитой от ЧС (по аналогии с определением понятия …адекватность математического метода; источник: Википедия);

● результативность менеджмента – это измеряемые предприятием результаты управления своими экоаспектами, оцениваемые величиной вклада в доходность предприятия [1; 2]. Например, деятельность нефтегазовых компаний определяется финансово-экономическими показателями (выручка, операционные затраты, уплаченные налоги, чистая прибыль), зависящими от основных факторов: производственных (объем добычи углеводородов, производство нефтепродуктов, соотношение поставок на внутренний рынок и экспорт); конъюнктурных (уровень цен на рынках углеводородов, внутреннее потребление и спрос на мировых рынках, курс национальной валюты); организационных (степень монополизации рынков углеводородов, структура собственности нефтегазовых компаний); институциональных (степень влияния государства на компании нефтегазового комплекса, уровень налогового бремени нефтегазовых компаний) [9]. В настоящее время отсутствуют публикации о каких-либо работах по определению зависимости перечисленных факторов от пригодности, адекватности и эффективности СЭМ, поэтому экоменеджмент как экономико-правовой механизм, практически ориентирован на достижение «локальных» целей, (снижение выбросов, сбросов в ОС и соответствующих платежей, аварийности при осуществлении производственной деятельности и т.д.), провозглашаемых в Экологической политике предприятия/организации и представленных в Программе экологического менеджмента (на соответствующий период планирования);

● информация о состоянии ОС (экологически значимая информация) - это информация в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления ООС (ст. 21 Модельного закона об охране окружающей среды; Совет Европы, 1994 г.).

Представленный выше перечень терминов и определений свидетельствует о том, что в практике предприятий/организаций понятийно- терминологический аппарат экоменеджмента формировался в целях организации оптимального (в смысле выбранных критериев) управления не только ООС, но и использованием природных ресурсов, техногенной и экобезопасностью и защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, (далее – ЧС), промышленных объектов, входящих в состав предприятия, - в то время как стандарты ИСО серии 14000, включая МС, ориентируют пользователей МС и разработчиков СМ на организацию управления природоохранной деятельностью.

4. Контекст организации

4.1. Понимание организации и её контекста.

4.2. Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

4.3. Определение области действия системы экологического менеджмента.

4.4. Система экологического менеджмента.

A.4 Контекст организации.

В процессе внедрения и сертификации СЭМ на соответствие ее требованиям МС ISO 14001:2004 разработчики и заказчики СЭМ, руководствуясь требованиями российского законодательства и МС ISO 14001:2004, выработали формат описания предприятия/ организации/ хозяйствующего субъекта (т.е. контекста организации). Разработка подобного описания предприятия и включение его в стандарт организации «Руководство применением системы экологического менеджмента» совместно со структурой и описанием области действия СЭМ - один из основных начальных этапов разработки СЭМ [2; 3; 7].

Предприятие/организация/хозяйствующий субъект представлен как:

● субъект права, осуществляющий деятельность в соответствии с Уставом и разрешительной документацией на осуществление деятельности в одной из организационно правовых форм, закрепленных Гражданским кодексом РФ;

● объект прав (обособленный имущественный комплекс) – в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

● природопользователь – в соответствии с природоресурсным законодательством и Экологическим паспортом предприятия;

● источник угроз техногенного характера для ОС – в соответствии с законодательством природоохранным и о техногенной безопасности;

● объект экобезопасности, защищаемый от угроз экологического характера, обусловленных природно-антропогенными объектами, стихийными бедствиями и природными явлениями, и от угроз нехваткой природных ресурсов - в соответствии с законодательством природоохранным, о экобезопасности и о защите от ЧС.

В состав формального описания включены Структура административного управления предприятия (СЭМ как часть административного управления), Структура системы технического регулирования предприятия (перечень реестров нормативно- правовых актов, регламентов, стандартов и т.д., в соответствии с требованиями которых осуществляется производственная и бизнес-деятельность), План размещения производственных и административных помещений промышленных объектов, входящих в состав предприятия, Графическая привязка объектов природопользования, Общая схема технологического процесса производства продукции (проведения работ, оказания услуг), Модель СЭМ, Технологическая схема управления природоохранной деятельностью (экологическими аспектами, факторами техногенного и экологического характера, экологическими рисками).

Формальное описание предприятия включено, в соответствии с требованиями МС ISO 14001:2004, в текст стандарта организации «Руководство применением системы экологического менеджмента» и является достаточным и необходимым для последующей разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии СЭМ и ее сертификации.

Таким образом, формальное описание предприятия/организации/хозяйствующего субъекта как объекта управления представляет разработчику СЭМ информацию, не вступающую в противоречие с требованиями раздела 4 и приложения А.4.

5. Лидерство

Авторами ряда работ (прежде всего, в области политологии) даны различные по формату, но общие по смыслу определения понятия лидерство как процесса социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером).

Разработчик МС раскрывает смысл термина лидерство, перечисляя обязанности высшего руководства по демонстрации лидерства и обязательств в отношении:

● СЭМ (подраздел 5.1. Лидерство и заинтересованность);

● определения, внедрения и поддержания в рабочем состоянии экологической политики, которая должна отвечать «традиционным» требованиям прежних версий МС (подраздел 5.2. Экологическая политика);

● распределения ответственности и полномочий для соответствующих ролей и доведения до персонала внутри организации с целью реализации результативного экоменеджмента (подраздел 5.3. Организационные роли, ответственность и полномочия).

Раздел 5 сформирован как самостоятельный раздел, исходя из значимости включенных в его состав подразделов «Экологическая политика», «Права, обязанности и ответственность» прежних редакций МС с акцентированием внимания пользователя МС на лидерстве высшего руководства. При этом разработчику СЭМ предоставляется раскрыть содержание термина высшее руководство: то ли это единоличный постоянно действующий орган управления в лице руководителя предприятия/организации, то ли специальный представитель высшего руководства по СЭМ, (назначение которого приказом руководителя предприятия/организации предусматривалось МС ISO 14001:2004), то ли высший уровень топ-менеджмента предприятия.

Предложения по актуализации стандарта организации «Экологическая политика предприятия», обусловленные изданием ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации», типовая форма Экологической политики предприятия достаточно детально рассмотрены в работах [2 и 3]. Процедуры, применением которых обеспечивается лидерство высшего руководства путем разграничения прав, обязанностей и ответственности работников, обусловленные внедрением СЭМ, должны разрабатываться с учетом требований Трудового кодекса РФ и законодательства о юридической ответственности.

6. Планирование

6.1 Действия по обработке рисков и реализации возможностей

6.2 Экологические цели и планирование их достижения

А.6 Планирование

Общая цель процессов состоит в том, чтобы гарантировать, что организация способна получать ожидаемые результаты ее СЭМ, предотвращать или снижать нежелательные последствия, а также обеспечивать постоянное улучшение.

Организация должна продумывать, каким образом мероприятия по достижению экологических целей могут быть встроены в бизнес-процессы организации.

Данный раздел содержит более развернутые по сравнению с МС ISO 14001:2004 формулировки целей и задач, решение которых направлено на их достижение. Цели, задачи, требуемые ресурсы, информация о лицах, ответственных за решение задач и за контроль за ходом их решения в соответствии с требованиями МС ISO 14001:2004 «сводились» в Программу экологического менеджмента и в План мероприятий по улучшению СЭМ; настоящий МС «умалчивает» относительно разработки этих документов.

МС не установлено требования управления рисками по определенным формальным правилам или документированному процессу управления рисками. Выбор методов, которыми организация будет определять риски и возможности, зависит от самой организации. Эти методы могут быть простой качественной оценкой или же более сложными с количественными показателями, в зависимости от контекста, в котором действует организация.

Сказанное означает, что МС предоставляет разработчику СЭМ возможность использования имеющихся у него методик и понятийно-терминологического аппарата программно-целевого планирования, что гарантирует совместимость разрабатываемой СЭМ и СЭМ, внедренной ранее предприятием в соответствии с МС ISO 14001:2004, и непротиворечивость используемых терминов и определений.

7. Обеспечение

Раздел содержит несколько более детализированные по сравнению с МС ISO 14001:2004 требований к организации/предприятию в части: определения необходимой компетентности лица (лиц), выполняющего под ее управлением работу, которая влияет на показатели экологической деятельности организации и ее способность выполнять обязательства соблюдения; обеспечения компетентности в силу соответствующего образования, подготовки или опыта; определения потребности в обучении и оценки его результативности; обеспечения надлежащей осведомленности лиц; определения, внедрения и поддержания процессов, необходимых для внутренних и внешних коммуникаций; включения в состав СЭМ требуемой настоящим МС документированной информации и управляемости ею.

А.7.3 Осведомленность

Знание экологической политики не следует воспринимать как необходимость запоминания обязательств, в нее входящих, или что персонал, выполняющий работы под управлением организации, имеет копии документированной экологической политики. Достаточно, если эти люди будут знать о ее существовании, ее назначении и своей роли в выполнении обязательств, включая то, как их работа может повлиять на способность организации выполнять обязательства соблюдения.

Это означает не обязательность оформления памятки для каждого работника и малоформатных плакатов с текстом экологической политики, что уже исключает излишний формализм при проведении вводного инструктажа соответствующих специалистов и упрощает контроль за пониманием ими экологической политики.

А.7.4 Коммуникации

Данный подраздел содержит более развернутые по сравнению с МС ISO 14001:2004 требования к организации внутреннего и внешнего информационного взаимодействия, прежде всего, обмена экологически значимой информацией. Указанные процедуры не должны входить в противоречие с требованиями законодательства о правах граждан на получение достоверной информации о состоянии ОС (в районе дислокации промышленных объектов, входящих в состав предприятия), о неблагоприятных метеорологических условиях, о состоянии безопасности опасных производственных объектов, о проводимых мероприятиях при введении режима ЧС и иной экологически значимой информации.

В состав СЭМ целесообразно включение отдельного СТО, что обусловлено наличием достаточно значительного числа правовых норм, регулирующих порядок предоставления экологически значимой информации, определяющих информацию ограниченного доступа и устанавливающих юридическую ответственность должностных лиц за допущенные ими правонарушения.

А.7.5 Документированная информация

Основной акцент при создании и управлении документированной информацией методами, необходимыми для обеспечения пригодности, адекватности и результативности СЭМ, следует сделать на функционировании СЭМ и показателях экологической деятельности, а не на сложной системе управления документированной информацией.

Кроме документированной информации, требуемой МС, организация может создавать дополнительную документированную информацию в целях прозрачности, отчетности, преемственности, согласованности, обучения или удобства проведения аудитов.

Может применяться документированная информация, первоначально создававшаяся не для целей СЭМ. Документированная информация, связанная с СЭМ, может быть объединена с информацией других СМ, внедренных в организации, и не обязательно должна быть в форме руководства.

Сказанное позволяет организации/предприятию творчески, с учетом специфики информации, получаемой извне или в процессе контроля за проведением технологических процессов, передаваемой взаимодействующим организациям, уменьшить объем разрабатываемой документации, улучшить организацию документооборота и упрощает контроль за ним. Проводимые мероприятия по совершенствованию документооборота должны быть увязаны с положениями ФЗ «О техническом регулировании» в части формирования системы технического регулирования предприятия.

8. Функционирование

8.1 Оперативное планирование и управление

Организация должна разрабатывать, внедрять, управлять и обеспечивать процессы, необходимые для соответствия требованиям СЭМ, а также выполнять действия посредством: установления операционных критериев для процесса(ов); управления процессом(ами) в соответствии с этими критериями.

Средства управления могут включать технические средства управления и процедуры и применяться, следуя определенному порядку (например, устранение, замена, административные действия), отдельно или в сочетании.

Организация должна гарантировать, что переданный(ые) на сторону процесс(ы) процессы, (на аутсорсинг), выполняется (выполняются) в управляемых условиях или на него (них) можно влиять. Тип и объем контроля или влияния, которые должны быть применены к этому (этим) процессу(ам), должны определяться в рамках СЭМ.

А.8.1 Оперативное планирование и управление

Тип и объем операционного контроля зависит от характера операций, рисков и возможностей, существенных экоаспектов и обязательств соблюдения. Организация имеет возможность гибко выбирать методы операционного контроля, по отдельности или в комбинации, которые необходимы для обеспечения уверенности, что процесс(ы) результативен(ны) и желаемые цели достигаются.

Организация принимает решение по объему необходимого контроля в рамках ее бизнес-процессов (например, процесса закупок), чтобы управлять или оказывать влияние на процессы, переданные на сторону, или продукты и услуги.

Из сопоставления положений, введенных разделом 6 Планирование, следует вывод, что положения раздела 8 и приложения А.8.1 ориентируют разработчика СЭМ на организацию управления переданными на сторону (на аутсорсинг), процессами (работами). К подобным работам правомерно отнести, в частности, разработку Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Экологического паспорта природопользователя, Плана рекультивации земель, проведение экоаналитического контроля (производственного экологического контроля), которые должны быть выполнены специализированными организациями, при этом проведение этих работ является основным видом их деятельности. Работы организуются в соответствии с договорами между предприятием (заказчиком) и специализированной организацией (исполнителем). В договоре должны быть оговорены (при необходимости) принятые сторонами условия контроля, чтобы управлять или оказывать влияние на выполнение переданными на аутсорсинг процессами (работами), а также ответственность сторон при ненадлежащем их исполнении.

8.2 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Раздел содержит несколько более детализированные по сравнению с МС ISO 14001:2004 требования к организации/предприятию в части организации работ для реагирования на ЧС (но не аварии на промышленных объектах).

В практике планирования и проведения соответствующих мероприятий предприятиями/организациями в основу разрабатываемых и документируемых процедур управления закладываются положения и требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Требования МС ни в коей мере не вступают в противоречие с требованиями законодательства в области защиты промышленных объектов, входящих в состав предприятия, от ЧС.

А.9 Оценка результатов деятельности

А.9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

А.9.1.1 Общие положения

При определении того, в отношении чего следует проводить мониторинг и измерения, в дополнении к текущей степени достижения экологических целей организации следует принять во внимание ее существенные экологические аспекты, обязательства соблюдения и средства оперативного контроля.

Следует определить в системе экоменеджмента методы, используемые организацией для мониторинга и измерений, анализа и оценки с тем, чтобы гарантировать что:

a) моменты осуществления мониторинга и измерений скоординированы с необходимостью в данных для анализа и оценки;

b) результаты мониторинга и измерений достоверны, воспроизводимы и могут быть прослежены;

c) результаты анализа и оценки надежны и воспроизводимы, а также позволяют организации выявить тенденции.

Результаты анализа показателей экологической деятельности и оценку результатов следует передать тем, кто несет ответственность и имеет полномочия для инициирования соответствующих действий.

Дополнительную информацию по оценке показателей экологической деятельности см. в ISO 14031.

Принимая во внимание существенные экологические аспекты предприятия/организации, его обязательства соблюдения и средства оперативного контроля, правомерно и обоснованно утверждать, что экологическому мониторингу подлежит состояние природных объектов, находящихся вблизи промышленных объектов, входящих в состав предприятия. Однако, с учетом исключительной сложности научно- методологического, инженерно-технического характера и масштабности организации и проведения экомониторинга, Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» решение соответствующих задач возложено на Систему государственного экомониторинга (уполномоченный орган власти Росгидромет); участие хозяйствующих субъектов в системе государственного экомониторинга осуществляется в рамках информационного взаимодействия (как правило, при необходимости передать информацию, полученную при проведении производственного экоконтроля, или получить результаты прогнозирования состояния близрасположенных природных объектах).

А.9.1.2 Оценка соблюдения

Если результаты оценки соблюдения указывают на нарушения законодательных требований, организации необходимо определить и осуществить действия по обеспечению соблюдения. Это может потребовать коммуникаций с надзорным органом и соглашения о направленности действий для выполнения законодательных требований. В тех случаях, когда такое соглашение имеется, оно становится обязательством соблюдения.

Несоблюдение не обязательно является несоответствием если, например, оно выявлено и исправлено процессами СЭМ.

В практике проведения указанных работ предприятиями/организациями в качестве основы разрабатываемых и документируемых процедур оценки соблюдения закладываются решающие правила и критерии, используемые при программно-целевом планировании.

9.2 Внутренний аудит

А.9.2 Внутренний аудит

Настоящий раздел и приложение не содержат каких-либо дополнений и изменений МС ISO 14001:2004.

9.3 Анализ менеджмента

Высшее руководство должно анализировать СЭМ организации через запланированные интервалы времени, чтобы гарантировать ее постоянную пригодность, соответствие и результативность.

Анализ менеджмента должен осуществляться с учетом с учетом ряда факторов (в прежних редакциях МС – «входной» информации).

Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализа менеджмента.

А.9.3 Анализ менеджмента

Анализ менеджмента: следует проводить на высоком уровне иерархии управления; не должен быть всесторонним обзором детальной информации; может проводиться через какое-то время и может быть частью запланированных на регулярной основе мероприятий менеджмента, таких как совет или производственное совещание; он не обязательно должен осуществляться, как отдельное мероприятие.

Существенные претензии, получаемые от заинтересованных сторон, анализируются высшим руководством для определения возможностей улучшения (в прежних редакциях МС – «выходная» информация).

Возникает вопрос о предмете анализа: результативность экоменеджмента или пригодность, соответствие и результативность (эффективность) СЭМ. В практике предприятий, как это уже отмечалось выше по тексту настоящей статьи, предмет анализа - это пригодность, соответствие и результативность (эффективность) СЭМ.

10. Улучшение

А.10 Улучшение

Настоящий раздел и приложение не содержат каких-либо дополнений и изменений МС ISO 14001:2004.

Выводы и предложения:

1. Принципиально важным положением МС ISO 14001:2015 является констатация правильности сделанного при разработке «первых» редакций МС ISO 14001 выбора в качестве научно – методологической основы экоменеджмента комплексного системного (программно-целевого) подхода и понятийно-терминологического аппарата, общепризнанного при проведении работ в области теории сложных систем, исследования операций, принятия решений, системотехники; тем самым экоменеджмент утверждается как перспективное направление «экологизации» производственной и бизнес-деятельности хозяйствующих субъектов в целях достижения баланса между экологическими, социальными и экономическими интересами.

2. Перспективность и значимость экоменеджмента в определенной мере подчеркиваются изданием Указа Президента РФ от 05.01.2016 г. № 7 о проведении в 2017 г. в РФ Года экологии в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Указ Президента РФ в соответствии с положениями ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является документом стратегического планирования и предусматривает разработку и утверждение документов стратегического планирования федерального уровня, (плана основных мероприятий по проведению в РФ Года экологии), и уровня субъектов РФ, (планов необходимых мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках Года экологии). Естественно, в соответствующие планы мероприятий предполагается включение работ по актуализации документации СЭМ [2] и по разработке СЭМ [10].

3. Принципиально, что МС закрепляет требования, выполнение которых ориентирует пользователя МС на организацию экоменеджмента на самой значимой стадии жизненного цикла промышленных объектов, входящих в состав предприятия, - в процессе эксплуатации технических средств, устройств, оборудования для режимов «штатный», «инцидент/авария», «неблагоприятные метеоусловия», «останов/пуск». Именно на этой стадии организация оптимального (в смысле выбранных критериев) управления использованием природных ресурсов, ООС, техногенной и экобезопасностью и защитой от ЧС становится «повседневной» задачей специалистов отделов рационального использования природных ресурсов, ООС, промышленной, пожарной и экологической безопасности и защиты от ЧС, решаемой грамотным и умелым применением процедур, документированных стандартами СЭМ, (т.е. задача поддержания СЭМ в рабочем состоянии). МС на стадии эксплуатации промышленного объекта должен рассматриваться в качестве «руководства по системотехнике», адаптированного к специфике производственной деятельности предприятия/организации, включая требования законодательства, представленного, как правило, Системой технического регулирования предприятия.

4. Вопросы организации управления использованием природных ресурсов, ООС, техногенной и экобезопасностью и защитой от ЧС на стадиях обоснования инвестиций в строительство, технико-экономического обоснования (проектирования), модернизации, консервации, утилизации технических средств и оборудования промышленных объектов, входящих в состав предприятия, решают организации или подразделения, для которых эти работы являются основным видом деятельности, с использованием в полном объеме научной методологии и понятийно-терминологического аппарата в области проектирования сложных систем и при обязательном следовании требованиям специального законодательства в указанных областях деятельности, представленного, как правило, Системой технического регулирования организации/предприятия. Естественно, «повседневно» используемые специалистами понятийно-терминологический аппарат и правовой инструментарий более отработаны по сравнению с понятийно-терминологическим аппаратом, установленным МС, и соответствуют заведомо более жестким требованиям правового характера, чем заявленные МС. В этой связи при внедрении экоменеджмента на перечисленных стадиях жизненного цикла промышленного объекта МС должен рассматриваться в качестве документа, ориентирующего предприятие/организацию на разработку достаточной и минимально необходимой документации СЭМ в формате, установленном МС, для того, чтобы донести результаты внедрения экоменеджмента предприятия/организации до аудиторов органа сертификации и гарантировать их понимание и надлежащую оценку аудиторами органа сертификации.

5. Из результатов сравнительного анализа терминов и определений, структуры и требований, закрепленных МС, с одной стороны, и дефиниций, положений, принципов, введенных российским законодательством природоресурсным, природоохранным, о техногенной и экобезопасности, о защите от ЧС, с другой стороны, следует, что МС, как и ранее изданные редакции МС ISO 14001, фактически предусматривает требования к «системе природоохранного менеджмента». Однако, специалистами, прежде всего, отделов рационального природопользования, недропользования, земельных отношений, ООС, безопасности (промышленной, пожарной, экологической), защиты от ЧС, востребован именно экоменеджмент, На практике переход к разработке СЭМ обеспечивается определенной адаптацией требований стандартов менеджмента, внедряемых предприятием/организацией, к требованиям российского законодательства, (представленных в рамках Системы технического регулирования предприятия/организации), в частности, доведением формата и содержания Экологической политики предприятия до уровня, отвечающего требованиям документов стратегического планирования, расширением области действия СЭМ за счет разработки и документирования процедур управления использованием природных ресурсов, техногенной и экобезопасностью, защитой от ЧС.

6. За основу прежних редакций стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14001 принят перевод соответствующих редакций МС ISO серии 14000, что, по мнению разработчиков стандартов ГОСТ Р обеспечивало требуемую идентичность международных и национальных российских стандартов и имплементацию МС в российскую правовую систему, а тем самым – единое понимание и толкование результатов внедрения экоменеджмента зарубежными и российскими пользователями стандартов. Если это так, то тем не менее, это понимание достигалось практически в контексте требований МС, что вызывало некоторую настороженность относительно юридической значимости результатов сертификации и сертификатов у специалистов российских надзорных органов власти, органов власти местных образований, судами, СМИ, а также у общественности.

7. В связи со сказанным, при разработке после публикации МС новой редакции ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и при разработке СЭМ следует прежде всего обратить внимание не на идентичность перевода МС, а на адаптацию понятийно-терминологического аппарата, рекомендуемого МС, к российскому законодательству природоресурсному, природоохранному, о техногенной и экобезопасности, о защите от ЧС, и на его согласованность с понятийно-терминологическим аппаратом, используемым при проведении исследований в области программно-целевого планирования.

8. Разработчик СЭМ должен обеспечить соответствие структуры и документации СЭМ требованиям редакции ГОСТ Р ИСО 14001- 2007, (адаптированной к требованиям российского законодательства), что гарантирует также их соответствие требованиям МС ISO 14001: 2015, а главное, будет способствовать единообразному пониманию и однозначному толкованию результатов внедрения экоменеджмента в практику хозяйствующих субъектов заказчиками СЭМ, разработчиками СЭМ, надзорными органами государственной власти, гражданами и их объединениями и иными заинтересованными лицами в контексте требований и российского законодательства, и МС ISO 14001: 2015, и новой редакции ГОСТ Р ИСО 14001- 2007.

9. С учетом вышесказанного целесообразно и рационально в смысле снижения финансовых и временных затрат на проведение работ по внедрению экоменеджмента сертифицировать СЭМ на соответствие требованиям МС ISO 14001: 2015 и версии ГОСТ Р ИСО 14001- 2007 аудиторской группой по единой программе аудита, с использованием согласованных перечней критериев аудита и унифицированных решающих правил и подготовить аудиторские отчеты в соответствии с типовой формой, установленной, соответственно, международным органом сертификации и российской системой сертификации.

10. Выдача аккредитованных сертификатов соответствия СЭМ требованиям МС возможна только с момента его публикации. Выданные сертификаты на МС ISO 14001:2004 действительны до окончания переходного периода - июнь 2018 г. Проведение аудита по МС ISO 14001:2004 возможно в течение 18 месяцев после даты публикации МС до декабря 2016 г., но аудит СЭМ должен быть проведен до сентября 2016 г. После публикации МС сертификаты на МС ISO 14001:2004 будут выдаваться только на срок переходного перехода до июня 2018 г. вне зависимости от даты их выдачи.

11. В приложении к сертификату, выдаваемым предприятию аккредитованным органом сертификации, должны быть названы основные (значимые) управляемые экоаспекты, степень применения МС для улучшения экоменеджмента, (в расширительной трактовке понятия экоменеджмент), критерии аудита, основанные на правовых нормах, закрепленных законодательством природоресурсным, природоохранным, о техногенной и экобезопасности и о защите от ЧС. Наличие этой информации дает возможность понять объем и масштаб работ по организации экоменеджмента, выполненных предприятием, и сравнить уровень организации управления использованием природных ресурсов, ООС, техногенной и экобезопасностью , защитой от ЧС, достигнутый различными предприятиями. В настоящее время упомянутая информация представлена только в отчете об аудите СЭМ, (в формате, требуемым органом сертификации), 1-й экземпляр которого предназначен органу сертификации, 2-й – предприятию.

12. МС ISO 14001: 2015 не содержит дополнений и изменений, наличие которых потребовало бы от образовательных организаций актуализации дополнительных профессиональных программ обучения работников предприятий. Подробная информация о МС ISO 14001: 2015 после его публикации и перевода может быть доведена до обучаемых в процессе их плановой переподготовки или при актуализации программ, обусловленной изменениями и дополнениями законодательства природоресурсного, природоохранного, о техногенной и экобезопасности и о защите от ЧС.

13. Организация работ по предложенным направлениям несомненно будет способствовать имплементации МС в правовую систему РФ, пониманию роли и места экоменеджмента как правового средства всеми участниками деятельности в области использования природных ресурсов, ООС, техногенной и экобезопасности и защиты от ЧС, повышению его привлекательности и востребованности хозяйствующими субъектами.

Литература

1. Серов Г.П., Леппке Г.Н., Ермолаев С.Н., Стоянова О.Б. О системном подходе к организации управления природопользованием, охраной окружающей среды, техногенной и экологической безопасностью, защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера хозяйствующего субъекта// Журнал «Экологический Вестник России», №№ 9, 10 – 2015 г.

2. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. О согласованности документации систем менеджмента и дополнительных профессиональных программ с документами стратегического планирования // Журнал «Экологический Вестник России», №№ 11, 12 - 2015 г.

3. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. О методологии разработки (актуализации) Политики в области менеджмента и корректировке программ дополнительного профессионального образования // Журнал «Экологический Вестник России», № 8 - 2014 г.

4. Серов Г.П., Серов С.Г. Техногенная и экологическая безопасность в практике деятельности предприятий. // Изд. «Ось-89», Москва, 2007 г.

5. ФИНАЛЬНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ СТАНДАРТ ISO/FDIS 14001:2015 Системы экологического менеджмента – Требования и руководство по применению.

6. Арзамазов М.А., Серов Г.П. Консолидация общих требований стандартов к отдельным системам менеджмента и инновации при разработке интегрированных систем менеджмента //Специализированный научный журнал «Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов», № 1 – 2012 г.

7. Серов Г.П., Селиванова М.В. Об актуализации документации аудиторов, обусловленной изменениями и дополнениями законодательства в различных областях хозяйственной и иной деятельности// Журнал «Экологический Вестник России», № 1 - 2014 г.

8. Серов Г.П., Смоленцева Л.А., Селиванова М.В. О рассуждениях на тему экоаудита, экоаудиторской деятельности: что лучше – саморегулирование, лицензирование или аккредитация? // Журнал «Экологический Вестник России», №№ 10,11 - 2014 г.

9 . Эдер И.В., Филимонова Л.В., Мочалов Р.А., Проворная И.В. Доходы нефтегазовых компаний до кризиса и введения санкций // Журнал «Экологический Вестник России», №№ 1- 2016 г.

10. Горкина И.Д. Стандарты международных и национальных отраслевых объединений горнодобывающей промышленности в области сохранения биоразнообразия // Журнал «Экологический Вестник России», № 10 - 2015 г.

Текстовые ссылки на индексы в статье

Примечание: по тексту статьи даны черным цветом – названия разделов (подразделов) МС, курсивом - термины, положения, заимствованные из МС.

Г.П. Серов,
д.ю.н., к.т.н., профессор,
НП «Экологическая аудиторская Палата», г. Москва,
Л.А. Смоленцева,
директор, ООО «ЦЕНТР-ИНФОРМ», г. Ярославль,
Н.С. Парусова,
директор, ЧОУ ДПО ССМ «ЦЕНТР-ИНФОРМ», г. Ярославль.