Font Size

Cpanel

Прошлый (накопленный) экологический ущерб: проблемы и решения. 7. О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 № 2462-р

По информации Росприроднадзора, сегодня на территории Российской Федерации имеется не менее 340 объектов прошлого или накопленного экологического ущерба (НЭУ). Для их ликвидации требуется разработка и реализация целого комплекса организационных, нормативных правовых и технологических мероприятий. Одним из таких документов является подготовленный проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещение вреда окружающей среде и устранения последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате прошлой экономической деятельности». В стадии длительного согласования находится и проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2015–2026 гг. 4 декабря 2014 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 2462-р, в котором утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, которое можно считать первым этапом реализации ФЦП и следует познакомиться с тем, каким образом предполагается его выполнить.

В распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 № 2462-р вошло 26 мероприятий (Таблица 1), и по 21 из них функции заказчика по управлению и их реализации возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды». Исключения - мероприятия на особо охраняемых природных территориях. Функции заказчиков по управлению и их реализации этих мероприятий возложены на ФГБУ Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и национального парка «Земля леопарда» (пункт 21), ФГБУ «Сочинский национальный парк» (пункт 22), ФГБУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» (пункт 23) и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий» (пункт 24), находящихся в ведении Минприроды России.

Минприроды России должно было заключить трехсторонние соглашения о реализации мероприятий с упомянутым Институтом и соответствующими органами исполнительной власти регионов. О результатах реализации первоочередных мероприятий, утвержденных распоряжением, Минприроды России должно представить до 1 апреля 2016 г. доклад в Правительство Российской Федерации.

В распоряжение предусмотрено, что финансирование упомянутых мероприятий должно происходить из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся объекты НЭУ. Если из первого источника предусмотрено выделить 2420,45 млн. рублей, то из второго – только 71,74 млн. рублей, что является чисто символичной цифрой. Следовательно, государство считает ликвидацию объектов НЭУ своей обязанностью.

Все сведения о том, как происходит подготовка к реализации предусмотренных распоряжением мероприятий, можно найти на портале закупок на государственные нужды http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. Эти сведения приведены в Таблице 1.

Рассмотрим, что происходит с мероприятиями, за проведение которых отвечает ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды». К середине августа проведено лишь 10 конкурсов (№№ 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 19, 20) из 21, причем два из них со второго раза (№№ 11 и 12), однако контракты на выполнение работ подписаны только с тремя победителями этих конкурсов (№№ 2, 6, 7). То есть реально работа может начинаться (или начата) только по реализации мероприятий под номерами 2, 6 и 7. Объявлено еще 3 конкурса (№№ 4, 10, 25), причем один из них продлен (№ 25). Еще один конкурс объявлен, но затем отменен (№ 17). Наконец, по четырем мероприятиям конкурсы еще не были объявлены (№№ 8, 13, 15, 16, 18).

Практически это означает, что большая часть мероприятий, включенных в программу, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации, в этом году выполнена не будет. В первую очередь это относится к мероприятиям, по которым конкурс до сих пор не объявлен или не завершен. То же можно сказать и о мероприятиях, для которых в технических заданиях началом выполнение работ значится апрель или май, а вопросы с исполнителями до сих пор не решены (№№ 3, 5, 12). Кроме того, в октябре – ноябре на большей части территории Российской Федерации можно ожидать и снега, и морозов, и задержка с заключением контрактов не позволит в этих условиях заниматься работами по перемещению (или извлечению) грунта или отходов и их обработке.

Как и следовало ожидать, конкурсная процедура провела в ряде случаев к снижению цены планируемых работ, иногда даже значительному (№№ 2, 5, 6, 9, 19, 20). Остается надеяться, что в этих случаев более низкая стоимость работ не приведет к снижению их качества.

Таблица 1. Состояние дел с реализацией первоочередных мероприятий, включенных в программу, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 года № 2462-р

 

 

Наименование мероприятия

Плановый объем финансирования, млн. руб.

(Федеральный бюджет/ Бюджет субъекта РФ)

Плановые сроки выполнения работ

Состояние дел с реализацией мероприятия

1

Рекультивация поверхности хвостохранилища Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината (Хабаровский край)

30,4/ 1,6

 

На 15.08.2015 конкурс не объявлен

2

Пилотный проект по восстановлению торфяных болот (Вологодская область)

 

2,85/ 0

апрель -сентябрь 2015 г.

Победитель конкурса - ООО «Техстрой»,

договорная цена - 2 408 250,00 руб.,

контракт подписан 14.05.2015

3

Восстановление загрязненных нефтепродуктами земель в районе г. Мирного (Архангельская область)

 

195,2/9,76

апрель -декабрь 2015 г.

 

Победитель конкурса - ООО Научно-производственный центр «Баренц»,

договорная цена - 175 000 000,00 руб.,

на 15.08.2015 контракт не подписан

4

Ликвидация отработанных шламовых амбаров с отходами нефтепереработки в Заводском районе г. Грозного и с. Октябрьское (Чеченская Республика)

158,1/ 0

8 месяцев

Конкурс объявлен 28.07.2015

5

Ликвидация разлива мазута в муниципальном образовании Федотовское (Вологодская область)

 

23,6/0

апрель 2015 г. - октябрь 2016 г.

Победитель конкурса - ООО «Экологический Центр»,

договорная цена - 16 591 218,93 руб.,

на 15.08.2015 контракт не подписан

6

Ликвидация прошлого экологического ущерба на территории ликвидированного Беловского цинкового завода (Кемеровская область)

 

150/ 0

12 месяцев

Победитель конкурса - ООО «Научно - исследовательский институт технологий органической, неорганической химии и биотехнологий»,

договорная цена - 111 675 500,00 руб.,

контракт подписан.

7

Проведение работ по обезвреживанию кислых гудронов прудов-накопителей в Хабаровском муниципальном районе (Хабаровский край)

 

61,9/2,84

май - декабрь 2015 г.

Победитель конкурса - ООО «Консул»,

договорная цена - 61 873 333,31 руб.,

контракт подписан 15.05.2015

8

Демеркуризация территории и муниципального имущества Руднянского района Смоленской области (ликвидированного закрытого акционерного общества "Еврогласс") (Смоленская область)

107,2/ 8,94

 

На 15.08.2015 конкурс не объявлен

9

Ликвидация накопленного экологического ущерба и экологическая реабилитация территории отработанных иловых карт, расположенных в г. Владимире (Владимирская область)

 

47,6/2,5

24 месяца

Победитель конкурса - ООО «Теплоэнергострой»,

договорная цена - 36 025 371,42 руб.,

на 15.08.2015 контракт не подписан

10

Рекультивация бесхозной свалки отходов стекольного производства и отходов потребления в Судогодском районе (Владимирская область)

20,2/ 1,06

14,2 месяца

Конкурс объявлен 21.07.2015

11

Мероприятия по подготовке городской свалки твердых бытовых отходов в районе с. Тогаево г. Набережные Челны к закрытию с последующей рекультивацией (Республика Татарстан)

 

84/42

май-август 2015 г.

Конкурс, объявленный 24.04.2015, отменен.

Новый конкурс объявлен 05.06.2015.

Протокол рассмотрения заявок представлен 14.08.2015.

12

Комплекс мероприятий по подготовке к закрытию Самосыровской свалки твердых бытовых отходов по ул. Мамадышский тракт г. Казани с последующей рекультивацией (Республика Татарстан)

 

141,5/132,5

май-август 2015 г.

Конкурс, объявленный 30.04.2015, отменен.

Новый конкурс объявлен 05.06.2015.

Протокол рассмотрения заявок представлен 07.08.2015.

13

Проведение технического этапа рекультивации закрытого полигона твердых бытовых отходов в г. Новочеркасске (Ростовская область)

94,4/0

 

На 15.08.2015 конкурс не объявлен

14

Проведение работ первого этапа по ликвидации свалки твердых бытовых отходов в г. Урюпинске (Волгоградская область)

 

329,5/0

10 месяцев

Конкурс, объявленный 31.03.2015, отменен.

Новый конкурс объявлен 06.08.2015.

15

Пилотный проект "Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива" (Мурманская область)

50/0

 

На 15.08.2015 конкурс не объявлен

16

Пилотный проект "Реабилитация Авачинской бухты" (Камчатский край)

50/0

 

На 15.08.2015 конкурс не объявлен

17

Разработка комплексной программы по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок на территории Республики Крым и г. Севастополь, подготовка проектной документации по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов, требующих принятия неотложных мер, и подготовка предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами

110/0

14 месяцев

 

 

Конкурс, объявленный 25.06.2015, отменен.

 

 

 

18

Завершение рекультивации полигона твердых бытовых отходов в пос. Гаспра Ялтинского района (Республика Крым)

50/0

 

На 15.08.2015 конкурс не объявлен

19

Осуществление мероприятий по демеркуризации ртутьсодержащих отходов

 

20/0

июль 2015 г.–февраль 2016 г.

Победитель конкурса - ООО «Научно-производственное предприятие ЭКОТРОМ Ртутная Безопасность»,

договорная цена - 10 000 000,00 руб.,

протокол рассмотрения заявок представлен 23.07.2015,

на 15.08.2015 контракт не подписан

 

 

 

20

Проведение инвентаризации объектов экологического ущерба, образовавшихся в результате прошлой экономической (промышленность сельское хозяйство, транспорт, строительство) и иной деятельности, и разработка программы по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь

80/0

12 месяцев

Победитель конкурса - ЗАО «Экрос-Инжиниринг»»,

договорная цена - 10 000 000,00 руб.,

протокол рассмотрения заявок представлен 14.07.2015,

на 15.08.2015 контракт не подписан

21

Разработка проекта проведения природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного в период прошлой хозяйственной и военной деятельности экологического ущерба на загрязненных территориях национального парка "Земля леопарда"

15/0

 

Н/д

22

Рекультивация и благоустройство территории дендрологического парка "Южные культуры"

120/0

 

Н/д

23

Первоочередные мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника и реализация пилотного проекта

252,1/0

 

Н/д

24

Выполнение первого этапа работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории государственного природного заповедника "Ненецкий" и восстановление естественных ландшафтов в дельтовой части р. Печора на прилегающей особо охраняемой природной территории

145,5/0

 

Н/д

25

Научно-методическое обеспечение проведения работ по ликвидации объектов прошлого экологического ущерба

47/0

сентябрь

2015 г.–февраль 2016 г.

Конкурс объявлен 26.06.2015, затем продлен

11.08.2015

26

Организация работ, проведение мониторинга и оценки реализации проектов

34,4/0

Постоянно

 

 

Для каждого мероприятия, которое включено в программу, распоряжение устанавливает цель его реализации (Таблица 2). В то же время в техническом задании, которое входят в состав конкурсной документации, дается описание объекта, где должны проводиться необходимые работы. Как ни странно, но далеко не всегда количественные характеристики объекта (например, его площадь, объем накопленных отходов, число жителей, оказавшихся в зоне воздействия объекта и др.), которые приведены в техническом задании, совпадают с параметрами, приведенными в цели мероприятия.

В связи с этим возникает вопрос, насколько качественно были обследованы объекты НЭУ (а эту работу проводили субъекты Российской Федерации), для которых утверждены мероприятия по их ликвидации? Насколько точно техническое задание описывает объемы необходимых работ по объекту НЭУ? Не окажется ли победитель конкурса в положении, когда он не сможет выполнить работу в установленные техническим заданием сроки и за запланированные средства, поскольку техническое задание не давало реальное представление об объекте НЭУ? По некоторым данным задержки с подписанием контракта победителем конкурса в некоторых случаях происходили именно по той причине, что он знакомился с ситуацией с объектом работ задним числом и пытался обговорить дополнительные условия, чтобы не стать недоброкачественным исполнителем.

Таблица 2. Целевые установки для реализации мероприятий, включенных в программу, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 года № 2462-р

Описание объекта, на котором должно быть реализовано мероприятие

Цель реализации мероприятия как она сформулирована в распоряжении Правительства РФ

1

Н/д

Предотвращение пылевого загрязнения атмосферного воздуха токсичными отходами обогащения в количестве 24 млн. тонн, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 54,4 га земель, ликвидация угрозы безопасности для жизни и здоровья 13 тыс. человек

2

Работы должны выполняться в рамках реализации проектной документации «Противопожарное обустройство месторождения торфа «Пустынское» (Ивачевские дачи) в Череповецком районе Вологодской области», разработанной ООО «Институт «Вологдагипроводхоз» в 2008 году.

Ликвидация зон негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба (осушенных болот) в целях выведения из зоны негативного воздействия территории, прилегающей к г. Череповцу, площадью более 915 га, что позволит улучшить экологические условия проживания 7,15 тыс. человек в г. Череповце и населенных пунктах Череповецкого муниципального района

3

Работы должны производиться на территория теплового хозяйства МУП «ЖЭУ» (г. Мирный, Архангельская область) и на прилегающей к нему территории. Объект расположен на восточной окраине города Мирного, в 880 м на юго-восток от южной оконечности водозабора «Северный», в 1,5 км на восток от озера Плесецкое.

В результате хозяйственной деятельности при эксплуатации войсковыми частями Министерства обороны РФ котельных, обеспечивающих город Мирный тепловой энергией, происходили аварийные проливы мазута, что привело к значительным загрязнениям территории котельной и прилегающих территорий.

Общая площадь мазутных разливов составляет 28412,06 м2, общая площадь земель, загрязненных нефтепродуктами, на территории теплового хозяйства МУП «ЖЭУ» и на прилегающей территории, составляет 44014,74 м2.

Ликвидация поверхностных разливов нефтепродукта площадью 2,8 га, улучшение экологических условий проживания 22,6 тыс. человек, ликвидация угрозы загрязнения подземных вод, являющихся источником водоснабжения населения города

4

Работы должны происходить на промышленной площадке бывшего ПО «Грознефтеоргсинтез»  (3,5 га), на которой находится несколько шламовых амбаров с жидкими нефтесодержащими отходами, а также на прилегающая к площадке территории (27 га), загрязненной нефтепродуктами на большую глубину.

Очистка, обезвреживание и утилизация 6 отработанных шламовых амбаров с объемом накопленных отходов I класса опасности 11,4 тыс. тонн

5

Работы должны выполняться на земельном участке, расположенном на территории Федотовского сельского поселения Вологодского муниципального района, на расстоянии 0,5 км к северу от поселка Федотово.

Согласно акту обследования территории от 28 августа 2013 г., в районе поселка Федотово на водосборной площади рек Черная, ручья без названия, акватории водохранилища на реке Шомба и у тела плотины, в верхнем бьефе, имеются загрязнения в виде скопления нефтяной пленки.

Земельный участок площадью 20.158 м2 загрязнен мазутом, в результате произошедшего в 1979 году разлива на мазутно-насосной станции, входящей в состав центральной котельной п. Федотово. Предполагаемый объем вылившегося мазута составляет около 2 тыс. куб. м (около 1,8 тыс. тонн).

На земельном участке находятся отстойники нефтепродуктов в виде трех прудов правильной прямоугольной формы, соединенных между собой трубопроводом. Отстойники заполнены вязкими нефтепродуктами и имеют прямое сообщение с акваторией водных объектов.

Площадь ведения работ 24.414 м2, в т.ч. площадь загрязненной территории 20.158 м2. Территория участка занята частично болотной растительностью разнотравно-осоковой ассоциацией (осока, рогоз, пушица и т.п. на общей площади 8.732 м2), кустарником и мелколесьем (3.578 м2) и лесом (12.104 м2).

Рекультивация и экологическая реабилитация 0,00115 тыс. га земель, предотвращение попадания загрязняющих веществ в водозабор очистных сооружений г. Вологды, ликвидация разлива мазута в объеме 2 тыс. куб. м, улучшение экологических условий проживания 5,26 тыс. человек

6

Работы должны проводиться на территории ОАО «Беловский цинковый завод», расположенного в городе Белово Кемеровской области, который пущен в эксплуатацию в 1930 году.

Почва на территории завода и в радиусе 1 км от него загрязнена тяжёлыми металлами - цинком, свинцом, кадмием, медью, никелем, кобальтом, хромом.

Оборудование и здания завода должны быть демонтированы и утилизированы.

Улучшение экологических условий проживания 135 тыс. человек, экологическая реабилитация и рекультивация 4,4 га земель, отработка методов реабилитации территории ликвидированного Беловского цинкового завода

7

Местом выполнения работ являются пруды-накопители, расположенные в 4 км от села Заозерное. В результате деятельности государственного предприятия «Хабаровского нефтеперерабатывающего завода им. С. Орджоникидзе» с 1965 по 1985 годы в два пруда-накопителя сброшено 9,4 тыс. м³ кислых гудронов. Третий пруд-накопитель используется для сбора поверхностного стока.

Гидроизоляция в прудах-накопителях отсутствует, о чем свидетельствуют выходы нефтепродуктов на поверхность и многочисленные водные промоины. Уровень прудов колеблется в зависимости от погодных условий. Испарения нефтепродуктов в теплое время года являются причиной неприятных запахов, ощущаемых на большом расстоянии.

Улучшение экологических условий проживания 3,5 тыс. человек, экологическая реабилитация 1,1 га земель, устранение негативного влияния 9,4 тыс. куб. метров отходов

8

Н/д

Консервация корпуса санитарной очистки и главного корпуса ликвидированного закрытого акционерного общества "Еврогласс", утилизация 19 тыс. тонн, содержащих ртуть, и 1,1 тонны загрязненного ртутью грунта, демеркуризация 14 тыс. куб. метров загрязненных конструкций

9

Участок иловых карт расположен на северо-востоке от деревни Кусуново, на расстоянии 540 м. Карты в построен без гидроизоляции.  Численность населения, проживающего в зоне воздействия объекта, составляет 349,53 тыс. чел. Площадь загрязненной территории – 5,906 га, объем отработанных илов – около 62 тыс. тонн.

Улучшение экологических условий проживания более 200 тыс. человек, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 0,01 тыс. га земель

10

Местом выполнения работ является Государственное казенное учреждение «Андреевское лесничество», на территории которого находится бесхозная свалка отходов, занимающая площадь 7,0 га.  Свалка не имеет защитных сооружений и не оборудована наблюдательными скважинами. Объем накопленных отходов составляет 325 тыс. тонн 2 - 4 класса опасности, в т.ч. отходы стекловолокна.

В 0,5 км от свалки протекает река Передел, а в 1 км от нее находится памятник природы регионального значения «Фонтан».

Рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 7 га земель, улучшение экологических условий проживания 23 тыс. человек

11

Местом выполнения работ является свалка отходов, находящаяся в районе села Тогаево вблизи города Набережные Челны.

Объем накопленных отходов IV класса опасности на объекте на июнь 2013 года составил около 967 тыс. м3. Площадь свалки составляет 5,04 га с периметром равным 1013,94 м. Свалка не имеет обваловки и ограждения, противофильтрационный экран отсутствует

Улучшение экологических условий проживания 504 тыс. человек, рекультивация 6,6 га земель

12

Общая площадь Самосыровской свалки твердых коммунальных отходов составляет более 29 га,  объем накопленных отходов составляет более 40 млн. м3 (15 млн. тонн).

Свалка не имеет обваловки, противофильтрационный экран отсутствует. Значительному загрязнению подвержена территория на расстоянии до 250 м от свалки.

Улучшение экологических условий проживания 250 тыс. человек, рекультивация 31,6 га земель, ликвидация 15 млн. тонн отходов

13

Н/д

Проведение технического этапа рекультивации полигона, возврат в хозяйственный оборот 11,9 га земель, устранение негативного влияния 5111,6 тыс. куб. метров отходов

14

Свалка городского округа город Урюпинск расположена по адресу: гора Восточная, 87, город Урюпинск, Волгоградская область. На свалке размещены твердые бытовые отходы, образованные на территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области, в общем объеме 1166,5 тыс. куб.м. на земельном участке площадью 11,0 га.

Вывоз и размещение на полигоне размещения отходов (г. Волгоград) 583,24 тыс. куб. метров отходов

15

Н/д

Разработка программы очистки акватории от затонувшего имущества, оказывающего негативное воздействие на состояние морской среды, реализация пилотного проекта

16

Н/д

Разработка программы и проектно-сметной документации по очистке всей акватории Авачинской губы (бухты) от затопленных судов и их фрагментов, а также по очистке прибрежных донных отложений от заиленных линз нефтепродуктов, ликвидация накопленного экологического ущерба от несанкционированного размещения 500 тонн металлолома (3 затопленных судна в районе мыса и бухты Сероглазка), в том числе на путях миграции и прохождения на нерест лососевых видов рыб и путях миграции морского льва - сивуча, объекта животного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации

17

Загрязнение значительной части территории полуострова во многом связано с отсутствием системы обращения с отходами производства и потребления. Особенно неудовлетворительное состояние объектов размещения отходов наблюдается в Севастополе, Симферополе, Судаке, Феодосии, Керчи, Старом Крыму, Коктебеле и других населенных пунктах. Существующие полигоны практически не обеспечены системами защиты почв, водных горизонтов, атмосферного воздуха.

Разработка комплексной программы, проектной документации и предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами

18

Н/д

Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, рекультивация и вовлечение в хозяйственный оборот 4,64 га земель, ликвидация угрозы безопасности для жизни и здоровья 17 тыс. человек

19

Место выполнения работ территория Республики Крым и города Севастополь: земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также помещения в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях.

По оценке общее количество ртутьсодержащих отходов составляет не менее 420 м3, среди которых ртутные лампы и их бой, а также загрязненные ртутью почвы и грунты.

Осуществление подготовительных мероприятий, сбор и переработка до безопасного состояния не менее 420 куб. метров ртутьсодержащих отходов

20

Местом выполнения работ является территория Республики Крым и

города Севастополь.

К объектам прошлого экологического ущерба относятся территории, компоненты природной среды, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Объекты размещения твердых коммунальных отходов, включая несанкционированные, не относятся к объектам исследования.

Создание реестра объектов накопленного экологического ущерба и разработка программы по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Республики Крым и г. Севастополь

21

Н/д

Разработка проекта проведения природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного в период прошлой хозяйственной и военной деятельности экологического ущерба на загрязненных территориях национального парка

22

Н/д

Ликвидация последствий использования территории при строительстве объектов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года

23

Н/д

Разработка концепции, программы и проекта производства работ по организации и реализации мероприятий по ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, выполнение опытных работ по ликвидации репрезентативного источника негативного воздействия в бухте Ольга и бассейнах рек Ольга и Татьяна.

24

Н/д

Сокращение объема накопленных загрязнений на 3,5 тыс. тонн, рекультивация 83,57 га земель с техногенно измененным рельефом, ликвидация 3 аварийных геолого-разведочных скважин, производство работ по восстановлению бетонных тумб, реперов и ограждений на 4 аварийных геолого-разведочных скважинах

25

В рамках выполнения данного проекта планируется разработать следующие документы:

• временное руководство по выявлению и оценке объектов прошлого экологического ущерба, основанного на методологии оценки рисков;

• методологические основы организационные процедуры по подготовке к реализации проектов по ликвидации объектов прошлого экологического ущерба и эколого-экономической оценке их реализации;

• методическое обеспечение определения необходимой степени очистки территорий  и объектов для их последующего функционального (целевого) использования с учетом географических, природно-климатических условий, а также с учетом целевого назначения участков земель и вида целевого использования.

разработка временного руководства по выявлению и оценке объектов прошлого экологического ущерба, основанного на методологии оценки рисков, формирование методологических основ и организационных процедур по подготовке к реализации проектов по ликвидации объектов прошлого экологического ущерба и эколого-экономической оценке их реализации, разработка методического обеспечения определения необходимой степени очистки территорий и объектов для их последующего функционального (целевого) использования с учетом географических, природно-климатических условий, а также с учетом целевого назначения участков земель и вида целевого использования

26

Проведение торгов, выполнение инспекционных проверок, подготовка экспертных заключений, представление ежеквартальной отчетности о ходе работ в Минприроды России, разработка сводного аналитического отчета

 

В заключение можно сказать, что Правительство Российской Федерации сделало важный шаг по пути ликвидации объектов НЭУ, но насколько он окажется успешным, покажет следующий год, поскольку к 1 апреля 2016 года должен появиться отчет о выполнении распоряжения.

Источники информации

1. Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности»

2. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

А.А. Соловьянов,
д.х.н., профессор, заместитель директора,
ФГБУ «ВНИИ охраны окружающей среды»
(ВНИИ Экология), г. Москва